Файл: ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ЗАДАЧ И МЕТОДОВ В СОВРЕМЕНЫЫХ УСЛОВИЯХ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Матрица финансового оборота экономики представлена в таблице 2.

Таблица 2 Матрица денежно-финансового оборота за 2007–2008 гг., млрд руб.

Сегмент экономики

Население

2007

2008

Нефинансовый сектор

2007

2008

Население

61,9

66,3

4971,5

6445,6

Доходы от продажи недвижимости

61,9

66,3

Приобретение товаров

3841,3

4804,2

Другие

Нефинансовый сектор

2593,9

3351,7

2145,6

2760,2

Заработная плата

1759,1

2231,7

Капитальные инвестиции

2145,6

2760,2

Дивиденды

25,1

65,3

Прирост кредита задолженности

601,6

450,9

Финансовый сектор

596,3

867,6

638,3

1018,0

Выданные кредиты

68,0

157,5

Выданные кредиты

502,0

781,7

Оплата труда

293,2

372,0

Приобретение акций

12,4

91,1

Государство

1736,8

2217,5

2323,8

2260,9

Зарплата бюджетников

879,5

115,9

Финансирование экономики

2073,4

1984,7

Пенсии

722,6

915,3

Стипендии и пособия

134,7

186,2

Заграница

-99,9

-246,5

-228,6

-672,6

Чистые покупки / продажи иностранной валюты

209,7

89,0

Ссуды и прочие иностранные инвестиции

265,5

462,7

Поездки

-248,5

-257,2

Не поступившая экспортная выручка, непогашенные авансы

-389.1

-473,9

Сектор экономики

Финансовый сектор

2002

2003

Государство

2002

2003

Население

577,9

1047,7

370,1

489,2

Прирост депозитов в банках

351,7

493,3

Подоходный налог

358,1

456,0

ПИФы

15,1

63,0

Другие налоги

12,0

33,6

Нефинансовый сектор

1239,2

1683,0

2461,5

3030,6

Прирост депозитов и векселей банков

170,1

480,2

Налог на прибыль

441,08

526,5

Прирост средств на расчетных и текущих счетах

160,9

205,8

НДС

802,9

938,1

Финансовый сектор

23,8

137,1

270,9

205,3

Чистый прирост средств ПФ РФ

10,3

71,7

Налог на прибыль

22,32

30,8

Использование государственной (муниципальной) собственности

157,3

237,9

Государство

216,0

73,4

-718,0

-871,2

Прирост средств Правительства на счетах ЦБ РФ

149,6

55,3

Расходы на оборону, безопасность, управление, международную деятельность

652

820

Заграница

-199,8

-393,3

-379,4

203,2

Прямые инвестиции

10,5

17,0

Прямые и портфельные инвестиции

5,3

-49,6

Портфельные инвестиции

-26,4

1,1

Ссуды и займы

-344,8

-47,6

Ссуды и займы

-56,6

209,7

Инвестиционные доходы

-111,4

-107,9

Изменение валютных резервов

-261,0

-809,4

Прочие обязательства

71,5

1,9

Чистый поток денег и финансовых ресурсов

1857,1

2547,9

2005,1

2650,6


Данные таблицы показывают основные финансовые взаимосвязи между основными субъектами и сегментами экономики:

– население;

– предприятия и организации нефинансового сектора;

– государство, включая бюджет и государственные внебюджетные фонды;

– финансовый сектор, включая Центральный банк РФ, коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения;

– заграница.

Такой подход позволяет оценить уровень материально-финансовой сбалансированности экономики, выявить финансовые структурные дисбалансы, проследить последовательность формирования финансов путем распределения и перераспределения между секторами и сегментами экономики.

Основной задачей общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, военных и производственных функций. Они формируются, главным образом, из налоговых, таможенных и прочих платежей, а также доходов, полученных от размещения государственных финансовых ресурсов и от реализации государственных ценных бумаг, от реализации государственного имущества или от сдачи его в аренду.

Финансы страхования предназначаются для формирования специального фонда, средства которого могут быть направлены для устранения последствии различных страховых случаев, на частичное или полное возмещение убытков, полученных хозяйствующими субъектами в ходе осуществления ими своих функций. Эти финансы формируются за счет страховых взносов.

Финансы предприятий являются основным звеном финансовой системы, т. к. именно они играют главную роль в формировании и финансов страхования, и финансов государства. Их задача заключается в формировании денежных фондов предприятия и в управлении ими в целях осуществления своей производственно-хозяйственной деятельности, финансовой деятельности, получении прибыли и обеспечении своей финансовой устойчивости.

Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на макроуровне.

В сферу финансов предприятий, учреждений, организаций входят:

а) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

б) финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;


в) финансы общественных организаций (профсоюзы, религиозные общества и т.д.) [8]

Такие финансы формируют фундамент экономики общества, т. к. здесь создаются материальные и нематериальные блага. В рамках сферы финансов предприятий, учреждений, организаций концентрируются преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.

Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения. Источниками финансовых ресурсов некоммерческих учреждений являются:

– бюджетные средства;

– средства внебюджетных государственных фондов;

– средства населения;

– денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами;

– выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;

– выручка от сдачи имущества в аренду;

– доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и т.п.).

Финансы общественных объединений включают в себя:

– финансы общественных, в том числе, профорганизаций;

– финансы политических и общественных движений;

– финансы специальных целевых фондов;

– финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение – это добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов. Финансово-хозяйственная деятельность общественных организации сочетает два способа использования финансовых ресурсов: самоокупаемость и сметное финансирование.

Страхование – совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. В настоящее время на страховом рынке РФ действует около 2000 страховых компаний. На фоне стихийных бедствий, спада производства, политической нестабильности все большее значение приобретает имущественное, личное, социальное страхование, страхование предпринимательских рисков и страхование ответственности.

Сфера государственных финансов состоит из следующих звеньев:

– государственный бюджет;


– государственный кредит;

– внебюджетные фонды. [11]

Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально – культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы, представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти, является основным финансовым планом страны, утверждается Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования отраслей народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Для раскрытия экономической природы системы бюджетного планирования (рис. 1) мы рассматриваем ее как один из элементов системы управления бюджетом – применяем последовательный методологический подход при анализе субъекта управления, инструмента управления, объекта управления и конечной цели управления, указывая на сходные и отличительные черты элементов анализируемых систем.

Рис. 1. Система бюджетного планирования

финансы планирование автоматизированный управление

Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов. Государственный кредит может быть в форме государственных займов и казначейских ссуд. Кредиторами выступают юридические и физические лица, а заемщиком – государство в лице его органов. Необходимость использования государственного кредита обусловлено невозможностью удовлетворения потребностей общества только за счет бюджетных доходов.

В государственные финансы входит еще одно звено – внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.


Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

-·специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно – вещевых лотерей;

-·субсидии из бюджета;

-·дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

-·добровольные взносы и пожертвования. [11]

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений. Цель внебюджетных фондов – стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей. Они финансируют расходы, не включаемые в бюджет, формируются за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчисления во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

2.2 Содержание, структура финансового механизма

Термин «механизм» имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики. Отсюда реализация финансовой политики и успешное ее проведение в жизнь обеспечивается посредством конструирования финансового механизма.

Посредством финансового механизма происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах деятельности.

Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых государством и различными юридическими лицами в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития общества. Структура денежных доходов населения в России представлена в таблице 3.