Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1.Социально-экономическая сущность медицинских услуг
1.2.Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления
2.1.Основные показатели современного состояния здравоохранения регионов СКФО
2.2.Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1.Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе
3.2.Предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения
Также, в соответствии со Стратегией, в целях развития материально-технической базы детской медицины в Карачаево-Черкесской Республике было запланировано строительство детской республиканской больницы, в Республике Ингушетия – ускорение строительства республиканской детской больницы и проведение реконструкции и капитального ремонта республиканских детских больниц в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике. Также рассмотрена необходимость в расширении мощности краевой детской клинической больницы Ставропольского края с наделением ее функциями окружного детского центра с развитием его на базе оказания специализированной, включая высокотехнологичную медицинскую помощь детям, проживающим в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Еще одним из немаловажных направлений в развитии здравоохранения СКФО является сокращение кадрового дефицита в сфере здравоохранения органам исполнительной власти субъектов СКФО посредством разработки и принятия программ по кадровому обеспечению отрасли здравоохранения, которые, в свою очередь, будут направлены на социальную поддержку молодых специалистов и их закрепление в региональных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения в Северо-Кавказском округе и направлениями совершенствования, опираясь на Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, могут быть предложены мероприятия по формированию здорового образа жизни, так как сохранение и укрепление здоровья населения региона возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей общества путем создания у населения экономической и социо-культурной мотивации быть здоровыми и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни.
Так, для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер:
- По совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения, в частности детей, подростков и молодежи через СМИ. В рамках этого осуществляется обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье;
- По созданию эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками, в том числе просвещение и информирование населения о последствиях таких привычек;
- По созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, прежде всего, посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан, формирования моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения, внедрения системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведения разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан;
- По созданию системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхования, стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни;
- По профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.);
- По созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
В целях формирования здорового образа жизни будут решены следующие задачи:
- проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;
- обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма;
- разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ, развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений;
- организация и развитие медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;
- организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи;
- разработка и реализация федеральных информационных и коммуникационных кампаний;
- организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене;
- организация школ здоровья по основным факторам риска;
- развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.[74]
Также, в целях выполнения задач по сохранению здоровья молодого поколения и трудового потенциала нации, учитывая ограниченные финансовые возможности в области лечения больных вирусными гепатитами, необходимо дополнительно сосредоточить усилия на лечении хронических вирусных гепатитов у детей, подростков, молодежи до 25 лет. Нужно проводить дальнейшее лечение против вирусных гепатитов В и С лицам, имеющим ВИЧ-инфекцию, а также лицам, нуждающимся в лечении и имеющим хорошую приверженность лечению.
Обеспечение здорового безопасного питания населения всех возрастных групп является важным направлением при формировании здорового образа жизни среди населения СКФО, предусматривающим оптимизацию режима и характера питания, а также образование и обучение различных групп населения по вопросам здорового питания, в том числе с участием научных и лечебных центров, занимающихся вопросами питания.
Меры по внедрению здорового безопасного питания:
- поддержка грудного вскармливания детей раннего возраста;
- поддержка отечественного производства специализированных продуктов для детского питания, полностью удовлетворяющих потребности здоровых детей раннего возраста;
- создание системы здорового питания детей в организованных коллективах, в том числе совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях;
- образование и обучение различных групп населения в вопросах здорового питания, в том числе с участием научных и лечебных центров, занимающихся вопросами питания;
- информационно-коммуникационная кампания по формированию у населения Северо-Кавказского федерального округа рациона здорового безопасного питания;
- осуществление мониторинга состояния питания населения.
Также важным направлением являются меры по повышению двигательной активности, которая представляет собой важнейшее условие поддержания здоровья граждан. В числе таких мер должны быть: пропаганда и стимулирование активного образа жизни, образование населения в вопросах физической культуры; восстановление производственной гимнастики и разработка конкретных рекомендаций по ее содержанию и формам осуществления с учетом условий труда; развитие лечебной физкультуры и физической культуры, направленной на поддержание здоровья с опорой на имеющиеся в этой области разработки российских ученых и мировой опыт.
Следующие мероприятия по развитию области здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа могут быть представлены в осуществлении единой кадровой политики. Ситуация в здравоохранении в области управления кадровым потенциалом на текущий момент требует к себе особого внимания. В Российской Федерации организациями, перед которыми особенно остро встает данная проблема, это организации и учреждения здравоохранения и социальной защиты, геронтологические организации. По данным Всемирной организации здравоохранения, на 7 человек, выходящих из работоспособного возраста, приходится всего один человек, входящий в работоспособный возраст. [73]
Исследование проблем насыщения человеческими ресурсами в таких учреждениях показывает существенную недостаточность и несистемность применяемой кадровой политики, в частности мотивации привлечения и удержания персонала. Проблема нехватки квалифицированного персонала порождает все новые проблемы, которые представлены такими явлениями, как привлечение персонала более низкой квалификации, чем требуется; перегрузка работников из-за некомпенсированной недостаточности персонала; уменьшение времени для развития и обучения работников, исходя из перегруженности; избыточная нагрузка влечет за собой заболевания персонала разного рода; снижение качества предоставляемых услуг, формирование статуса «неблагополучной» организации и т.д.
Так, в системе здравоохранения на сегодняшний день можно увидеть наличие высокого уровня неудовлетворенности медицинского персонала. Врачи и медицинские работники обладают различным уровнем нравственных и морально-этнических ценностей, в этой связи часто прослеживается изменение взаимоотношений между врачом и пациентом, снижение заинтересованности врачебного персонала в повышении уровня здоровья пациента и преобладанию корыстных мотивов, усиливающих коммерциализацию медицины и порождающих «теневые» практики.
Для мотивации сотрудников к улучшению качества оказываемых медицинских услуг и увеличению производительности труда, методика расчета заработной платы должна иметь прогрессивный характер, быть прозрачной и пропорциональной величине трудовых затрат, то есть по мере увеличения трудовых вложений должна возрастать и оплата труда. Такая методика расчета заработной платы должна формироваться с учетом особенностей трудовой деятельности, квалификации работника и учитывать пределы производительности труда каждой категории работников. Для этого необходимо разработать набор показателей в соответствии с должностными обязанностями работника; рассчитать точку безубыточности для медицинского учреждения или направления деятельности; условно рассчитать предел его средней и максимальной производительностей; ранжировать заработную плату по мере увеличения трудовых затрат. В связи с тем, что по мере роста выручки (количества оказанных услуг) снижается нагрузка условно-постоянных затрат на 1 услугу, рассчитываются пределы снижения себестоимости по мере роста количества оказанных услуг. Заработную плату сотрудника можно привязать к объему оказанных медицинских услуг, выручке, объему продаж, количеству изготовленных изделий и т.д.
В настоящее время в системе здравоохранения России прослеживается несколько тенденций. С одной стороны, государство старается модернизировать систему: вкладывает деньги, обновляет парк, реализует целевые программы; с другой — идет все более активное внедрение частного капитала в данную сферу.
Еще одним направлением мотивированного труда медицинского персонала является создание системы профессионального самоуправления и корпоративной ответственности в коллективе каждого лечебно-профилактического учреждения. Внедрение врачебного самоуправления позволит «изнутри» осуществлять регулирование медицинской деятельности каждого врача и каждого медицинского коллектива, гибко используя экономические и морально-нравственные рычаги. Важными компонентами развития такой системы врачебного самоуправления являются:
- формирование корпоративной ответственности за качество оказываемой медицинской помощи;
- рейтинговая оценка результатов работы каждого члена медицинского коллектива в зависимости от эффективности и результативности его работы;
- корпоративное распределение финансовых средств за оказанные медицинские услуги (переход на новые формы оплаты труда);
- формирование системы персональных допусков к видам медицинской деятельности в зависимости от уровня их сложности;
- повышение мотивации медицинских работников к непрерывному профессиональному образованию и приобретению допусков к новым видам медицинской деятельности в рамках основной специализации и смежных областей медицины.
Для определения персонального вклада каждого медицинского сотрудника в результат работы медицинского учреждения, необходимо обновление классификации всех видов медицинской помощи, ранжированной по медицинским специальностям, уровню сложности и технологичности, требуемой квалификации медицинского работника.
Внедрение принципов врачебного самоуправления и корпоративной ответственности позволит эффективно использовать материальное и моральное стимулирование каждого члена медицинского коллектива к непрерывному профессиональному совершенствованию, что приведет к существенному повышению качества как его персональной работы, так и работы всего лечебно-профилактического учреждения.
Таким образом, основываясь на вышеприведенных стратегических направлениях развития системы здравоохранения в Северо-Кавказском федеральном округе, предложенные мероприятия обладают значительным уровнем актуальности и высоким процентом успешности практического применения в современных условиях. Так, формирование здорового образа жизни населения СКФО будет сопровождаться укреплением и сохранением здоровья жителей округа в условиях приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономического и социально-культурной мотивации быть здоровыми и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни. А создание единой кадровой политики в области здравоохранения позволит значительно повысить уровень подготовки и переподготовки специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, позволит обеспечить достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала, а также устранит диспропорции в кадровом обеспечении всех уровней системы здравоохранения.