Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1.Социально-экономическая сущность медицинских услуг
1.2.Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления
2.1.Основные показатели современного состояния здравоохранения регионов СКФО
2.2.Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1.Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе
3.2.Предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения
В таблице 2.3.3 приведены данные о средней заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы, а именно педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Таблица 2.3.3 Средняя заработная плата педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (руб.)[13]*
Субъект |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Доля в показателе РФ 2015г., % |
Республика Дагестан |
14997 |
18376 |
18870 |
63,5 |
Республика Ингушетия |
…[14]** |
…** |
…** |
- |
Кабардино-Балкарская Республика |
18688 |
21026 |
22999 |
77,4 |
Карачаево-Черкесская Республика |
14957 |
17862 |
20332 |
68,4 |
Республика Северная Осетия-Алания |
18262 |
20281 |
20183 |
67,9 |
Чеченская Республика |
15403 |
17233 |
18136 |
61,1 |
Ставропольский край |
14420 |
20431 |
20953 |
70,5 |
СКФО |
15910 |
19128 |
19808 |
66,6 |
РФ |
24177 |
28586 |
29729 |
- |
Анализируя сведения в таблице 2.3.3, следовало бы отметить, что ни одна из республик Северо-Кавказского федерального округа по данному показателю не соответствует федеральному уровню, средняя заработная плата педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей СКФО составляет около 66,6 % от уровня зарплат этой же категории граждан Российской Федерации. Так, максимально приближенной заработной платой здесь обладают жители Кабардино-Балкарской Республики, противоположная ситуация наблюдается в Чеченской Республике – 61,1% по отношению к уровню РФ в 2015 году.
Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных и от того, как эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, напрямую зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, а также уровень развития страны, как в целом, так и каждого субъекта, входящего в состав государства. По этим причинам необходимость использования больших, и при этом еще постоянно растущих, объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач, обуславливает на сегодняшний день создание информационных систем в медицинских учреждениях.
Весьма странно, что за все время существования самых разных медицинских информационных систем (МИС) единого толкования и общего признания, что такое «медицинская информационная система» или каковы ее главные цели и задачи автоматизации учреждений здравоохранения, фактически нет. Попытки систематизации и упорядочивания терминологии и классификации стали появляться последние несколько лет. До этого под термином МИС могли понимать все, что угодно, начиная от небольшого приложения для занесения талонов амбулаторного пациента и карт выбывшего из стационара с последующим расчетом нескольких отчетов и выгрузкой реестра по ОМС – и до по-настоящему крупных систем, насчитывающих сотни функций с возможностью полноценной автоматизации учреждений здравоохранения.
В целом в учреждениях системы здравоохранения не создается единого информационного пространства, исходя из этого, электронный обмен сведения и данными между организациями затруднен. Также нельзя оставить без внимания то, что в настоящее время окончательно еще не сформирован единый подход к организации разработки, внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в медицинских организациях и учреждениях.
На основании этого, можно отметить следующие проблемы здравоохранения в сфере информатизации:
- Нарушение координации и кооперации по введению медицинских информационных систем.
- Дифференциация источников финансирования, а также отчетности и информационных потоков.
- Осуществление передачи сведений в совершенно различных форматах (фонды ОМС, страховые компании, органы управления здравоохранением (их МИАЦ), органы Росздравнадзора, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, фармацевтические организации и аптеки).
- Врачебные ошибки, которые непосредственно связаны с неполнотой и недостаточностью данных или же невозможностью оперативного получения необходимой информации. По результатам анализа Всемирной организации здравоохранения было выявлено, что около 20% врачебных ошибок были связаны именно с этим, также были получены сведения, что около 50% рабочего времени у медицинского работника уходит на поиск необходимой информации и ведение документации, что становится результатом уменьшения времени, посвященного больным, и увеличению продолжительности ожидания приема для другого пациента.
- Недостаток системы компьютерной поддержки врачебных назначений, включая лекарственную совместимость.
- Отсутствие административно и профессионально компетентного органа планирования и координации работ по информатизации.
- Дополнительные издержки на администрирование и логистику разрозненных потоков сведений, а также очевидное повторение многих процессов обработки информации.
Следовательно, в заключении можно отметить, что существующий на сегодняшний день уровень информатизации системы здравоохранения не дает возможности оперативно решать возникающие вопросы планирования и управления данной сферой для достижения уже существующих целевых показателей.
Также необходимо отметить то, что одной из причин, которые являются препятствием для развития отрасли и признания информатизации как эффективного инструмента для практической стороны области здравоохранения, представляется терминологическая запутанность и отсутствие внятных критериев выбора и эффективности медицинской информационной системы. В одних проектах главной задачей МИС выступает сбор и формирование статистики, реестры по ОМС или же административный контроль над расходами средств и ресурсов, в других же от МИС требуется максимальное сокращение нагрузки на медицинский персонал, повышение собственно клинической эффективности работы медицинских кадров, а в третьих – основной задачей МИС считают подключение медицинского оборудования и автоматизация процессов обследования и лечения. Однако, несмотря на такое различное понимание главных задач такой сложной системы, данный инновационный продукт называется одним и тем же термином – «МИС», что в последующем развивает целый ряд проблем, которые связаны с информационной совместимостью, где возникают препятствия для передачи сведений или реестров на нижестоящий уровень или страховые организации, а также создание условий невозможности автоматического экспорта в МИС информации застрахованных или унаследованных данных из других приложений или систем.
Таким образом, проведя анализ социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа, в частности области здравоохранения регионов Северного Кавказа, были выявлены основные проблемы функционирования системы здравоохранения регионов СКФО, такие как: проблемы финансирования и недостаток ресурсов, проблемы кадрового обеспечения и проблемы, связанные с автоматизацией всего процесса предоставления медицинских услуг, в том числе обеспечения необходимой информацией во избежание врачебных ошибок.
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1.Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее – Стратегия) выделяет, главным образом, основные направления, средства и способы достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2025 года. [74]
Стратегия рассматривает текущее состояние экономики субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, экономики России, глобальной экономики и перспективы их развития, а также включает в себя результаты реализации проектов, регионального и межрегионального статуса.
СКФО обладает благоприятными условиями для приоритетного развития агропромышленного комплекса, туристического кластера, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, включая развитые транзитные функции.
Однако необходимо отметить, что до настоящего времени естественные преимущества региона остаются неосуществленными, так как Северо-Кавказский федеральный округ на сегодняшний день не представляет инвестиционно привлекательную территорию, в связи с нестабильностью социальной и экономической политической обстановки. Также, большинство регионов, входящих в состав СКФО, на протяжении достаточно длительного времени находятся в состоянии реципиентов, что предопределяет направление средств федерального бюджета, прежде всего, на поддержание и развитие социальной сферы.
Как уже рассматривалось ранее, одной из самых серьезных проблем Северо-Кавказского федерального округа является низкий уровень развития системы здравоохранения. В субъектах СКФО достаточно четко отображается нехватка больниц и поликлинических учреждений, а также врачей и среднего медицинского персонала. Так, например, в Ставропольском крае, Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике можно отметить, что участковые врачи-терапевты, участковые врачи-педиатры и врачи скорой медицинской помощи имеют необходимость совмещать свою профессиональную деятельность в области медицины, наблюдается отток молодых специалистов в другие регионы Российской Федерации. Среди наиболее востребованных видов медицинской помощи остаются онкология, сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия и офтальмология. В 2009 году на территории федерального округа начал свое функционирование Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который представляет собой современное медицинское учреждение, однако, вопрос о предоставлении высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи остается открытым, речь идет о том, что центр еще не полностью вышел на запланированные проектные мощности. Однако следует сказать, что повышение активности по направлению пациентов в данный центр в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, может значительно повысить доступность многопрофильной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи жителям округа.
Таблица 3.1.1 Основные стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе[15]*
№ |
Стратегические направление развития здравоохранения СКФО |
1 |
Развитие первичного звена медицинской помощи населению. |
2 |
Развитие специализированной помощи населению, включая строительство, реконструкцию и модернизацию многопрофильных больниц и специализированных медицинских центров. |
3 |
Повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения. |
4 |
Сокращение кадрового дефицита. |
Таким образом, учитывая всю специфику социальной сферы регионов Северо-Кавказского федерального округа, можно выделить основные направления развития здравоохранения в СКФО (см. табл. 3.1.1), где главным из них является развития первичного звена медицинской помощи, в том числе детские и взрослые поликлиники, медицинские пункты.
Еще одно приоритетное направление представлено развитием специализированной помощи населению, включая строительство, реконструкцию и модернизацию многопрофильных больниц и специализированных медицинских центров. Основную поддержку необходимо оказать развитию таких направлений медицины в округе, как онкология, сердечно-сосудистая хирургия, офтальмология, нейрохирургия и травматология.
Следующим значимым направлением развития системы здравоохранения в СКФО является повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения. Здесь при планировании развития новых центров высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи необходимо учитывать возможности краевых многопрофильных больниц Ставропольского края, на базе которых уже развиваются высокотехнологичные виды медицинской помощи по наиболее востребованным профилям.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, для обеспечения специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи беременным женщинам с тяжелой акушерской и перинатальной патологией, рожениц и родильниц, проживающих на территории СКФО, а также новорожденных детей должно быть предусмотрено строительство федеральных перинатальных центров с реанимационно-консультативным центром по оказанию дистанционных форм медицинской помощи, имеющим в своем составе мобильные анестезиолого-реанимационные акушерские и неонатальные бригады. Одним из таких центров является перинатальный центр в г. Ставрополе, однако, вопрос о необходимости создания таких центров на территории республик Северного Кавказа остается весьма актуальным.