Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Теоретический подход к определению понятия рабочих нагрузок и их влияния на психофизиологическое состояние персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональные нагрузки предполагают наличие у работника способности влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. В зависимости от характеристики работы эмоциональные нагрузки определяются следующими показателями:

- степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибки – показатель, учитывающий в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

- степень риска для собственной жизни – вероятность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).

- степень ответственности за безопасность других лиц – возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.

- количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену – определяется на основании хронометражных наблюдений. [22; с. 52]

При расчете общей рабочей нагрузки учитываются как количественные характеристики труда, так и комплекс факторов, влияющих на функциональное напряжение организма в процессе труда, включающий средства труда, трудовые действия, условия окружающей среды, длительность труда, интенсивности труда, рабочий ритм, рабочий темп и другие показатели. Повышенная напряженность труда определяется наличием интеллектуальных (содержание и характер работы), сенсорных (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов, время работы с оптическими приборами), эмоциональных (степень ответственности за принятое решение) и монотонных нагрузок, а также сменностью труда. [25; с. 39]

По характеру влияния условий труда на психофизиологическое здоровье человека выделяют:

- оптимальные нагрузки –  соответствуют первому классу условий труда по тяжести и напряженности, здоровье работников сохраняется, создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;

- допустимые нагрузки – соответствуют второму классу условий труда, предполагают возможные изменения функционального состояния организма (напряжение, утомление), которые восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников;


- вредные нагрузки – относятся к третьему классу условий труда по факторам тяжести и напряженности, оказывают неблагоприятное действие (перенапряжение) на организм работников. [23; с. 117]

Нормативная эффективность труда предполагает такую степень напряженности в процессе труда, которая при производительном использовании всего рабочего времени, наличии техники и высокой интенсивности труда сопровождается затратами физической и нервной энергии, не только не наносящими ущерба здоровью, но и обеспечивающими нормальное функционирование всех его органов, всестороннее использование и развитие физических и умственных способностей работников. [23; с. 118]

Пределом работоспособности является общее утомление организма, в основе которого лежат тормозные процессы центральной нервной системы. Само по себе утомление – это реакция организма, сигна­лизирующая о перегрузке, и, тем самым, защищающая он нее организм. Утом­ление – процесс обратимый, однако возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что сохранившееся следы утомления накапливаются, и оно переходит в переутомление. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может полностью отсутствовать. [15; с. 94]

Переутомление понижает интерес к работе, все тяжелее дается решение производственных задач, возрастает недовольство рабочими условиями, появляется закисленность на недоделках и недостатках. Начинают преобладать отрицательные эмоции: от повышенной раздражительности до безразличия и апатии. Могут появиться нарушения сна, головные и мышечные боли, сердцебиение, слабость, подавленность, плохая сопротивляемость инфекциям. Переутомление сначала затрагивает нервную систему, а следом начинают страдать и другие органы, и системы организма, могут появиться проблемы в пищеварительной (гастриты, язвы) и сердечно-сосудистой (гипертония, инфаркты) системах. [12; с. 55]

Выраженная, либо полная дезинтеграция различных психических сфер, возникшая под влиянием профессиональных нагрузок, определяется как профессиональное выгорание.

Профессиональное выгорание характеризуется рядом функций:

- антимотивационная – дестимулирование субъекта на выполнение своей профессиональной деятельности и снижение уровня достижений в реализации профессиональных и социальных целей;

- антикогнитивная – упрощение когнитивных структур личности, направленных на познание социальных объектов, сужение сферы профессионального опыта субъекта и формирование отрицательных оценочных суждений относительно его профессиональной компетентности и эффективности выполнения трудовых функций, а также относительно социального окружения;


- дерегуляторная – разрушение системы профессиональной деятельности, что находит свое выражение в снижении профессиональной эффективности и снижении степени удовлетворенностью жизнью. [6; с. 79]

С этих позиций выгорание является дезадаптационным симптомом, нарушающим протекание не только процесса профессионального функционирования, но и оказывающем отрицательное воздействие на ряд областей жизнедеятельности субъекта в целом. [14; с. 27]

Таким образом, на данный момент, в связи с различием во взглядах на суть рабочей нагрузки, данное понятие не получило однозначного толкования, в рамках данной работы мы опирались на определение В.А. Бодрова, определяющего рабочую нагрузку как процесс воздействия на субъект совокупности факторов трудовой деятельности, определяющих содержание и условия выполнения конкретных задач, соотнесенное с возможностями человека реализовать предъявленные ею требования. Общая рабочая нагрузка выступает как результат сочетания умственной, физической и эмоциональной нагрузки трудовой деятельности. [3; с. 37]

Рабочая нагрузка отражает процесс взаимодействия специалиста с рабочей задачей. Величина работы, которую индивид должен выполнить, определяется в некоторой степени тем, сколько он хочет сделать и какими ресурсами для этого располагает. Объем затрачиваемых ресурсов при нормативной нагрузке предполагает не только отсутствие ущерба здоровью, но и обеспечивает нормальное функционирование всех его органов, а также всестороннее использование и развитие физических и умственных способностей работников. [25; с. 37]

Предел работоспособности проявляется в общем утомлении организма, продолжение работы на пределе работоспособности приводит к накоплению сохраняющихся следов утомления и переходит в переутомление. Результатом дезинтеграция различных психических сфер, возникших под влиянием предельных профессиональных нагрузок, является профессиональное выгорание. [2; с. 83]

1.2 Методы измерения и анализа психофизиологических нагрузок персонала

Физиологические процессы, как правило, скрыты от внешнего наблюдения, поэтому они длительное время оставались вне области интересов психологов, занимавшихся в основном исследованием доступных для прямого наблюдения проявлений поведения человека. Однако многие модели психической деятельности человека, и профессиональной в том числе, носили бы чисто умозрительный характер, если бы психологи не заинтересовались нейрофизиологическими процессами, лежащими в основе, исследуемой ими реальности. [27; с. 69]


С другой стороны, в физиологии постоянно возникала потребность описать организацию физиологических процессов в терминах, определяемых в психологических концепциях и теориях. Происходило и происходит взаимное обогащение двух наук о человеке, как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами. В силу своей объективности физиологические показатели становятся надёжными элементами, используемыми при описании изучаемого поведения. Они позволяют экспериментаторам включить в сферу своих исследований скрытые для прямого наблюдения проявления активности организма, лежащие в основе поведения. [26; с. 63]

Содержание профессиональной деятельности, с точки зрения психофизиологии, анализируется по следующим параметрам:

- психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и так далее);

- влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;

- психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);

- психологические закономерности взаимодействия человека и техники;

- инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и так далее;

- технико-экономические, социальные, социально-психологические и санитарно-гигиенические характеристики условий труда;

- функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и другие). [7; с. 75]

Специфика применения методов психофизиологии при изучении профессиональной деятельности состоит в том, что исследователь нацелен на решение приоритетной задачи оценки тех изменений в организме человека, которые обусловлены его работой. Психофизиологическое исследование профессиональной деятельности, Т.В. Толмачева предлагает условно разделить на три группы:

1) оценка функционирования анализаторных систем – выявление изменений в системах, позволяющих человеку ориентироваться в окружающей среде и осуществлять с ней двухстороннюю связь (зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, вибрационная, температурная и болевая чувствительность, обоняние и вкус);

2) оценка исполнительных механизмов деятельности – выявление изменений в системах, реализуемых в двигательных операциях, механических и речевых актах;


3) комплексная оценка психофизиологического состояния работника – выявление сдвигов в протекании основных психических процессов: восприятии, внимании, памяти, мышлении, наличия признаков утомления, напряженности, различных формы психологического стресса, выявление изменений в эмоционально-волевой сфере, измерение запаса функциональных резервов, адаптационных возможностей и т.п. [24; с. 7]

В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надёжными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов. Надёжность электрических показателей по сравнению с другими, по мнению А.Б. Коган, особенно демонстративна, «когда они оказываются единственным средством обнаружения деятельности». Единообразие потенциалов действия в нервной клетке, нервном волокне, мышечной клетке, как у человека, так и у животных говорит об универсальности этих показателей. Точность электрических показателей, т.е. их временное и динамическое соответствие физиологическим процессам, основана на быстрых физико-химических механизмах генерации потенциалов, являющихся неотъемлемым компонентом физиологических процессов в нервной или мышечной структуре. [8; с. 73]

К перечисленным преимуществам электрических показателей физиологической активности следует добавить и тот факт, что, большую часть показателей можно регистрировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект исследования. [4; с. 104]

К электрофизиологическим методам относят такие методы, как:

- электроэнцефалография (ЭЭГ) – регистрация электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы. Спонтанная электрическая активность мозга характеризуется специфическими ритмами определенной частоты и амплитуды и одновременно может быть записана от многих участков черепа;

- магнитоэнцефалография (МЭГ) – измерение магнитных полей, возникающих вследствие электрической активности мозга.  Бесконтактный метод регистрации. В МЭГ отражаются только источники активности, которые расположены тангенциально (параллельно черепу), что снимает проблему выбора места для реально неактивного отведения;