Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1.Социально-экономическая сущность медицинских услуг
1.2.Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления
2.1.Основные показатели современного состояния здравоохранения регионов СКФО
2.2.Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1.Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе
3.2.Предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Главным фактором, определяющим актуальность исследования, выступает необходимость продолжения и развития процессов модернизации в экономике здравоохранения, предусмотренных в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных и региональных программ развития здравоохранения, поскольку их реализация до сих пор не смогла существенно изменить ситуацию в отрасли.
Серьезные преобразования, происходящие в отечественной системе здрвоохранения в последние годы, направлены на повышение качества медицинских услуг при реализации программы государственных гарантий, на переход к одноканальной модели финансирования медицинской помощи, на внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в деятельность социально ориентированных организаций, оказывающих общественно значимые услуги, и др. Практическая реализация вышеперечисленных нововведений требует пересмотра концепции развития государственного регулирования в сфере здравоохранения, приоритетные направления, которого соответствуют лучшей мировой практике. Сохранение здоровья нации является стратегическим ориентиром государственного регулирования в сфере здравоохранения, определяющим целевые установки государственной политики.
Цель и задачи исследования. Целью работы является совершенствование системы регионального управления в сфере здравоохранения, структурное наполнение элементов которого обеспечивало бы устойчивое развитие медицинских организаций для достижения ими социально значимых результатов.
Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе поставлены и последовательно решаются следующие задачи:
- изучение социально-экономической сущности медицинских услуг;
- характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления;
- рассмотрение теоретических основ формирования системы здравоохранения в регионе;
- анализ социально-экономических особенностей территорий СКФО;
- анализ основных показателей современного состояния здравоохранения регионов СКФО;
- выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе;
- обоснование стратегических направлений по содействию развития системы здравоохранения в регионе;
- разработка предложений по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения.
Объектом исследования выступает система здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа.
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования системы здравоохранения СКФО.
Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1.Социально-экономическая сущность медицинских услуг
На сегодняшний день государственная политика Российской Федерации в области здравоохранения претерпевает различные изменения, которые непосредственно направлены как на само повышение качества, так и на доступность медицинских услуг.
За период двух предыдущих десятилетий преобразования системы здравоохранения экономика этой области рассматривается именно со стороны медицинской науки, то есть ее приравнивают с организацией и управлением в здравоохранении, а концепции экономической науки, в свою очередь, не упускают возможность приспособить к организации оказания медицинской помощи населению. Вероятно, это и является одной из главных причин медленного реформирования экономики российского здравоохранения, а также возникающих проблем на пути развития обязательного медицинского страхования (ОМС) в условиях финансового дефицита.
Следовательно, разногласия о природе и сущности медицинской услуги как социально-экономической категории оказалась в центре теоретической и практической разработки проблем эффективного развития национальной системы здравоохранения. Уточнение формулировки и содержания понятий «медицинская услуга» и «доступность медицинской услуги», а также определения «качество медицинской услуги» требуют к себе особого внимания, а значит необходимо рассмотрение базовых конструкций с последующим раскрытием и учетом особенностей, которые тесно связаны с отраслевой спецификой сферы здравоохранения.
При рассмотрении работ российских и зарубежных научных исследователей, непосредственно связанных с данной тематикой, следует отметить, что подходы к определению смысла услуги вариативны. В таком случае, их следовало бы разделить на три основные группы (см. табл. 1.1.1).
Таблица 1.1.1 Подходы к определению сущности понятия «услуга»[1]*
|
||
1 |
2 |
|
Ф. Котлер |
Услуга – это «любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. В некоторых случаях предоставление услуг связано с материальными продуктами, в других – не имеет к ним никакого отношения» [30] |
|
Б.Э. Тоффлер |
Услуга – «работа, выполненная одним человеком для другого», либо «вид бизнеса, при котором продаются не материальные продукты, а помощь и знания»[33] |
|
И.К. Беляевский |
Услуга «является особой формой товара и представляет собой полезное действие, направленное на удовлетворение определенных потребностей и осуществляемое в обмен на деньги»[36] |
|
В.Г. Золоторев |
Услуга – это «целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение каких-либо потребностей человека и общества в целом, но не создающая новых потребительских стоимостей (новых средств производства или предметов потребления)»[64] |
|
ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» |
«Услуга – это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц»[38] |
|
|
||
Т. Хилл |
Услуга – это «изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой»[44] |
|
Б.А. Райзенберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева |
Услуги - «виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существующих материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат»[35] |
|
А.П. Дубрович |
Услуги – это «объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений»[41] |
|
Словарь терминов современного предпринимательства |
«Услуги – это результат непроизводственной деятельности предприятия или отдельного лица, который служит для удовлетворения определенных потребностей человека и выступает в качестве товара.[64] |
|
|
||
Г.А. Аванесова |
Услуга - «понятие, обозначающее действие, приносящее пользу, благо, помощь другому человеку»[49] |
|
Р.М. Бесом |
«Для потребителей услуги – это любые предлагаемые для продажи действия, которые обеспечивают ценные выгоды или удовлетворения»[36] |
|
О. Андрессен |
Услуги – это «любая неосязаемая польза (выгода), которая оплачена непосредственно или косвенно и которая часто включает больший или меньший физический или технический компонент»[33] |
|
В.Ж. Стэнтон |
Услуги – «отдельно идентифицируемые, неосязаемые действия, которые обеспечивают желаемое удовлетворение, когда предложены на продажу потребителям и/или производственным пользователям и которые обязательно сопутствуют продаже изделия или другой услуги»[33] |
Проведя анализ представленных выше подходов, необходимо сделать следующий вывод: сущность услуг в области здравоохранения наиболее полно раскрывают определения исследователей третьей группы, которые охарактеризовали услугу и как деятельность, и как результат, а также акцентирующие на том, что услуги – это действия, которые должны приносить пользу и удовлетворение.
По мере развития экономической науки понятие медицинской услуги формировалось в рамках единой сущности данного явления, а именно, медицинская услуга представляла собой полезное действие для общества, которое преимущественно направлено на сохранение жизни и здоровья человека. Научные исследователи, делая акцент на особенностях медицинских услуг, отмечают, что они обладают следующими свойствами общественных благ, такими как неисключаемость и неконкурентность. Так, например, М.Н. Голоднюк дополняет к свойствам медицинских услуг такие признаки, как эксклюзивность, синхронность их предоставления и получения.[55]
Опираясь на сущность и особенности понятия «медицинская услуга», как деятельности, приносящей пользу, удовлетворение потребителю, необходимо отметить ее ключевые характеристики, то есть «качество» и «доступность» данного типа услуг, определяющие конечный результат их оказания (см. табл.1.1.2).
Таблица 1.1.2 Сущность понятия «медицинская услуга»[2]*
«Качество» |
«Доступность» |
1. Сервисные характеристики предоставления медицинской услуги (комфорт, дизайн, условия ожидания) |
1. Возможность в кратчайшие сроки получить доступ к медицинской услуге (прием специалиста/ назначенная процедура) |
2. Профессионализм медицинского персонала (уровень квалификации, образование, наличие опыта работы, корректность при общении, возможность контактировать с врачом на протяжении всего периода наблюдения) |
2. Возможность с минимальными затратами ресурсов потребителя получить медицинскую услугу |
3. Скорость и точность постановки диагноза (быстрота осуществления назначенных процедур/анализов и получения результатов, что достигается посредством четкой координации действий пациентов и коммуникации медицинского персонала с необходимыми подразделениями организации здравоохранения) |
3. Наличие в достаточном объеме квалифицированных кадров, как широкого профиля, так и узких специалистов, а также медицинского оборудования в соответствии с современным уровнем представления медицинских услуг |
4. Возможность самостоятельной записи потребителя медицинских услуг на прием к специалисту через терминал/интернет |
4. Территориальная близость медицинской организации к потребителю услуг, транспортная доступность, наличие парковки |
5. Наличие оперативного доступа для потребителя медицинских услуг к персональным медицинским сведениям через интернет |
5. Отсутствие очереди в медицинской организации (у кабинета к специалистам, при обращении в регистратуру и т.д.) |
1.2.Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления
Государственная функция охраны и защиты здоровья населения имеет в своем составе здравоохранение широком (социально-ориентированном смысле) как деятельность государства, целью которой является обеспечение высокого уровня здоровья граждан, которая характеризуется многими социально-экономическими, политическими, медико-демографическими показателями состояния здоровья населения (социально-экономическая дифференциация различных групп населения, политическая активность, уровень рождаемости, смертности, в том числе преждевременной смертности и др.), которые, в свою очередь, отслеживаются и оцениваются в процессе и результате государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека, то есть социально-гигиенический мониторинг.
В узком (отраслевом) смысле здравоохранение включает в свой состав систему медико-санитарных мероприятий, которые осуществляются организациями и учреждениями здравоохранения с целью понижения уровня заболеваемости и смертности населения и сохранения хорошего здоровья и гармонического развития человека.[23]
Медико-санитарные меры, реализуемые национальной системой здравоохранения, включают в себя врачебно-медицинские мероприятия по лечению и профилактике болезней, медицинские процедуры, направленные на борьбу с массовыми инфекционными заболеваниями и их предупреждению, уровень удовлетворенности граждан всеми видами медицинской помощи и услуг, медицинские мероприятия по диспансерному наблюдению, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и т.д.
Государственный сектор здравоохранения объединяет в себе следующие компоненты:
- государственные учреждения здравоохранения: лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения; образовательные медицинские учреждения; фармацевтические предприятия; учреждения судебно-медицинской экспертизы; санитарно-профилактические учреждения; аптечные учреждения; предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники; службы материально-технического обеспечения; иные учреждения и предприятия;