Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1.Социально-экономическая сущность медицинских услуг

1.2.Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления

Глава 2. Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реформированию системы здравоохранения (на примере Северо-Кавказского Федерального округа)

2.1.Основные показатели современного состояния здравоохранения регионов СКФО

2.2.Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе

ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

3.1.Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе

3.2.Предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В таблице 2.3.3 приведены данные о средней заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы, а именно педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Таблица 2.3.3 Средняя заработная плата педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (руб.)[13]*

Субъект

2013г.

2014г.

2015г.

Доля в показателе РФ 2015г., %

Республика Дагестан

14997

18376

18870

63,5

Республика Ингушетия

[14]**

**

**

-

Кабардино-Балкарская Республика

18688

21026

22999

77,4

Карачаево-Черкесская Республика

14957

17862

20332

68,4

Республика Северная Осетия-Алания

18262

20281

20183

67,9

Чеченская Республика

15403

17233

18136

61,1

Ставропольский край

14420

20431

20953

70,5

СКФО

15910

19128

19808

66,6

РФ

24177

28586

29729

-

Анализируя сведения в таблице 2.3.3, следовало бы отметить, что ни одна из республик Северо-Кавказского федерального округа по данному показателю не соответствует федеральному уровню, средняя заработная плата педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей СКФО составляет около 66,6 % от уровня зарплат этой же категории граждан Российской Федерации. Так, максимально приближенной заработной платой здесь обладают жители Кабардино-Балкарской Республики, противоположная ситуация наблюдается в Чеченской Республике – 61,1% по отношению к уровню РФ в 2015 году.

Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных и от того, как эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, напрямую зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, а также уровень развития страны, как в целом, так и каждого субъекта, входящего в состав государства. По этим причинам необходимость использования больших, и при этом еще постоянно растущих, объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач, обуславливает на сегодняшний день создание информационных систем в медицинских учреждениях.


Весьма странно, что за все время существования самых разных медицинских информационных систем (МИС) единого толкования и общего признания, что такое «медицинская информационная система» или каковы ее главные цели и задачи автоматизации учреждений здравоохранения, фактически нет. Попытки систематизации и упорядочивания терминологии и классификации стали появляться последние несколько лет. До этого под термином МИС могли понимать все, что угодно, начиная от небольшого приложения для занесения талонов амбулаторного пациента и карт выбывшего из стационара с последующим расчетом нескольких отчетов и выгрузкой реестра по ОМС – и до по-настоящему крупных систем, насчитывающих сотни функций с возможностью полноценной автоматизации учреждений здравоохранения.

В целом в учреждениях системы здравоохранения не создается единого информационного пространства, исходя из этого, электронный обмен сведения и данными между организациями затруднен. Также нельзя оставить без внимания то, что в настоящее время окончательно еще не сформирован единый подход к организации разработки, внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в медицинских организациях и учреждениях.

На основании этого, можно отметить следующие проблемы здравоохранения в сфере информатизации:

  1. Нарушение координации и кооперации по введению медицинских информационных систем.
  2. Дифференциация источников финансирования, а также отчетности и информационных потоков.
  3. Осуществление передачи сведений в совершенно различных форматах (фонды ОМС, страховые компании, органы управления здравоохранением (их МИАЦ), органы Росздравнадзора, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, фармацевтические организации и аптеки).
  4. Врачебные ошибки, которые непосредственно связаны с неполнотой и недостаточностью данных или же невозможностью оперативного получения необходимой информации. По результатам анализа Всемирной организации здравоохранения было выявлено, что около 20% врачебных ошибок были связаны именно с этим, также были получены сведения, что около 50% рабочего времени у медицинского работника уходит на поиск необходимой информации и ведение документации, что становится результатом уменьшения времени, посвященного больным, и увеличению продолжительности ожидания приема для другого пациента.
  5. Недостаток системы компьютерной поддержки врачебных назначений, включая лекарственную совместимость.
  6. Отсутствие административно и профессионально компетентного органа планирования и координации работ по информатизации.
  7. Дополнительные издержки на администрирование и логистику разрозненных потоков сведений, а также очевидное повторение многих процессов обработки информации.

Следовательно, в заключении можно отметить, что существующий на сегодняшний день уровень информатизации системы здравоохранения не дает возможности оперативно решать возникающие вопросы планирования и управления данной сферой для достижения уже существующих целевых показателей.

Также необходимо отметить то, что одной из причин, которые являются препятствием для развития отрасли и признания информатизации как эффективного инструмента для практической стороны области здравоохранения, представляется терминологическая запутанность и отсутствие внятных критериев выбора и эффективности медицинской информационной системы. В одних проектах главной задачей МИС выступает сбор и формирование статистики, реестры по ОМС или же административный контроль над расходами средств и ресурсов, в других же от МИС требуется максимальное сокращение нагрузки на медицинский персонал, повышение собственно клинической эффективности работы медицинских кадров, а в третьих – основной задачей МИС считают подключение медицинского оборудования и автоматизация процессов обследования и лечения. Однако, несмотря на такое различное понимание главных задач такой сложной системы, данный инновационный продукт называется одним и тем же термином – «МИС», что в последующем развивает целый ряд проблем, которые связаны с информационной совместимостью, где возникают препятствия для передачи сведений или реестров на нижестоящий уровень или страховые организации, а также создание условий невозможности автоматического экспорта в МИС информации застрахованных или унаследованных данных из других приложений или систем.

Таким образом, проведя анализ социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа, в частности области здравоохранения регионов Северного Кавказа, были выявлены основные проблемы функционирования системы здравоохранения регионов СКФО, такие как: проблемы финансирования и недостаток ресурсов, проблемы кадрового обеспечения и проблемы, связанные с автоматизацией всего процесса предоставления медицинских услуг, в том числе обеспечения необходимой информацией во избежание врачебных ошибок.

ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


3.1.Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее – Стратегия) выделяет, главным образом, основные направления, средства и способы достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2025 года. [74]

Стратегия рассматривает текущее состояние экономики субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, экономики России, глобальной экономики и перспективы их развития, а также включает в себя результаты реализации проектов, регионального и межрегионального статуса.

СКФО обладает благоприятными условиями для приоритетного развития агропромышленного комплекса, туристического кластера, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, включая развитые транзитные функции.

Однако необходимо отметить, что до настоящего времени естественные преимущества региона остаются неосуществленными, так как Северо-Кавказский федеральный округ на сегодняшний день не представляет инвестиционно привлекательную территорию, в связи с нестабильностью социальной и экономической политической обстановки. Также, большинство регионов, входящих в состав СКФО, на протяжении достаточно длительного времени находятся в состоянии реципиентов, что предопределяет направление средств федерального бюджета, прежде всего, на поддержание и развитие социальной сферы.

Как уже рассматривалось ранее, одной из самых серьезных проблем Северо-Кавказского федерального округа является низкий уровень развития системы здравоохранения. В субъектах СКФО достаточно четко отображается нехватка больниц и поликлинических учреждений, а также врачей и среднего медицинского персонала. Так, например, в Ставропольском крае, Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике можно отметить, что участковые врачи-терапевты, участковые врачи-педиатры и врачи скорой медицинской помощи имеют необходимость совмещать свою профессиональную деятельность в области медицины, наблюдается отток молодых специалистов в другие регионы Российской Федерации. Среди наиболее востребованных видов медицинской помощи остаются онкология, сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия и офтальмология. В 2009 году на территории федерального округа начал свое функционирование Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который представляет собой современное медицинское учреждение, однако, вопрос о предоставлении высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи остается открытым, речь идет о том, что центр еще не полностью вышел на запланированные проектные мощности. Однако следует сказать, что повышение активности по направлению пациентов в данный центр в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, может значительно повысить доступность многопрофильной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи жителям округа.


Таблица 3.1.1 Основные стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе[15]*

Стратегические направление развития здравоохранения СКФО

1

Развитие первичного звена медицинской помощи населению.

2

Развитие специализированной помощи населению, включая строительство, реконструкцию и модернизацию многопрофильных больниц и специализированных медицинских центров.

3

Повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения.

4

Сокращение кадрового дефицита.

Таким образом, учитывая всю специфику социальной сферы регионов Северо-Кавказского федерального округа, можно выделить основные направления развития здравоохранения в СКФО (см. табл. 3.1.1), где главным из них является развития первичного звена медицинской помощи, в том числе детские и взрослые поликлиники, медицинские пункты.

Еще одно приоритетное направление представлено развитием специализированной помощи населению, включая строительство, реконструкцию и модернизацию многопрофильных больниц и специализированных медицинских центров. Основную поддержку необходимо оказать развитию таких направлений медицины в округе, как онкология, сердечно-сосудистая хирургия, офтальмология, нейрохирургия и травматология.

Следующим значимым направлением развития системы здравоохранения в СКФО является повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения. Здесь при планировании развития новых центров высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи необходимо учитывать возможности краевых многопрофильных больниц Ставропольского края, на базе которых уже развиваются высокотехнологичные виды медицинской помощи по наиболее востребованным профилям.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, для обеспечения специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи беременным женщинам с тяжелой акушерской и перинатальной патологией, рожениц и родильниц, проживающих на территории СКФО, а также новорожденных детей должно быть предусмотрено строительство федеральных перинатальных центров с реанимационно-консультативным центром по оказанию дистанционных форм медицинской помощи, имеющим в своем составе мобильные анестезиолого-реанимационные акушерские и неонатальные бригады. Одним из таких центров является перинатальный центр в г. Ставрополе, однако, вопрос о необходимости создания таких центров на территории республик Северного Кавказа остается весьма актуальным.