Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Теоретический подход к определению понятия рабочих нагрузок и их влияния на психофизиологическое состояние персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- выравнивание микроклимата в коллективе (создание атмосферы комфортного межличностного общения, формирование общих принципов поведения коллектива в стрессовой ситуации и т.п.)

- профилактика профессиональных стрессов среди сотрудников (социальная поддержка, психологическая помощь, стимулирование общего оздоровления и т.п.);

- тренинги для персонала по повышению стрессовой устойчивости (обучение техникам релаксации, модификации поведения, биологической обратной связи и т.п.).

Таким образом, в результате данного исследования было выявлено, что методы измерения и анализа психофизиологических нагрузок, позволяют выявить сотрудников группы риска. В частности, в данном исследовании было выявлено, что у испытуемых, которые отметили, что сталкиваются на работе с повышенными рабочими нагрузками отмечаются психофизиологические изменения, проявляющиеся в частности в снижении уровня психоэмоционального состояния, повышении уровня нервно-психического напряжения, снижения уровня активного внимания. Полученные в результате измерения и анализа психофизиологических нагрузок персонала результаты, возможно использовать для мотивации руководства к оптимизации рабочего процесса и снижению негативного влияния повышенных рабочих нагрузок на сотрудников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слишком высокие требования, предъявляемые руководителем, нехватка времени, постоянная спешка, широкий спектр профессиональных обязанностей, «скользящий» график, посменная работа – с этим сталкивается большинство работающих людей, в особенности те, кто занимает ответственные должности. Многие из работающих людей характеризуют нагрузку на работе как очень большую и осложняющую повседневную жизнь. В связи с экономией средств, предприятия и организации производят реструктуризацию и оптимизацию, число рабочих мест уменьшается, от оставшихся специалистов требуют высоких результатов, под влиянием этих факторов создается неблагоприятная рабочая обстановка, ведущая к снижению работоспособности и здоровья работника.

Предметом данного исследования выступили методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.

В качестве гипотезы было вынесено предположение о том, что результаты, полученные при применении методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, позволят выявить сотрудников группы риска, и выступят в качестве мотивационной базы для корректировки производственных процессов.


В результате проведенной работы были выполнены поставленные в начале исследования задачи, а именно: теоретическим путем было рассмотрено понятие рабочих нагрузок и особенности их влияния на психофизиологическое состояние персонала, с помощью психологической литературы рассмотрены особенности методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, практическим путем исследованы возможности применения методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, полученные результаты проанализированы, сделаны выводы.

Диагностическое исследование проходило в несколько этапов. На подготовительном этапе была сформирована группа по результатам выявления сотрудников отмечающих, что условия их работы связаны с повышенными профессиональными нагрузками. Далее в данной группе было проведено измерение и анализ психофизиологических рабочих нагрузок, с использованием бланковых методов исследования и направленное на изучение косвенных показателей.

Было выявлено, что большинство сотрудников утверждающих, что их профессиональная деятельность связанна с повышенными рабочими нагрузками, имеют сниженный уровень психоэмоционального состояния, при этом в большей степени страдает настроение специалистов. Так же у данной категории сотрудников отмечается повышение уровня нервно-психического напряжения. Кроме этого, данные сотрудники демонстрируют сниженный уровень активного внимания, наиболее уязвимой характеристикой является способность к врабатываемости. Полученные результаты были использованы в беседе с руководителями организации, с целью обоснования необходимости оптимизации рабочего процесса, даны рекомендации по снижению негативного влияния повышенных рабочих нагрузок на сотрудников.

Проведенный анализ подтвердил выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что, результаты, полученные при применении методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, позволят выявить сотрудников группы риска и выступят в качестве мотивационной базы для корректировки производственных процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров Ю.И. Психофизиология. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
  2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2010. – 272с.
  3. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  4. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. – М.: Высшая школа, 1991. – 399 с.
  5. Васильков А.М., Белов В.Г. Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека // Вопросы психологии. 2003. – №11. – С.12-19.
  6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб: Питер, 2008. – 338 с.
  7. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. М., 1992. – 192 с.
  8. Данилова Н. Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 368 с
  9. Дикая Л. А. Основы психофизиологии. – Р-н-Д: ФГАОУВО «Южный Федеральный Университет», 2016. – 30 с.
  10. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. – 1973. – № 6. – С.141-145.
  11. Истратова  О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – РнД.: Феникс, 2006. – 384 с.
  12. Калмыкова О. Ю., Штрикова Д. Б. Профилактика профессионального стресса в организации. – Самара: СГТУ, 2012. – 178 с.
  13. Ковалев В.Н. Система антистрессовых тренингов. – Севастополь, 2011. – 470 с.
  14. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. – 76 с.
  15. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
  16. Лобанова А. В. Исторический экскурс изучения влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека.//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 476-480.
  17. Манухина С. Ю. Психология труда. – М.: Евразийский институт, 2011. – 274 с.
  18. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Флинта, 2001. – 400
  19. Назарова Ю.В. Психофизиология профессиональной деятельности. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2008. – 64 с
  20. Понамарев М. В. Некоторые психологические аспекты деятельности работников внутренних дел // Журнал практического психолога. – 2009. – №1. – С.68-73.
  21. Прусова Н. В. Психология труда. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  22. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья./Под ред. Р. Калимо, М. А. Эль-Батави. – Женева: ВОЗ, 1989. – 224 с.
  23. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
  24. Толмачева Т. В. Особенности функционального состояния зрительного, слухового, обонятельного, вкусового анализаторов в условиях продолжительного рабочего дня: Автореф. дис..канд. мед. наук. – Барнаул, 2005. – 24 с. 
  25. Федотова Л.П. Психофизиология труда и профессиональной деятельности – Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2000. – 88 с.
  26. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 3 – М.: Прогресс, 1970. – 200 с.
  27. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. – М.: Институт психологии РАН, 1995. – 162 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Тест профессионального стресса (Методика Ч.Спилбергера, адаптация А.Б.Леоновой)

Инструкция:

Ниже приведен перечень возможных источников стресса или «стрессовых ситуаций», которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

Исходя из собственного опыта, оцените, пожалуйста, в какой степени каждая из них характерна именно для Вашей работы – по силе воздействия (вариант 1) и частоте возникновения (вариант 2).

Для оценок используйте 9-бальную шкалу, на которой за относительно «нормальный» уровень примите оценку в 5 баллов по пункту № 1 опросника, поскольку наличие неприятных поручений и противоречивых обязанностей присуще практически любой работе. Эта оценка будет служить как бы внутренним эталоном умеренного уровня стресса по сравнению с которым нужно определить, сильнее или слабее выражено воздействие других стрессовых ситуаций.

Вариант 1 – насколько сильно данный источник стресса затрудняет Вашу работу (даже если подобные ситуации возникают относительно редко).

Вариант 2 – насколько часто возникают такого рода затруднения (даже если они не слишком сильно влияют на работу в каждом отдельном случае).

При ответе не задумывайтесь долго над выбором ответа и ориентируйтесь только на собственные ощущения, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Приложение 1 (продолжение)

Тестовый бланк

п/п

Источники стресса

Вариант 1

Сила стресса

Вариант 2

Частота стресса

Выраженность стресса

1.

 Выполнение неприятных обязанностей

2.

 Сверхурочная работа

3.

 Ограниченные возможности профессионального роста

4.

 Необходимость выполнять новые или совершенно незнакомые задания

5.

 Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей

6.

 Недостаточная поддержка со стороны руководства

7.

 Необходимость преодолевать кризисные ситуации

8.

 Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу

9.

 Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям

10.

Необходимость пользоваться плохим или неподходящим для работы оборудованием 

11.

 Повышенная ответственность за выполняемую работу

12.

 Наличие в работе периодов вынужденного бездействия

13.

 Трудности в отношениях с начальством

14.

 Негативное отношение к организации в целом

15.

 Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач

16.

 Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения

17.

 Обиды и оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера

18.

 Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений

19.

 Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений

20.

 Борьба за продвижение по службе

21.

 Отсутствие полноценного руководства

22.

 Наличие шума и постоянных помех в производственных помещениях

23.

 Постоянные прерывания и отвлечения от работы

24.

 Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам

25.

 Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией

26.

 Жесткие сроки выполнения работы

27.

 Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.)

28.

 Необходимость выполнять работу за других – коллег, начальства, подчиненных

29.

 Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных)

30.

 Конфликты с другими подразделениями организации

Общий показатель выраженности стресса


Приложение 1 (окончание)

Обработка результатов:

Показатель выраженности стресса – произведение силы стресса и его частоты по каждому из 30-ти параметров.

Общий показатель выраженности стресса – сумма всех 30-ти показателей выраженности стресса.

Уровень выраженности стресса определяется подсчетом среднеарифметического значения:

низкий уровень – 1-3 балла

умеренный – 4-6 баллов

выраженный – 7-9 баллов.

Приложение 2

Список испытуемых

п/п

Имя

возраст

стаж

образование

1.

Владимир А.

30

8 л

высшее

2.

Игорь А.

37

9 л

высшее

3.

Иван В.

41

11 л

высшее

4.

Сергей Д.

35

7 л

высшее

5.

Алексей К.

41

9 л

высшее

6.

Руслан К.

37

8 л

высшее

7.

Вячеслав Л.

39

7 л

высшее

8.

Алексей Н.

32

6 л

высшее

9.

Семен Т.

43

10 л

высшее

10.

Андрей Ш.

43

9 л

высшее

11.

Анна З.

41

15 л

высшее

12.

Юлия К.

34

7 л

высшее

13.

Екатерина К.

38

9 л

высшее

14.

Инна К.

42

12 л

высшее

15.

Екатерина М.

31

5 л

высшее

16.

Эвелина О.

35

6 л

высшее

17.

Ольга П.

37

7 л

высшее

18.

Галина С.

33

8 л

высшее

19.

Наталья С.

37

9 л

высшее

20.

Светлана Т.

41

10 л

высшее


Приложение 3

Тест дифференцированной самооценки функционального состояния

(Доскин В.А. с соавторами)

Инструкция: соотнесите свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую Ваше состояние в момент обследования.

Ключ к тесту:

Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Обработка и интерпретация результатов теста:

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом – индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов. Рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу:

10-30 баллов – низкий уровень;

30-50 баллов – средний уровень;

50-70 баллов – высокий уровень.

Приложение 3 (окончание)

Тестовый бланк

3

2

1

0

1

2

3

1. Самочувствие хорошее

1. Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

2. Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3. Активный

4. Малоподвижный

4. Подвижный

5. Веселый

5. Грустный

6. Хорошее настроение

6. Плохое настроение

7. Работоспособный

7. Разбитый

8. Полный сил

8. Обессиленный

9. Медлительный

9. Быстрый

10. Бездеятельный

10. Деятельный

11. Счастливый

11. Несчастный

12. Жизнерадостный

12. Мрачный

13. Напряженный

13. Расслабленный

14. Здоровый

14. Больной

15. Безучастный

15. Увлеченный

16. Равнодушный

16. Взволнованный

17. Восторженный

17. Унылый

18. Радостный

18. Печальный

19. Отдохнувший

19. Усталый

20. Свежий

20. Изнуренный

21. Сонливый

21. Возбужденный

22. Желание отдохнуть

22. Желание работать

23. Спокойный

23. Озабоченный

24. Оптимистичный

24. Пессимистичный

25. Выносливый

25. Утомляемый

26. Бодрый

26. Вялый

27. Соображать трудно

27. Соображать легко

28. Рассеянный

28. Внимательный

29. Полный надежд

29. Разочарованный

30. Довольный

30. Недовольный