Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Теоретический подход к определению понятия рабочих нагрузок и их влияния на психофизиологическое состояние персонала).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 3
- выравнивание микроклимата в коллективе (создание атмосферы комфортного межличностного общения, формирование общих принципов поведения коллектива в стрессовой ситуации и т.п.)
- профилактика профессиональных стрессов среди сотрудников (социальная поддержка, психологическая помощь, стимулирование общего оздоровления и т.п.);
- тренинги для персонала по повышению стрессовой устойчивости (обучение техникам релаксации, модификации поведения, биологической обратной связи и т.п.).
Таким образом, в результате данного исследования было выявлено, что методы измерения и анализа психофизиологических нагрузок, позволяют выявить сотрудников группы риска. В частности, в данном исследовании было выявлено, что у испытуемых, которые отметили, что сталкиваются на работе с повышенными рабочими нагрузками отмечаются психофизиологические изменения, проявляющиеся в частности в снижении уровня психоэмоционального состояния, повышении уровня нервно-психического напряжения, снижения уровня активного внимания. Полученные в результате измерения и анализа психофизиологических нагрузок персонала результаты, возможно использовать для мотивации руководства к оптимизации рабочего процесса и снижению негативного влияния повышенных рабочих нагрузок на сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слишком высокие требования, предъявляемые руководителем, нехватка времени, постоянная спешка, широкий спектр профессиональных обязанностей, «скользящий» график, посменная работа – с этим сталкивается большинство работающих людей, в особенности те, кто занимает ответственные должности. Многие из работающих людей характеризуют нагрузку на работе как очень большую и осложняющую повседневную жизнь. В связи с экономией средств, предприятия и организации производят реструктуризацию и оптимизацию, число рабочих мест уменьшается, от оставшихся специалистов требуют высоких результатов, под влиянием этих факторов создается неблагоприятная рабочая обстановка, ведущая к снижению работоспособности и здоровья работника.
Предметом данного исследования выступили методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.
В качестве гипотезы было вынесено предположение о том, что результаты, полученные при применении методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, позволят выявить сотрудников группы риска, и выступят в качестве мотивационной базы для корректировки производственных процессов.
В результате проведенной работы были выполнены поставленные в начале исследования задачи, а именно: теоретическим путем было рассмотрено понятие рабочих нагрузок и особенности их влияния на психофизиологическое состояние персонала, с помощью психологической литературы рассмотрены особенности методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, практическим путем исследованы возможности применения методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, полученные результаты проанализированы, сделаны выводы.
Диагностическое исследование проходило в несколько этапов. На подготовительном этапе была сформирована группа по результатам выявления сотрудников отмечающих, что условия их работы связаны с повышенными профессиональными нагрузками. Далее в данной группе было проведено измерение и анализ психофизиологических рабочих нагрузок, с использованием бланковых методов исследования и направленное на изучение косвенных показателей.
Было выявлено, что большинство сотрудников утверждающих, что их профессиональная деятельность связанна с повышенными рабочими нагрузками, имеют сниженный уровень психоэмоционального состояния, при этом в большей степени страдает настроение специалистов. Так же у данной категории сотрудников отмечается повышение уровня нервно-психического напряжения. Кроме этого, данные сотрудники демонстрируют сниженный уровень активного внимания, наиболее уязвимой характеристикой является способность к врабатываемости. Полученные результаты были использованы в беседе с руководителями организации, с целью обоснования необходимости оптимизации рабочего процесса, даны рекомендации по снижению негативного влияния повышенных рабочих нагрузок на сотрудников.
Проведенный анализ подтвердил выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что, результаты, полученные при применении методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, позволят выявить сотрудников группы риска и выступят в качестве мотивационной базы для корректировки производственных процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Александров Ю.И. Психофизиология. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2010. – 272с.
- Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
- Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. – М.: Высшая школа, 1991. – 399 с.
- Васильков А.М., Белов В.Г. Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека // Вопросы психологии. 2003. – №11. – С.12-19.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб: Питер, 2008. – 338 с.
- Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. М., 1992. – 192 с.
- Данилова Н. Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 368 с
- Дикая Л. А. Основы психофизиологии. – Р-н-Д: ФГАОУВО «Южный Федеральный Университет», 2016. – 30 с.
- Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. – 1973. – № 6. – С.141-145.
- Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – РнД.: Феникс, 2006. – 384 с.
- Калмыкова О. Ю., Штрикова Д. Б. Профилактика профессионального стресса в организации. – Самара: СГТУ, 2012. – 178 с.
- Ковалев В.Н. Система антистрессовых тренингов. – Севастополь, 2011. – 470 с.
- Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. – 76 с.
- Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
- Лобанова А. В. Исторический экскурс изучения влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека.//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 476-480.
- Манухина С. Ю. Психология труда. – М.: Евразийский институт, 2011. – 274 с.
- Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Флинта, 2001. – 400
- Назарова Ю.В. Психофизиология профессиональной деятельности. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2008. – 64 с
- Понамарев М. В. Некоторые психологические аспекты деятельности работников внутренних дел // Журнал практического психолога. – 2009. – №1. – С.68-73.
- Прусова Н. В. Психология труда. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
- Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья./Под ред. Р. Калимо, М. А. Эль-Батави. – Женева: ВОЗ, 1989. – 224 с.
- Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
- Толмачева Т. В. Особенности функционального состояния зрительного, слухового, обонятельного, вкусового анализаторов в условиях продолжительного рабочего дня: Автореф. дис..канд. мед. наук. – Барнаул, 2005. – 24 с.
- Федотова Л.П. Психофизиология труда и профессиональной деятельности – Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2000. – 88 с.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 3 – М.: Прогресс, 1970. – 200 с.
- Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. – М.: Институт психологии РАН, 1995. – 162 с.
Приложение 1
Тест профессионального стресса (Методика Ч.Спилбергера, адаптация А.Б.Леоновой)
Инструкция:
Ниже приведен перечень возможных источников стресса или «стрессовых ситуаций», которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.
Исходя из собственного опыта, оцените, пожалуйста, в какой степени каждая из них характерна именно для Вашей работы – по силе воздействия (вариант 1) и частоте возникновения (вариант 2).
Для оценок используйте 9-бальную шкалу, на которой за относительно «нормальный» уровень примите оценку в 5 баллов по пункту № 1 опросника, поскольку наличие неприятных поручений и противоречивых обязанностей присуще практически любой работе. Эта оценка будет служить как бы внутренним эталоном умеренного уровня стресса по сравнению с которым нужно определить, сильнее или слабее выражено воздействие других стрессовых ситуаций.
Вариант 1 – насколько сильно данный источник стресса затрудняет Вашу работу (даже если подобные ситуации возникают относительно редко).
Вариант 2 – насколько часто возникают такого рода затруднения (даже если они не слишком сильно влияют на работу в каждом отдельном случае).
При ответе не задумывайтесь долго над выбором ответа и ориентируйтесь только на собственные ощущения, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Приложение 1 (продолжение)
Тестовый бланк
№ п/п |
Источники стресса |
Вариант 1 Сила стресса |
Вариант 2 Частота стресса |
Выраженность стресса |
1. |
Выполнение неприятных обязанностей |
|||
2. |
Сверхурочная работа |
|||
3. |
Ограниченные возможности профессионального роста |
|||
4. |
Необходимость выполнять новые или совершенно незнакомые задания |
|||
5. |
Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей |
|||
6. |
Недостаточная поддержка со стороны руководства |
|||
7. |
Необходимость преодолевать кризисные ситуации |
|||
8. |
Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу |
|||
9. |
Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям |
|||
10. |
Необходимость пользоваться плохим или неподходящим для работы оборудованием |
|||
11. |
Повышенная ответственность за выполняемую работу |
|||
12. |
Наличие в работе периодов вынужденного бездействия |
|||
13. |
Трудности в отношениях с начальством |
|||
14. |
Негативное отношение к организации в целом |
|||
15. |
Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач |
|||
16. |
Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения |
|||
17. |
Обиды и оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера |
|||
18. |
Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений |
|||
19. |
Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений |
|||
20. |
Борьба за продвижение по службе |
|||
21. |
Отсутствие полноценного руководства |
|||
22. |
Наличие шума и постоянных помех в производственных помещениях |
|||
23. |
Постоянные прерывания и отвлечения от работы |
|||
24. |
Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам |
|||
25. |
Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией |
|||
26. |
Жесткие сроки выполнения работы |
|||
27. |
Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.) |
|||
28. |
Необходимость выполнять работу за других – коллег, начальства, подчиненных |
|||
29. |
Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных) |
|||
30. |
Конфликты с другими подразделениями организации |
|||
Общий показатель выраженности стресса |
Приложение 1 (окончание)
Обработка результатов:
Показатель выраженности стресса – произведение силы стресса и его частоты по каждому из 30-ти параметров.
Общий показатель выраженности стресса – сумма всех 30-ти показателей выраженности стресса.
Уровень выраженности стресса определяется подсчетом среднеарифметического значения:
низкий уровень – 1-3 балла
умеренный – 4-6 баллов
выраженный – 7-9 баллов.
Приложение 2
Список испытуемых
№ п/п |
Имя |
возраст |
стаж |
образование |
1. |
Владимир А. |
30 |
8 л |
высшее |
2. |
Игорь А. |
37 |
9 л |
высшее |
3. |
Иван В. |
41 |
11 л |
высшее |
4. |
Сергей Д. |
35 |
7 л |
высшее |
5. |
Алексей К. |
41 |
9 л |
высшее |
6. |
Руслан К. |
37 |
8 л |
высшее |
7. |
Вячеслав Л. |
39 |
7 л |
высшее |
8. |
Алексей Н. |
32 |
6 л |
высшее |
9. |
Семен Т. |
43 |
10 л |
высшее |
10. |
Андрей Ш. |
43 |
9 л |
высшее |
11. |
Анна З. |
41 |
15 л |
высшее |
12. |
Юлия К. |
34 |
7 л |
высшее |
13. |
Екатерина К. |
38 |
9 л |
высшее |
14. |
Инна К. |
42 |
12 л |
высшее |
15. |
Екатерина М. |
31 |
5 л |
высшее |
16. |
Эвелина О. |
35 |
6 л |
высшее |
17. |
Ольга П. |
37 |
7 л |
высшее |
18. |
Галина С. |
33 |
8 л |
высшее |
19. |
Наталья С. |
37 |
9 л |
высшее |
20. |
Светлана Т. |
41 |
10 л |
высшее |
Приложение 3
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния
(Доскин В.А. с соавторами)
Инструкция: соотнесите свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую Ваше состояние в момент обследования.
Ключ к тесту:
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Обработка и интерпретация результатов теста:
При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом – индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов. Рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.
Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу:
10-30 баллов – низкий уровень;
30-50 баллов – средний уровень;
50-70 баллов – высокий уровень.
Приложение 3 (окончание)
Тестовый бланк
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
||
1. Самочувствие хорошее |
1. Самочувствие плохое |
|||||||
2. Чувствую себя сильным |
2. Чувствую себя слабым |
|||||||
3. Пассивный |
3. Активный |
|||||||
4. Малоподвижный |
4. Подвижный |
|||||||
5. Веселый |
5. Грустный |
|||||||
6. Хорошее настроение |
6. Плохое настроение |
|||||||
7. Работоспособный |
7. Разбитый |
|||||||
8. Полный сил |
8. Обессиленный |
|||||||
9. Медлительный |
9. Быстрый |
|||||||
10. Бездеятельный |
10. Деятельный |
|||||||
11. Счастливый |
11. Несчастный |
|||||||
12. Жизнерадостный |
12. Мрачный |
|||||||
13. Напряженный |
13. Расслабленный |
|||||||
14. Здоровый |
14. Больной |
|||||||
15. Безучастный |
15. Увлеченный |
|||||||
16. Равнодушный |
16. Взволнованный |
|||||||
17. Восторженный |
17. Унылый |
|||||||
18. Радостный |
18. Печальный |
|||||||
19. Отдохнувший |
19. Усталый |
|||||||
20. Свежий |
20. Изнуренный |
|||||||
21. Сонливый |
21. Возбужденный |
|||||||
22. Желание отдохнуть |
22. Желание работать |
|||||||
23. Спокойный |
23. Озабоченный |
|||||||
24. Оптимистичный |
24. Пессимистичный |
|||||||
25. Выносливый |
25. Утомляемый |
|||||||
26. Бодрый |
26. Вялый |
|||||||
27. Соображать трудно |
27. Соображать легко |
|||||||
28. Рассеянный |
28. Внимательный |
|||||||
29. Полный надежд |
29. Разочарованный |
|||||||
30. Довольный |
30. Недовольный |