Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (понятие и структура).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 1354
Скачиваний: 27
СОДЕРЖАНИЕ
1. Система права: понятие и структура
1.2. Структурные элементы системы права
2.1. Понятие и структура системы законодательства
2.2. Систематизация законодательства: формы
3. Система права и система законодательства в сравнении
3.1. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства
3.2. Тенденции развития системы права и системы законодательства
Тем не менее, это не означает, что широкое и узкое понимание законодательства может применяться аналогичным образом. Понимание законодательства, повторяем, вопрос не только теоретический, но и чисто практический. Правильное определение этого вопроса, как мы видим, зависит от положения закона в рамках правового регулирования. Таким образом, в процессе нормотворчества право на применение может и должно применяться только к узкому пониманию законодательства, основанному на различном характере и юридической силе законов и постановлений. Для других целей (кодификация, изучение права) может использоваться широкое понимание законодательства, что подразумевает (при всех условиях) четкое разделение законов и правил.[23]
С 1996 года в России существует несколько вариантов к рассмотрению ФЗ «О нормативных правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из вариантов отлично рассмотрена структура законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.
Законодательная система – это совокупность нормативных правовых актов, которые объективируют внутренние и структурные особенности права. Эта система является внешним выражением системы права. Последний, его истинное существование получает именно в четких, формально определенных действиях – документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства, начиная от отдельной нормы и заканчивая правом в целом, не является абсолютным. В этих пределах они существуют независимо, потому что у них есть свои особенности, есть свои тенденции развития.[24]
Законодательная система является результатом публикации правовых норм, их включения в официальные акты и систематизации таких актов. Он имеет сложную структуру. В зависимости от мотивов (критериев) можно различать горизонтальные, вертикальные, федеративные и интегрированные законодательные системы.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Представляется в следующем виде:
1. Конституция РФ,
2. Федеральные конституционные законы,
3. Федеральные законы,
4. Нормативные указы Президента РФ,
5. Нормативные постановления Правительства РФ,
6. Нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти,
7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления,
8. Нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).[25]
Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст.65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).[26]
2.2. Систематизация законодательства: формы
Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на рационализацию и совершенствование регулирующего материала путем его обработки и размещения в соответствии с классификационными критериями, выбранными в соответствии с задачами, разрешенными этой деятельностью.
Систематизация законодательства направлена на стабилизацию верховенства права, введение правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.
Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов.
Если система права в результате исторического развития является объективным явлением, воля людей не зависит, то систематизация и ее продукция – субъективное явление. От воли компилятора во многом зависит, каким будет консолидированный акт.
В конечном счете, систематизация также обусловлена объективно существующей правовой системой (кодексы, например, сочетают правовые нормы одного и того же сектора права), содержанием систематизированных норм поведения, объективной потребностью в коллекциях нормативных актов того или иного вида и т. д., Но по форме ее выражения она всегда субъективна.[27]
Систематизация устраняет противоречия между правовыми нормами, устраняет и создает новые, более приспособленные к потребностям социального развития. Они сгруппированы по конкретным системным характеристикам, сгруппированы в кодексы, законодательные собрания и другие систематизированные акты.
Систематизация законодательства является постоянной формой развития и рационализации существующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах существует значительное число нормативных актов, принятых различными законодательными органами. Право не может остановиться на определенном этапе, и все время движется, развитие за счет динамизма социальных отношений, появление новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.[28]
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, их изменение, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают рационализацию всех действующих нормативных актов, их расширение, внедрение в научно обоснованную систему, публикацию различных видов коллекций и коллекций законов. Эти мероприятия, направленные на интеграцию регулирования в единую и упорядоченную систему, обычно называются систематизацией законодательства.
Систематизация законодательства необходима, прежде всего, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обращение с действующими нормативными актами, объединение правовых требований по определенной схеме, создание единой внутренней системы актов являются необходимыми условиями для эффективности законодательной деятельности, способствуют устранению недостатков, устаревания и противоречий в действующем законодательстве.
Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.
Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1) сбор государственными органами, предприятиями, предприятиями и другими учреждениями, а также организациями действующих нормативных актов, их обработка и размещение на конкретной системе, хранение, а также выдача сертификатов заинтересованным органам, учреждениям, физическим лицам по их заявкам (учет нормативных актов);
2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).[29]
Теория права различает два основных типа систематизации: включение и кодификация. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации правовых актов-консолидация.
Кодификация законодательства является одной из основных форм обращения с существующими нормативными актами в определенной области отношений, средством качественной рационализации законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также выявления нормативной картины, освобождения устаревших норм, которые не оправданы. [30]
Кодификация обладает рядом характерных черт:
1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;
2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);
3) в результате совершенствования законодательства акт кодификации является консолидированным актом, упорядоченным набором взаимосвязанных требований. Это уникальный и неразрывно связанный документ, включающий как существующие, так и проверенные жизнью стандарты, социальную практику и новые правила, вытекающие из динамики социальной жизни, растущих потребностей развития общества;
4) кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный срок их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;
5) тема кодификации обычно определяется в зависимости от разделения законодательной системы на отрасли и институты. Кодификация укрепляет систематизацию нормативных актов, их правовое единство и согласованность. Акт кодификации, как правило, возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих отдельную отрасль, подсектор или законодательное учреждение;
6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования.
Три основные виды кодификационных актов:
1. Основы законодательства – это нормативно правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;
2. Кодекс – наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.).
3. Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством).[31]
Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии.