Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (понятие и структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1126

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенность инкорпорации заключается в том, что изменения в содержании актов, содержащихся в сборниках, обычно не вносятся и содержание правовых норм не изменяется, по существу. Именно это свойство включения – сохранение неизменного содержания регулирования – отличает его от кодификации и консолидации.

Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно - правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:

1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Отличие кодификации от инкорпорации состоит в следующем. Инкорпорация – достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует, прежде всего, цель обеспечить пользование законодательством. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства.[32]

3. Система права и система законодательства в сравнении


3.1. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства

Правовая система должна отличаться от законодательной. Первый характеризует внутреннюю структуру права, группировку его норм по отраслям и институтам, второй относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.

Система законодательства объединяет все нормативные правовые акты (законы, указы, положения, постановления, инструкции) в их совокупности и взаимосвязи.

Существует тесная связь между правовой системой и законодательной системой как связь между содержанием и формой. Система права соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, которая соответствует характеру общественных отношений, которые она регулирует. Законодательная система соответствует категории «форма» и представляет собой набор формальных правовых источников. Система права требует, чтобы Источники права систематизировались по отраслям, чтобы нормы той или иной отрасли права или института были объединены в единый кодифицированный акт или сборник законов.

Таким образом, система права служит основой систематизации законодательства. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности потому, что учитывает требования системы права и осуществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения и т.п.) содержит нормы одной отрасли или одного института права.[33]

Правовая система и законодательная система являются тесно связанными, но независимыми категориями, которые представляют собой два аспекта одной и той же сущности права. Они коррелируют между собой как содержание и форма.

Система права – это содержание, внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. системы нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право. Структура права носит объективный характер, обусловленный экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя.[34]

Ее элементами являются норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано, прежде всего, с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.


Однако структура правовой системы не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если только ее органическое единство с внешней формой права, законодательной системой.

Законодательство – форма существования, прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – это непросто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и координированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных фактов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя к рациональному, комплексному построению источников права.

Структура права для законодателя действует как объективная модель. Поэтому в своем решении о законодательной системе, структуре правовых и нормативных актов неизбежно возникает реальная и объективно обусловленная потребность в существовании юридических отраслей, подсекторов, институтов и правовых норм. В процессе законодательства законодатель должен исходить из особенностей различных единиц права, оригинальности их отношений друг с другом. Правовая и законодательная системы не идентичны. Между ними существуют значительные различия, которые позволяют говорить об их независимости.[35]

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.

Правовые нормы ветвей права – это строительные материалы, из которых формируется ветвь законодательства. Но при строительстве каждой законодательной отрасли этот строительный материал можно использовать в другом наборе и в другом сочетании определенного нормативного акта. Поэтому ветви законодательства не всегда совпадают с ветвями права, и это неравенство в два раза.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключается и обратная ситуация, в которой законодательная индустрия существует без законодательной отрасли (таможенного законодательства). Он также может быть идеальным, если индустрия права совпадает с индустрией законодательства (гражданское, уголовное и т.д.). Этот вариант наиболее желателен, поскольку сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность работы всего правового механизма.


Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения и т.д.).[36]

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества.

В этой связи законодательная система непосредственно отражает структуру государства страны, и если государство является федеральным, то существует два уровня законодательства: федеральное, а если государство является унитарным, то уровень законодательства является централизованным.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость различия между правовой и законодательной системами обусловлена, в частности, необходимостью систематизации законодательства, то есть деятельностью государственных органов, направленной на рационализацию законодательства, его внедрение в тонкую и логичную систему. Важной теоретической и практической задачей является установление правильных отношений между правовой и законодательной системами.

Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.[37]


К особенностям соотношения двух систем правоведы относят:

1. Система права более конкретна и глубока, чем система законодательства, и право основано на воле. Только в правовой системе его нормы приобретают реальный смысл.

2. Объективно существующая система права является основой для рационализации законодательства, поскольку нормы права могут быть интегрированы в институты и отрасли только на основе научно обоснованных критериев, основанных на объекте и методе правового регулирования.

3. Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).

4. Правильное понимание правовой системы имеет решающее значение для надлежащего функционирования законодательной системы. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которых они разработаны. Пренебрежение правовой системой в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.

Поэтому система права должна быть дифференцирована от законодательной системы. Первый характеризует внутреннюю структуру права, группировку его норм по отраслям и институтам, второй относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.

Они коррелируют между собой как содержание и форма. Содержание законодательной системы отражает внутреннюю структуру законодательства – законодательная система является внешней формой права, выражающей структуру системы правовых актов.

3.2. Тенденции развития системы права и системы законодательства

Основные направления развития и совершенствования законодательства связаны с социально-экономическими и политическими реформами страны. В то же время существуют глубокие процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции:[38]

1) общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления;

2) тенденции развития структуры (системы) права;

3) тенденции совершенствования законодательства.

К общим тенденциям относятся следующие: