Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1.Социально-экономическая сущность медицинских услуг

1.2.Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления

Глава 2. Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реформированию системы здравоохранения (на примере Северо-Кавказского Федерального округа)

2.1.Основные показатели современного состояния здравоохранения регионов СКФО

2.2.Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе

ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

3.1.Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе

3.2.Предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Главным фактором, определяющим актуальность исследования, выступает необходимость продолжения и развития процессов модернизации в экономике здравоохранения, предусмотренных в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных и региональных программ развития здравоохранения, поскольку их реализация до сих пор не смогла существенно изменить ситуацию в отрасли.

Серьезные преобразования, происходящие в отечественной системе здрвоохранения в последние годы, направлены на повышение качества медицинских услуг при реализации программы государственных гарантий, на переход к одноканальной модели финансирования медицинской помощи, на внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в деятельность социально ориентированных организаций, оказывающих общественно значимые услуги, и др. Практическая реализация вышеперечисленных нововведений требует пересмотра концепции развития государственного регулирования в сфере здравоохранения, приоритетные направления, которого соответствуют лучшей мировой практике. Сохранение здоровья нации является стратегическим ориентиром государственного регулирования в сфере здравоохранения, определяющим целевые установки государственной политики.

Цель и задачи исследования. Целью работы является совершенствование системы регионального управления в сфере здравоохранения, структурное наполнение элементов которого обеспечивало бы устойчивое развитие медицинских организаций для достижения ими социально значимых результатов.

Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе поставлены и последовательно решаются следующие задачи:

  • изучение социально-экономической сущности медицинских услуг;
  • характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления;
  • рассмотрение теоретических основ формирования системы здравоохранения в регионе;
  • анализ социально-экономических особенностей территорий СКФО;
  • анализ основных показателей современного состояния здравоохранения регионов СКФО;
  • выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе;
  • обоснование стратегических направлений по содействию развития системы здравоохранения в регионе;
  • разработка предложений по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения.

Объектом исследования выступает система здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа.

Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования системы здравоохранения СКФО.

Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1.Социально-экономическая сущность медицинских услуг

На сегодняшний день государственная политика Российской Федерации в области здравоохранения претерпевает различные изменения, которые непосредственно направлены как на само повышение качества, так и на доступность медицинских услуг.

За период двух предыдущих десятилетий преобразования системы здравоохранения экономика этой области рассматривается именно со стороны медицинской науки, то есть ее приравнивают с организацией и управлением в здравоохранении, а концепции экономической науки, в свою очередь, не упускают возможность приспособить к организации оказания медицинской помощи населению. Вероятно, это и является одной из главных причин медленного реформирования экономики российского здравоохранения, а также возникающих проблем на пути развития обязательного медицинского страхования (ОМС) в условиях финансового дефицита.

Следовательно, разногласия о природе и сущности медицинской услуги как социально-экономической категории оказалась в центре теоретической и практической разработки проблем эффективного развития национальной системы здравоохранения. Уточнение формулировки и содержания понятий «медицинская услуга» и «доступность медицинской услуги», а также определения «качество медицинской услуги» требуют к себе особого внимания, а значит необходимо рассмотрение базовых конструкций с последующим раскрытием и учетом особенностей, которые тесно связаны с отраслевой спецификой сферы здравоохранения.

При рассмотрении работ российских и зарубежных научных исследователей, непосредственно связанных с данной тематикой, следует отметить, что подходы к определению смысла услуги вариативны. В таком случае, их следовало бы разделить на три основные группы (см. табл. 1.1.1).


Таблица 1.1.1 Подходы к определению сущности понятия «услуга»[1]*

  1. Определения авторов, охарактеризовавших услугу как действия, виды деятельности, саму деятельность

1

2

Ф. Котлер

Услуга – это «любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. В некоторых случаях предоставление услуг связано с материальными продуктами, в других – не имеет к ним никакого отношения» [30]

Б.Э. Тоффлер

Услуга – «работа, выполненная одним человеком для другого», либо «вид бизнеса, при котором продаются не материальные продукты, а помощь и знания»[33]

И.К. Беляевский

Услуга «является особой формой товара и представляет собой полезное действие, направленное на удовлетворение определенных потребностей и осуществляемое в обмен на деньги»[36]

В.Г. Золоторев

Услуга – это «целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение каких-либо потребностей человека и общества в целом, но не создающая новых потребительских стоимостей (новых средств производства или предметов потребления)»[64]

ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

«Услуга – это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц»[38]

  1. Определения, в которых услуги рассматриваются как результат деятельности

Т. Хилл

Услуга – это «изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой»[44]

Б.А. Райзенберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева

Услуги - «виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существующих материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат»[35]

А.П. Дубрович

Услуги – это «объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений»[41]

Словарь терминов современного предпринимательства

«Услуги – это результат непроизводственной деятельности предприятия или отдельного лица, который служит для удовлетворения определенных потребностей человека и выступает в качестве товара.[64]

  1. Определение, характеризующее услугу и как деятельность, и как результат

Г.А. Аванесова

Услуга - «понятие, обозначающее действие, приносящее пользу, благо, помощь другому человеку»[49]

Р.М. Бесом

«Для потребителей услуги – это любые предлагаемые для продажи действия, которые обеспечивают ценные выгоды или удовлетворения»[36]

О. Андрессен

Услуги – это «любая неосязаемая польза (выгода), которая оплачена непосредственно или косвенно и которая часто включает больший или меньший физический или технический компонент»[33]

В.Ж. Стэнтон

Услуги – «отдельно идентифицируемые, неосязаемые действия, которые обеспечивают желаемое удовлетворение, когда предложены на продажу потребителям и/или производственным пользователям и которые обязательно сопутствуют продаже изделия или другой услуги»[33]


Проведя анализ представленных выше подходов, необходимо сделать следующий вывод: сущность услуг в области здравоохранения наиболее полно раскрывают определения исследователей третьей группы, которые охарактеризовали услугу и как деятельность, и как результат, а также акцентирующие на том, что услуги – это действия, которые должны приносить пользу и удовлетворение.

По мере развития экономической науки понятие медицинской услуги формировалось в рамках единой сущности данного явления, а именно, медицинская услуга представляла собой полезное действие для общества, которое преимущественно направлено на сохранение жизни и здоровья человека. Научные исследователи, делая акцент на особенностях медицинских услуг, отмечают, что они обладают следующими свойствами общественных благ, такими как неисключаемость и неконкурентность. Так, например, М.Н. Голоднюк дополняет к свойствам медицинских услуг такие признаки, как эксклюзивность, синхронность их предоставления и получения.[55]

Опираясь на сущность и особенности понятия «медицинская услуга», как деятельности, приносящей пользу, удовлетворение потребителю, необходимо отметить ее ключевые характеристики, то есть «качество» и «доступность» данного типа услуг, определяющие конечный результат их оказания (см. табл.1.1.2).

Таблица 1.1.2 Сущность понятия «медицинская услуга»[2]*

«Качество»

«Доступность»

1. Сервисные характеристики предоставления медицинской услуги (комфорт, дизайн, условия ожидания)

1. Возможность в кратчайшие сроки получить доступ к медицинской услуге (прием специалиста/ назначенная процедура)

2. Профессионализм медицинского персонала (уровень квалификации, образование, наличие опыта работы, корректность при общении, возможность контактировать с врачом на протяжении всего периода наблюдения)

2. Возможность с минимальными затратами ресурсов потребителя получить медицинскую услугу

3. Скорость и точность постановки диагноза (быстрота осуществления назначенных процедур/анализов и получения результатов, что достигается посредством четкой координации действий пациентов и коммуникации медицинского персонала с необходимыми подразделениями организации здравоохранения)

3. Наличие в достаточном объеме квалифицированных кадров, как широкого профиля, так и узких специалистов, а также медицинского оборудования в соответствии с современным уровнем представления медицинских услуг

4. Возможность самостоятельной записи потребителя медицинских услуг на прием к специалисту через терминал/интернет

4. Территориальная близость медицинской организации к потребителю услуг, транспортная доступность, наличие парковки

5. Наличие оперативного доступа для потребителя медицинских услуг к персональным медицинским сведениям через интернет

5. Отсутствие очереди в медицинской организации (у кабинета к специалистам, при обращении в регистратуру и т.д.)


1.2.Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления

Государственная функция охраны и защиты здоровья населения имеет в своем составе здравоохранение широком (социально-ориентированном смысле) как деятельность государства, целью которой является обеспечение высокого уровня здоровья граждан, которая характеризуется многими социально-экономическими, политическими, медико-демографическими показателями состояния здоровья населения (социально-экономическая дифференциация различных групп населения, политическая активность, уровень рождаемости, смертности, в том числе преждевременной смертности и др.), которые, в свою очередь, отслеживаются и оцениваются в процессе и результате государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека, то есть социально-гигиенический мониторинг.

В узком (отраслевом) смысле здравоохранение включает в свой состав систему медико-санитарных мероприятий, которые осуществляются организациями и учреждениями здравоохранения с целью понижения уровня заболеваемости и смертности населения и сохранения хорошего здоровья и гармонического развития человека.[23]

Медико-санитарные меры, реализуемые национальной системой здравоохранения, включают в себя врачебно-медицинские мероприятия по лечению и профилактике болезней, медицинские процедуры, направленные на борьбу с массовыми инфекционными заболеваниями и их предупреждению, уровень удовлетворенности граждан всеми видами медицинской помощи и услуг, медицинские мероприятия по диспансерному наблюдению, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и т.д.

Государственный сектор здравоохранения объединяет в себе следующие компоненты:

  • государственные учреждения здравоохранения: лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения; образовательные медицинские учреждения; фармацевтические предприятия; учреждения судебно-медицинской экспертизы; санитарно-профилактические учреждения; аптечные учреждения; предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники; службы материально-технического обеспечения; иные учреждения и предприятия;