Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1.Социально-экономическая сущность медицинских услуг

1.2.Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления

Глава 2. Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реформированию системы здравоохранения (на примере Северо-Кавказского Федерального округа)

2.1.Основные показатели современного состояния здравоохранения регионов СКФО

2.2.Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе

ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

3.1.Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе

3.2.Предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Также, в соответствии со Стратегией, в целях развития материально-технической базы детской медицины в Карачаево-Черкесской Республике было запланировано строительство детской республиканской больницы, в Республике Ингушетия – ускорение строительства республиканской детской больницы и проведение реконструкции и капитального ремонта республиканских детских больниц в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике. Также рассмотрена необходимость в расширении мощности краевой детской клинической больницы Ставропольского края с наделением ее функциями окружного детского центра с развитием его на базе оказания специализированной, включая высокотехнологичную медицинскую помощь детям, проживающим в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Еще одним из немаловажных направлений в развитии здравоохранения СКФО является сокращение кадрового дефицита в сфере здравоохранения органам исполнительной власти субъектов СКФО посредством разработки и принятия программ по кадровому обеспечению отрасли здравоохранения, которые, в свою очередь, будут направлены на социальную поддержку молодых специалистов и их закрепление в региональных учреждениях здравоохранения.

В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения в Северо-Кавказском округе и направлениями совершенствования, опираясь на Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, могут быть предложены мероприятия по формированию здорового образа жизни, так как сохранение и укрепление здоровья населения региона возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей общества путем создания у населения экономической и социо-культурной мотивации быть здоровыми и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни.

Так, для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер:

  1. По совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения, в частности детей, подростков и молодежи через СМИ. В рамках этого осуществляется обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье;
  2. По созданию эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками, в том числе просвещение и информирование населения о последствиях таких привычек;
  3. По созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, прежде всего, посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан, формирования моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения, внедрения системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведения разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан;
  4. По созданию системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхования, стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни;
  5. По профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.);
  6. По созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

В целях формирования здорового образа жизни будут решены следующие задачи:

  • проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;
  • обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма;
  • разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ, развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений;
  • организация и развитие медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;
  • организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи;
  • разработка и реализация федеральных информационных и коммуникационных кампаний;
  • организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене;
  • организация школ здоровья по основным факторам риска;
  • развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.[74]

Также, в целях выполнения задач по сохранению здоровья молодого поколения и трудового потенциала нации, учитывая ограниченные финансовые возможности в области лечения больных вирусными гепатитами, необходимо дополнительно сосредоточить усилия на лечении хронических вирусных гепатитов у детей, подростков, молодежи до 25 лет. Нужно проводить дальнейшее лечение против вирусных гепатитов В и С лицам, имеющим ВИЧ-инфекцию, а также лицам, нуждающимся в лечении и имеющим хорошую приверженность лечению.

Обеспечение здорового безопасного питания населения всех возрастных групп является важным направлением при формировании здорового образа жизни среди населения СКФО, предусматривающим оптимизацию режима и характера питания, а также образование и обучение различных групп населения по вопросам здорового питания, в том числе с участием научных и лечебных центров, занимающихся вопросами питания.

Меры по внедрению здорового безопасного питания:

  • поддержка грудного вскармливания детей раннего возраста;
  • поддержка отечественного производства специализированных продуктов для детского питания, полностью удовлетворяющих потребности здоровых детей раннего возраста;
  • создание системы здорового питания детей в организованных коллективах, в том числе совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях;
  • образование и обучение различных групп населения в вопросах здорового питания, в том числе с участием научных и лечебных центров, занимающихся вопросами питания;
  • информационно-коммуникационная кампания по формированию у населения Северо-Кавказского федерального округа рациона здорового безопасного питания;
  • осуществление мониторинга состояния питания населения.

Также важным направлением являются меры по повышению двигательной активности, которая представляет собой важнейшее условие поддержания здоровья граждан. В числе таких мер должны быть: пропаганда и стимулирование активного образа жизни, образование населения в вопросах физической культуры; восстановление производственной гимнастики и разработка конкретных рекомендаций по ее содержанию и формам осуществления с учетом условий труда; развитие лечебной физкультуры и физической культуры, направленной на поддержание здоровья с опорой на имеющиеся в этой области разработки российских ученых и мировой опыт.

Следующие мероприятия по развитию области здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа могут быть представлены в осуществлении единой кадровой политики. Ситуация в здравоохранении в области управления кадровым потенциалом на текущий момент требует к себе особого внимания. В Российской Федерации организациями, перед которыми особенно остро встает данная проблема, это организации и учреждения здравоохранения и социальной защиты, геронтологические организации. По данным Всемирной организации здравоохранения, на 7 человек, выходящих из работоспособного возраста, приходится всего один человек, входящий в работоспособный возраст. [73]

Исследование проблем насыщения человеческими ресурсами в таких учреждениях показывает существенную недостаточность и несистемность применяемой кадровой политики, в частности мотивации привлечения и удержания персонала. Проблема нехватки квалифицированного персонала порождает все новые проблемы, которые представлены такими явлениями, как привлечение персонала более низкой квалификации, чем требуется; перегрузка работников из-за некомпенсированной недостаточности персонала; уменьшение времени для развития и обучения работников, исходя из перегруженности; избыточная нагрузка влечет за собой заболевания персонала разного рода; снижение качества предоставляемых услуг, формирование статуса «неблагополучной» организации и т.д.

Так, в системе здравоохранения на сегодняшний день можно увидеть наличие высокого уровня неудовлетворенности медицинского персонала. Врачи и медицинские работники обладают различным уровнем нравственных и морально-этнических ценностей, в этой связи часто прослеживается изменение взаимоотношений между врачом и пациентом, снижение заинтересованности врачебного персонала в повышении уровня здоровья пациента и преобладанию корыстных мотивов, усиливающих коммерциализацию медицины и порождающих «теневые» практики.


Для мотивации сотрудников к улучшению качества оказываемых медицинских услуг и увеличению производительности труда, методика расчета заработной платы должна иметь прогрессивный характер, быть прозрачной и пропорциональной величине трудовых затрат, то есть по мере увеличения трудовых вложений должна возрастать и оплата труда. Такая методика расчета заработной платы должна формироваться с учетом особенностей трудовой деятельности, квалификации работника и учитывать пределы производительности труда каждой категории работников. Для этого необходимо разработать набор показателей в соответствии с должностными обязанностями работника; рассчитать точку безубыточности для медицинского учреждения или направления деятельности; условно рассчитать предел его средней и максимальной производительностей; ранжировать заработную плату по мере увеличения трудовых затрат. В связи с тем, что по мере роста выручки (количества оказанных услуг) снижается нагрузка условно-постоянных затрат на 1 услугу, рассчитываются пределы снижения себестоимости по мере роста количества оказанных услуг. Заработную плату сотрудника можно привязать к объему оказанных медицинских услуг, выручке, объему продаж, количеству изготовленных изделий и т.д.

В настоящее время в системе здравоохранения России прослеживается несколько тенденций. С одной стороны, государство старается модернизировать систему: вкладывает деньги, обновляет парк, реализует целевые программы; с другой — идет все более активное внедрение частного капитала в данную сферу.

Еще одним направлением мотивированного труда медицинского персонала является создание системы профессионального самоуправления и корпоративной ответственности в коллективе каждого лечебно-профилактического учреждения. Внедрение врачебного самоуправления позволит «изнутри» осуществлять регулирование медицинской деятельности каждого врача и каждого медицинского коллектива, гибко используя экономические и морально-нравственные рычаги. Важными компонентами развития такой системы врачебного самоуправления являются:

  • формирование корпоративной ответственности за качество оказываемой медицинской помощи;
  • рейтинговая оценка результатов работы каждого члена медицинского коллектива в зависимости от эффективности и результативности его работы;
  • корпоративное распределение финансовых средств за оказанные медицинские услуги (переход на новые формы оплаты труда);
  • формирование системы персональных допусков к видам медицинской деятельности в зависимости от уровня их сложности;
  • повышение мотивации медицинских работников к непрерывному профессиональному образованию и приобретению допусков к новым видам медицинской деятельности в рамках основной специализации и смежных областей медицины.

Для определения персонального вклада каждого медицинского сотрудника в результат работы медицинского учреждения, необходимо обновление классификации всех видов медицинской помощи, ранжированной по медицинским специальностям, уровню сложности и технологичности, требуемой квалификации медицинского работника.

Внедрение принципов врачебного самоуправления и корпоративной ответственности позволит эффективно использовать материальное и моральное стимулирование каждого члена медицинского коллектива к непрерывному профессиональному совершенствованию, что приведет к существенному повышению качества как его персональной работы, так и работы всего лечебно-профилактического учреждения.

Таким образом, основываясь на вышеприведенных стратегических направлениях развития системы здравоохранения в Северо-Кавказском федеральном округе, предложенные мероприятия обладают значительным уровнем актуальности и высоким процентом успешности практического применения в современных условиях. Так, формирование здорового образа жизни населения СКФО будет сопровождаться укреплением и сохранением здоровья жителей округа в условиях приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономического и социально-культурной мотивации быть здоровыми и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни. А создание единой кадровой политики в области здравоохранения позволит значительно повысить уровень подготовки и переподготовки специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, позволит обеспечить достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала, а также устранит диспропорции в кадровом обеспечении всех уровней системы здравоохранения.

3.2.Предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения