Файл: ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ЗАДАЧ И МЕТОДОВ В СОВРЕМЕНЫЫХ УСЛОВИЯХ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В январе-августе 2009 г. доля убыточных организаций по сравнению с январем-августом 2008 г. снизилась на 0,8 процентного пункта и составила 28,4%.

Основные задачи Министерства финансов:

1) разработка и внедрение стратегических направлений государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) обеспечение стабильности государственных финансов и их воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

4) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов;

5) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;

6) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Характерной чертой современной налоговой системы по-прежнему является ее сложность, связанная с множественностью налогов и сборов. Введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог с пользователей автомобильных дорог, налог на рекламу и ряд других. Налог на прибыль претерпел коренные изменения; в настоящее время в качестве объекта обложения выступает валовая прибыль, учитывающая прибыль от всех видов деятельности. Возникли такие новые источники поступления средств в бюджет, как доходы от продажи государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, планирование занимает важное место в системе управления финансами. Непосредственно при планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов и выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Основные направления финансовой политики государства

Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика, так как она выступает составной частью экономической политики государства, что обусловлено сущностью категории и возможностью их воздействия на экономические интересы.


Финансовая политика представляет собой научно-обоснованную деятельность государства по выработке концепции развития финансов, определению основных направлений их использования на перспективу и текущий период в целях решения социально-экономических задач общества. [15]

Научно-обоснованная финансовая политика при правильной и успешной ее реализации приносит положительные результаты. Ее значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. В процессе выработки и проведения финансовой политики предусматриваются финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для повышения материального и культурного уровня жизни народа, расширения социального обслуживания, регулируются налоговые платежи населения, осуществляются мероприятия, направленные на развитие производства товаров народного потребления и услуг. Ее содержание, по сути, многогранно. Она включает в себя следующие важнейшие звенья:

1. Выработку научно-обоснованных концепций развития финансов. Концептуальные основы развития финансов формируются в процессе изучения требований объективных экономических законов, всестороннего анализа состояния развития экономики и хозяйств, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения. Концепции развития финансов должны содержать общие положения, характеризующие их направленность на длительную перспективу, в них должны быть обозначены приоритеты развития финансового хозяйства как макро-, так и микроуровнях.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов. Например, в Казахстане основные направления использования финансов на перспективу и текущий период находят свое отражение в государственном бюджете, который составляется на трехлетний период и на год.

3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. К ним относятся оперативные мероприятия, например, по исполнению государственного бюджета, сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет и т.д. [10]

Единство этих трех звеньев составляет содержание финансовой политики государства. Финансовая политика должна равным образом содержать в себе как наличие концептуальных основ развития финансов, так и основные направления и практические действия по реализации мер, определенных финансовой политикой.


Задачи финансовой политики:

1. Обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны.

2. Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели.

3. Выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны между собой и в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:

1. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

2. Финансовая тактика – представляет собой ту часть финансовой политики, с помощью которой решаются задачи конкретного этапа развития государства, путем оперативного изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения государственных и общегосударственных потребностей.

Эффективное проведение финансовой политики основывается на следующих принципах:

1. Общие принципы: учет действия объективных экономических законов; учет конкретных исторических условия; учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

2. Специфические принципы: обеспечение рациональной структуры системы финансов; обеспечение рационального построения финансового механизма; стремление к сбалансированности доходов и расходов во всех звеньях системы финансов; создание финансовых резервов, представляющих собой повышение доходов над расходами в бюджете; концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы; сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства; сбалансированность финансовой и денежной политики.

3.2 Внедрение автоматизированных систем управления финансами


Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы – важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

Государственные и муниципальные финансы – это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания. [18]

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Перестройка управления финансами расширяет возможности применения АСУ, повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различных уровнях. При этом АСУ создаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУ становится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Реализация мер по активизации финансового механизма и его составных частей невозможно без АСУ. Это особенно необходимо в условиях перехода к рыночным отношениям, когда изменяется характер информации и ее объем. Поскольку система финансовых органов перерабатывает большой поток информации, меняющийся от командной к информационно – аналитической, то возрастание управленческих процессов, несмотря на рост численности управленцев, ведет к тому, что они не успевают своевременно вырабатывать и проводить в жизнь управленческие решения, пользуясь старыми методами и техническими средствами.


При принятии управленческих решений, касающихся финансов, необходимо иметь достоверную информацию об управляемом объекте (прибыли, оборотных средствах, амортизации и др.), тенденциях его развития, влиянии принимаемого решения на перспективу развития этого объекта.

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системы финансов, порождает рост экономический и финансовой информации, что заставляет уметь ориентироваться в достижениях научно – технического прогресса в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике – учения об управлении финансами, организации обмена финансово-экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации на основе электронно-вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга.

АСУ финансами – это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи.

Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результаты хозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами, Новые возможности анализа обусловлены исключительными возможностями ЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкой стоимостью расчетов.

В управлении государственными финансами используются АСФР. В частности, в системе Министерства финансов РФ функционирует АСФР, которая стала органической частью структуры финансовых органов. Главной целью создания и внедрения этой системы является повышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и т.д. Ее применение требует совершенствования системы финансовых показателей, разработке методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирования финансовых резервов в народном хозяйстве, рациональное расходования финансовых ресурсов.