Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1.Социально-экономическая сущность медицинских услуг

1.2.Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления

Глава 2. Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реформированию системы здравоохранения (на примере Северо-Кавказского Федерального округа)

2.1.Основные показатели современного состояния здравоохранения регионов СКФО

2.2.Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе

ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

3.1.Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе

3.2.Предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Реформы в области здравоохранения на всем протяжении истории современной России связаны, прежде всего, с решением такой проблемы, как ресурсное обеспечение. Существует прямая зависимость между темпами развития здравоохранения и уровнем жизни и состояния здоровья людей. Оба параметра в основном зависят от степени обеспеченности финансовыми ресурсами системы здравоохранения. Данная проблема представляет собой целый комплекс и требует ответы на целый ряд вопросов, особенно, где именно взять средства (источники финансирования), в каких объемах и как их наиболее рационально использовать. В основу реформирования экономической модели отечественного здравоохранения был заложен переход от преимущественно централизованной одноканальной системы финансирования к децентрализованной многоканальной. Результатом этого стало возросшее количество финансовых потоков привело к естественному уменьшению средств, доходящих до лечебно-профилактических учреждений, объясняющееся затратами на содержание субъектов систем здравоохранения и медицинского страхования, потерями при многократном прохождении финансов через банковские структуры, а иногда и их нецелевым использованием. Следовательно, здесь необходимо рассматривать такой способ решения проблемы, как увеличение объема ассигнований на здравоохранение, но и сокращение количества финансовых потоков в этой системе.

Рис. 3.1.1. Предложения по развитию системы здравоохранения СКФО

Очевидным становится то, что являясь заинтересованными в повышении дохода, лечебно-профилактические учреждения, не имеющие возможности повлиять на величину тарифа, вынуждены увеличивать количество услуг, поскольку финансирование осуществляется по принципу «деньги следуют за пациентом». В итоге происходит парадоксальная ситуация, где в условиях ограниченных ресурсов стимулируется затратный тип функционирования отрасли, а сохранение и укрепление здоровья населения для медицинских организаций носят экономически невыгодный характер, не считая повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи. [71]

В решении описанной проблемы значительную роль может сыграть дифференциация тарифов при любом способе оплаты в зависимости от эффективности работы. Однако необходимо отметить, что данный подход к решению проблемы, требует снесения изменений в существующую законодательную базу и создания действенной системы оценки качества медицинской помощи на территории с четким распределением полномочий между медицинскими учреждениями, органами здравоохранения, различными субъектами медицинского страхования. Основой такого распределения может быть представлены составляющие понятия «качество медицинской помощи»: качество процесса и качество результата, а также непосредственно те функции и задачи, стоящие перед каждым субъектом здравоохранения.


Также, можно рассматривать в перспективе совершенствования ресурсного обеспечения региональной системы здравоохранения следующую схему, где наряду с бюджетным финансированием и системой ОМС, необходимо непосредственно долевое участие пациента в оплате медицинской помощи: это приведет к сочетанию принципов общественной солидарности и личной ответственности населения за сохранение собственного здоровья. В этом случае предлагаются два варианта: медицинские накопительные счета или платежи населения. В первом случае речь идет об именных банковских счетах, средства с которых могут использоваться для оплаты медицинской помощи (накопление которых может происходить посредством процентных отчислений работодателями людей в процессе трудовой деятельности), во втором – о непосредственной оплате определенной доли от стоимости лечения при обращении в лечебно-профилактическое учреждение (такое разделение оплаты лечения населения может стать эффективным при необходимости проведения дорогостоящих операций или дорогостоящего обследования и лечения). Однако нельзя не оставить без внимания вопрос об участии пациентов в оплате медицинской помощи, то есть определения размера атакой доплаты и ее способа, а также требуется соответствующее правовое обеспечение, включая введение льгот для социально незащищенных категорий населения региона.

Также необходимо помнить, что важная роль финансового механизма системы здравоохранения отведена дополнительным источникам финансирования медицинских учреждений. Ресурсы регионального здравоохранения – это не только материально-техническая база и квалифицированные кадры, но и лекарства. Одним из дополнительных источников финансирования отрасли здравоохранения может стать развитие отечественной фармацевтической промышленности в Северо-Кавказском федеральном округе с контрольным пакетом государства.

Еще одним реальным источником финансирования ряда учреждений организации могут стать финансовые ресурсы организаций. Для этого необходимо вернуться к отмененной главе Налогового Кодекса РФ – системе налоговых льгот по налогу на прибыль юридическим лицам, содержащим на своем балансе объекты социально-культурной сферы, так как после ее отмены предприятия вынуждены были отчуждать собственные медико-стационарные части и другие лечебные объекты.

Необходимо создать благоприятные условия для привлечения благотворительных взносов государственных и частных учреждений, которые должны быть освобождены от налогов. В России на сегодняшний день юридические лица могут расходовать на благотворительность только чистую прибыль предприятия, что не создает условий для развития меценатства, речь идет о предоставлении в соответствии с законом налоговых льгот гражданам и юридическим лицам, которые оказывают финансовую поддержку медицинским организациям и учреждениям. Здесь, также необходимы меры, которые будут стимулировать организации и население приобретать медицинские услуги за счет собственных средств посредством упорядочения налоговых льгот: по налогу на прибыль – увеличить налоговые вычеты до уровня полного возмещения затрат организации, осуществляющей добровольное медицинское страхование своих сотрудников; по налогу на доходы физических лиц – дополнить социальные налоговые вычеты суммой расходов по договорам добровольного медицинского страхования.


Таким образом, кроме прямого государственного финансирования необходимо широко использовать методы косвенного бюджетного финансирования медицинских учреждений через систему налоговых льгот.

На сегодняшний день информационные технологии являются неотъемлемой частью сферы социальных услуг, в особенности области здравоохранения. Современные медицинские учреждения производят и накапливают огромные объемы данных, исходя из этого, прослеживается зависимость качества медицинской помощи, общего уровня жизни населения, уровня развития региона и страны в целом от эффективности использования этой информации врачами руководителями и управляющими органами.

Современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа на основе мониторинга и анализа показателей качества медицинской помощи. Создание автоматизированных рабочих мест специалистов лечебно-профилактических учреждений, автоматизированных систем документооборота, автоматизированных информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений - представляют собой основные направления информационных разработок, предназначенных для повышения эффективности управления медицинскими учреждениями.

Целью информатизации системы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между учреждениями и организациями системы здравоохранения региона, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.

Применение медицинских информационных технологий для ведения личных медицинских записей является важной частью нашей изменяющейся системы здравоохранения. Использование компьютеров и других электронных устройств облегчает пациенту, врачу и медицинским учреждениям в целом (таким как больницы, лаборатории, рентгенологии и т. д.), хранить, обмениваться и получать доступ к медицинским данным. Использование компьютеров и их сетей комплексное направление развития области здравоохранения и известно как «медицинские информационные технологии».


Согласно Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения большая часть средств вычислительной техники применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, в то время как для автоматизации собственно лечебно-диагностического процесса используется менее 20% компьютерного парка.[71]

Сегодня персонифицированные массивы учетных данных передаются в совершенно разных форматах, поскольку их получателями являются фонды

ОМС, страховые компании, органы управления здравоохранением (их МИАЦ), органы Росздравнадзора и Фонда социального страхования. Кроме того, в общей схеме информационного обмена участвуют также органы Пенсионного фонда, а также фармацевтические организации и аптеки. И из этого следует вывод о том, что текущая структура информационного обмена излишне усложнена, отсюда следуют дополнительные издержки на администрирование и логистику разрозненных потоков данных, а также явное дублирование многих процессов обработки информации. Здесь также имеют место и такие случаи, когда происходит «навязывание» сверху каких-то конкретных технических решений вместо определения стандартов обмена данными. Такие моменты значительно усугубляют данную проблему и вызывают резкое неприятие информационных технологий со стороны медицинского персонала.

Также необходимо рассмотреть приоритеты расходования бюджетных средств на ИКТ. Представляется, что, прежде всего, эти средства должны быть направлены на создание новой информационной среды деятельности практикующего врача: для экономии его рабочего времени в части ведения медицинской документации, снижения врачебных ошибок и т.п. До 50% рабочего времени врача уходят на поиск необходимой информации и ведение документации. Применение компьютерных систем ведения медицинских записей о пациентах позволяет почти в 4 раза сократить время поиска необходимой информации, на 25% сократить время постановки диагноза и на 10–20% увеличить поток принятых врачом пациентов (по данным Какориной Е.П.). По оценкам ВОЗ, около 20% врачебных ошибок связано с неполнотой данных или невозможностью оперативного получения необходимой информации. Сегодня активно используются около 4 тысяч медикаментов, между которыми имеют место более 2 тысяч взаимодействий, определяющих возможность их совместного применения. Поэтому сейчас активно развиваются системы компьютерной поддержки врачебных назначений (Computerized Physician Order Entry – CPOE), которые позволяют существенно, почти на 80%, сократить количество ошибок при назначении лекарств и на 55% снизить неблагоприятные побочные реакции (по данным Шульмана Е.И.). [73]


В рамках достижения цели автоматизации в сфере здравоохранения СКФО планируется решить следующие основные задачи:

  • создание информационно-аналитической системы ведения региональных реестров и регистров, а также нормативно-справочного обеспечения в сфере здравоохранения;
  • создание информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи;
  • информационная поддержка процесса оказания первичной медицинской помощи, а также лечебно-диагностического процесса, в том числе на основе обеспечения доступа медицинских работников к нормативно-справочной информации, необходимой для профессиональной деятельности;
  • информационная поддержка оказания услуг высокотехнологичной медицинской помощи;
  • создание и внедрение автоматизированной системы ведения медицинской карты пациента в электронном виде;
  • создание условий для реализации саморегулируемой системы организации медицинской помощи с использованием постоянного мониторинга и анализа показателей качества медицинской помощи;
  • упорядочение системы финансирования и управления учреждениями и организациями отрасли здравоохранения.

При этом предполагается, что источниками первичной информации для формирования элементов системы должны стать медицинские учреждения, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать заключение о том, что повышение уровня качества и доступности медицинских услуг, следовало бы ожидать рост посещаемости не только по заболеваемости, но и с целью проведения и получения каких-либо профилактических мероприятий, что, как правило, окажет прямое влияние на улучшение показателей здоровья население Российской Федерации, в частности трудоспособного.

Сфера здравоохранения представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, государственное регулирование и управление которой является неотъемлемой частью этой целостного процесса, поскольку организация системы охраны здоровья осуществляется путем государственного управления, включающего в себя: нормативно-правовое регулирование, разработку и реализацию мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, формирование здорового образа жизни населения и основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.