Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (понятие и структура).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 1350
Скачиваний: 27
СОДЕРЖАНИЕ
1. Система права: понятие и структура
1.2. Структурные элементы системы права
2.1. Понятие и структура системы законодательства
2.2. Систематизация законодательства: формы
3. Система права и система законодательства в сравнении
3.1. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства
3.2. Тенденции развития системы права и системы законодательства
– порядком установления субъективных прав и юридических обязанностей;
– степенью их определенности и «автономности» действий субъектов;
– правовыми средствами и способами обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.
Названные особенности четко проявляются при сравнительном анализе отраслей права и законодательства. Так, например, в гражданском или семейном праве допускается автономность поведения субъектов правоотношений в рамках закона. А для уголовного права характерен властный метод правового регулирования путем установления запретов совершать определенные деяния (действия или бездействия), указанные в нормах особенной части уголовного законодательства.[12]
В теоретическом плане различают автономный (диспозитивный) и императивный (авторитарный) методы правового регулирования. Автономный метод предоставляет самим участникам правоотношений самостоятельно определять тот или иной вариант поведения в рамках, установленных нормами права. Он характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях. Например, в гражданском праве имущественные отношения регулируются методом равенства и свободного волеизъявления сторон.
Императивный метод характеризуется использованием полномочий правовых положений, устанавливающих порядок возникновения прав и обязанностей юридических лиц. Таким образом, в административном и уголовном праве требования правовых норм регулируют то, как не следует обращаться с участниками правовых отношений, поскольку в противном случае могут возникнуть нежелательные правовые последствия.[13]
В каждой отрасли права следует выделить как общие методы правового регулирования, так и их частные особенности, вытекающие из регулируемых связей с общественностью.
В современной российской правовой системе, в зависимости от объекта и способа правового регулирования, можно выделить следующие основные отрасли права.
1. Во главе всей системы норм права страны находится отрасль конституционного права, которая является базовой отраслью для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право – это область публичного права. Основная задача конституционного права-организация осуществления государственной власти и ее ограничение в рамках правового законодательства. Право государства регулирует отношения между обществом, личностью и государством. Однако все эти отношения регулируются не правом государства, а лишь теми, которые устанавливают общие принципы организации и деятельности государственной власти. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, Конституционный правовой статус личности, форму государственного аппарата, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления. Принципы и положения конституционного права имеют основополагающее значение для всех других отраслей права. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой.[14]
2. Административное право является сферой публичного права. Нормы административного права регулируют отношения, которые развиваются в сфере государственного управления, то есть отношения власти и подчинения. Это исполнительная и административная деятельность государственных властей. Нормы административного права регулируют отношения, устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, системы таких органов, их структуры и полномочий. Административное законодательство устанавливает, какие социально опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административного наказания за такие правонарушения и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
3. Гражданское право является областью частного права. Гражданское право регулирует имущественные отношения и некоторые связанные с ними личные имущественные отношения. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, делятся на имущественные отношения, связанные с собственностью (право собственности, право хозяйственного управления, право оперативного управления), и обязательные отношения, связанные с передачей имущественного имущества от одного лица другому. Неэкономические личные отношения, регулируемые нормами гражданского права, имеют нематериальные выгоды (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, авторское право). Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов гражданского права.[15]
4. Уголовное право – это область публичного права. Уголовное право регулирует отношения, связанные с совершением преступления и применением уголовных санкций. Нормы уголовного права дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления. Уголовное законодательство содержит исчерпывающий перечень деяний и видов уголовных наказаний, рассматривает обстоятельства, исключающие преступность, определяет смягчающие и отягчающие обстоятельства уголовной ответственности.
5. Процессуальное право является сферой публичного права. Он разделен на гражданский и Уголовный процессы. Предметом Уголовно-процессуального регулирования является связь с деятельностью следственных, следственных и судебных органов по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел. В уголовно-процессуальных нормах определяются права и обязанности участников процесса, порядок вынесения приговора, его обжалования и обжалования. Гражданское право регулирует правовые отношения в области гражданского судопроизводства. В нормах гражданского и процессуального права устанавливаются процедуры рассмотрения дел, связанных с гражданскими, семейными, профессиональными отношениями, а также процедуры обжалования, оспаривания и фактического исполнения решения.
Помимо названных выше отраслей права, в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое право, банковское право, природоохранительное право, криминология, уголовно-исполнительное право и др.[16]
Отрасли права в свою очередь подразделяются на подотрасли и правовые институты. Подотрасль права – часть отрасли права, регулирующая относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений присущим ей методом правового регулирования. Например, в конституционном праве – избирательное право; в природоохранительном праве – горное право, водное право, лесное право; в гражданском праве – жилищное право, авторское право, наследственное право и др.
Правовой институт – это элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.[17]
Юридические учреждения могут быть секторальными и межсекторальными (интегрированными). Юридический институт промышленности является однородной группой правовых норм в юридической отрасли. Например, в конституционном праве-институт правового статуса личности, в административном праве-институт гражданской службы, в международном праве - институт дипломатического права, в гражданском праве – институт обязательств и т.д., например, институт права голоса включает нормы публичного, административного и уголовного права.
Институт права является относительно небольшой и устойчивой группой правовых норм, регулирующих определенный вид связей с общественностью. Если правовая норма является основным элементом «живой» ячейки правового материала, то юридический институт является первичным юридическим сообществом.
Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.[18]
Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее.
Таким образом, система права представляет собой сложное, поли структурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:
1) структура отдельного нормативного предписания;
2) структура правового института;
3) структура правовой отрасли;
4) структура права в целом.
Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.[19]
Отдел частного и публичного права выходит за рамки отрасли. Это более крупные структурные структуры, чем промышленность. Для публичного и частного права характерно, что каждый из них объединяет совокупность однородных ветвей права: частного-гражданского, семейного, трудового права; публичного – всех остальных ветвей права.
Конечно, это не исключает, но, наоборот, подразумевает проникновение частного происхождения в сферу правовых отношений, охватываемых публичным правом. Например, существовала категория административных контрактов. Тем не менее, государственные предприятия проникают в частный сектор, включая ограничения и ограничения частной инициативы и ответственности за нарушение.
2. Система законодательства
2.1. Понятие и структура системы законодательства
Определение концепции законодательства носит не только теоретический характер. Сам подход к этому вопросу связан с правом на понимание и характером правового регулирования.
Законодательство – система законов, принятых законодательным органом (представительным) или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), Конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).
С.С. Алексеев ранее понимал под законодательством совокупность всех нормативных актов, в том числе ведомственные. Сейчас к законодательству он относит лишь совокупность законов, допуская возможность включения в законодательство иных нормативных актов при условии их издания в порядке делегирования законодательных полномочий.[20]
А.С. Пиголкин и М.С. Студеникина полагают, что в узком, собственном смысле под законодательством понимается система нормативных актов, издаваемых высшими органами законодательной и исполнительной власти, т.е. законодательные акты и правительственные решения нормативного характера.[21]
Лившиц Р.З. руководствовался двумя трактовками законодательства (широкой и узкой). При широкой трактовке в законодательство включают акты законодательных органов, а также подзаконные акты (акты органов управления и судов). При узкой трактовке в законодательство включают только акты законодательных органов (законы и постановления парламента).
Широкое понимание законодательства игнорирует роль закона, объединяет в один набор законов и правил. Но это понимание очень удобно для властей, для общества, которое не хочет или не может связываться с рамками закона. Широкое понимание законодательства – это путь эрозии закона, замещения его управленческих решений.
В течение многих лет в функционировании системы командования и управления мы руководствовались (теоретически и на практике) широким пониманием законодательства.
Вот теоретическая формула того периода: «Законодательство – это совокупность законов и подзаконных нормативных актов». А вот к чему это приводило на практике. Согласно ст.246 ГК Российской Федерации (1964) покупатель, которому была продана вещь ненадлежащего качества, имел право по своему выбору потребовать замены вещи, или соразмерного уменьшения покупной цены, или безвозмездного устранения недостатков, или расторжения договора купли-продажи с возмещением убытков. Таково было категорическое требование Закона. Однако реализация этих прав покупателя производилось в порядке, определяемом правительством, а то, в свою очередь, возложило установление такого порядка на Министерство торговли. В результате на свет появилось множество инструкций и правил, которые свели на нет права покупателя. Широкое понимание законодательства, куда вошли и постановления правительства, и инструкции Министерства торговли, парализовало действие закона.[22]
Вместе с тем понятие законодательства не может быть определено по принципу: узкое понимание – хорошо и правильно, а широкое – плохо и неверно. Все зависит от того, для каких целей используется понятие законодательства. Когда мы говорим о той или иной отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное и др.), мы имеем в виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем какую-либо отрасль законодательства, то включаем в сферу изучения как законодательные, так и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. Широкое понимание законодательства настолько распространено, что быстро избавиться от него практически невозможно.