Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях (Анализ коммуникационных технологий в системе управления персоналом ООО «М.Видео менеджмент»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 351
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы коммуникационных технологий в системе управления персоналом
1.1. Понятие и сущность коммуникационных технологий
1.2. Место и роль коммуникационных технологий в системе управления персоналом
1.3. Типовая структура внутренних коммуникаций в организации и методы ее построения
Глава 2. Анализ коммуникационных технологий в системе управления персоналом ООО «М.Видео менеджмент»
Введение
Актуальность темы исследования. Увеличение конкуренции, стремительные циклы развития продукта, ускоряющееся внедрение инноваций, усложнение условий, выдвигаемых поставщиками, и рост требований клиентов приводят к тому, что устойчивое преимущество не может зависеть только от бренда, продукта и услуг. Для того, чтобы одержать победу в конкурентной борьбе, компаниям нужно использовать все свои активы и бизнес-процессы. В информационный век активы организации включают в себя знания и взаимоотношения между сотрудниками, на основе которых организация может приобрести дополнительную ценность. Коммуникационные технологии являются одним из основных инструментов для создания этой ценности.
Проблема использования коммуникационных технологий в системе управления персоналом приобретает особое значение, поскольку от слаженной работы персонала зависит качество производимых товаров или предоставляемых услуг и, в конечном итоге, эффективность деятельности организации.
Современные, адекватно используемые инструменты и технологии коммуникаций позволяют повысить эффективность деятельности персонала вследствие своевременного информирования о целях и задачах деятельности компании и подразделений, а также о том вкладе, который может внести конкретный сотрудник в достижение этих целей. Также благодаря эффективным коммуникациям можно улучшить общее управление организацией за счет вовлечения персонала в решение проблем, улучшения «горизонтальных» форм сотрудничества подразделений и работников и, как следствие, повысить оперативность деятельности на рынке.
На практике многие сотрудники российских и зарубежных компаний работают в условиях ограниченной информации, что несет крайне негативные последствия. Осознание важной роли сотрудников в достижении стратегических целей организации обуславливает необходимость грамотного использования коммуникационных технологний, направленных на стимулирование определенного поведения и корпоративной идентификации среди сотрудников.
Цель исследования – разработать программу совершенствования коммуникационных технологий в системе управления персоналом ООО «М.Видео менеджмент».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы коммуникационных технологий в системе управления персоналом.
2. Проанализировать коммуникационные технологии в системе управления персоналом ООО «М.Видео менеджмент».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию коммуникационных технологий в системе управления персоналом ООО «М.Видео менеджмент» и оценить их эффективность.
Объект исследования – ООО «М.Видео менеджмент».
Предмет исследования – система коммуникационных технологий в системе управления персоналом ООО «М.Видео менеджмент».
Методы исследования. В работе использовались такие общенаучные методы исследования, как описание, анализ, синтез, наблюдение, а также прикладные методы исследования – анкетный опрос, экспертное интервью.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его теоретических положений, выводов и рекомендаций с целью совершенствования системы управления персоналом исследуемой организации «М.Видео менеджмент».
Глава 1. Теоретические основы коммуникационных технологий в системе управления персоналом
1.1. Понятие и сущность коммуникационных технологий
«Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие; и процесс взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию» [5, с.97].
Большинство определений сводятся к трактовке коммуникаций как «процесс взаимодействия» или обобщают под коммуникацией «все процессы, посредством которых люди влияют друг на друга».
Обратимся к этимологии самого понятия «технология» и его общему определению. Технология (от греч. techne искусство, мастерство) дословно означает науку о мастерстве.
Можно выделить два основных подхода к определению понятия «технологии».
В рамках первого подхода технология рассматривается как последовательность операций, реализуемых субъектом для получения определенного конечного продукта, который будет отличаться от исходного. Условно данный подход может быть назван «операционным». Технологии необходимы для выявления того, при помощи каких средств, «на каких режимах их работы и при каком их сочетании во времени и пространстве можно получить данную продукцию» [26, c.89].
В рамках второго, комплексного, подхода технология рассматривается как «развитие и применение научных или систематизированных знаний к практическим задачам, является центральной характеристикой современного экономического развития» [11, c.90]. Подчеркнем, что в данном определении технологии подчеркивается практическая направленность применения знаний для производства или оказания услуг.
Исходя из операционного подхода, в данной работе используется следующее базовое определение технологии – это система алгоритмов для решения задач, возникающих в определенной сфере деятельности, либо деятельность по выработке таких алгоритмов.
Особое место в ряду современных технологий занимают коммуникационные технологии. Их специфика определяется сущностными характеристиками социальной коммуникации, в том числе такими, как:
- целенаправленный характер;
- активность получателя информации;
- прерывистость передаваемой информации;
- предметность передаваемой информации;
- символическая, знаковая форма сообщений;
- единая информационно-коммуникационная среда;
- возможность оказания влияния на коммуниканта в процессе коммуникации;
- возможность контроля над результатом коммуникации [22, c.90].
Исходя из данных характеристик, коммуникацию можно рассматривать как социальную деятельность, которая предполагает возможность ее технологизации. Если в эпоху, предшествующую информационной стадии развития общества, господствовал объективистский и орудийно-техницистский подход к технологиям, то в современную эпоху возросла значимость субъектно-гуманитарной составляющей технологии, сближающей ее с мастерством и творчеством. В этом отражается повышение роли гуманитарного знания и индивидуальных усилий в технологии.
Понятие коммуникационной технологии возникло в эпоху информации. Данное понятие охватывает класс технологий, отличающихся не только особенностями применяющего их субъекта и используемых научных знаний, но, в первую очередь, объектом применения, а также целями и ожидаемыми результатами. Если технология в традиционном смысле направлена на преобразование природных (как правило, неживых) объектов, то предметом коммуникационной технологии часто является человек [12, c.91].
Цели применения коммуникационных технологий связаны с влиянием на людей, изменением их знаний, установок, поведения.
Объектом коммуникационной технологии являются пространство и время, управление которыми осуществляется посредством целенаправленной системно организованной коммуникации. При этом имеются в виду все четыре измерения социального пространства – процессно-структурное, уровневое, субъектное и нормативно-ценностное, а также все потенциально возможные измерения времени. Под социальным пространством в данном случает понимается многомерное пространство социальных процессов, практик, отношений, социальных позиций, которые связаны между собой функционально.
Объектом коммуникационных технологий в прикладном значении являяются сознание, подсознание и поведение субъектов, управление которыми осуществляется посредством целенаправленной, системно организованной коммуникации.
Предметом коммуникационных технологий является целенаправленный системный процесс управления пространством и временем, организованный на базе коммуникаций для решения конкретных задач [14, c.200].
Субъектами, реализующими коммуникационные технологии, выступают организации, социальные общности и группы, социальные институты.
В широком смысле коммуникационные технологии можно рассматривать как единую целостность практической программы деятельности и мероприятий по реализации данной программы.
В узком смысле коммуникационные технологии могут быть представлены как взаимоувязанные процедуры и операции с целью использования социальных коммуникаций для достижения определенного результата.
Коммуникационные технологии разрабатываются в несколько этапов.
Первый этап – теоретический. На данном этапе определяются цели и задач технологизации, моделируется ее объект, выявляются внутренние связи и закономерности функционирования.
Второй этап - методический – предполагает разработку технологической схемы управления объектом, обоснование и детализацию соответствующих операций и процедур.
Третий этап – процедурный. На данном этапе проводится организация практической деятельности, связанная с подготовкой технологического проекта [18, c.71].
Управляемое коммуникационное взаимодействие, цель которого не сформулирована в явном виде и не осознана, не является коммуникационной технологией.
Понятие «коммуникационная технология» отражает тот факт, что основой этой базы является теория коммуникации.
Коммуникационная технология представляет собой упорядоченную совокупность операций и процедур, согласованную систему действий субъектов, иметь устойчивую структуру и быть направленной на реализацию определенной цели.
Совокупность действий субъектов коммуникации по достижению какой-либо цели будет являться коммуникационной технологией только в том случае, если она будет представлена в виде структурированной технологической цепочки процедур и операций. Данная технологическая цепочка называется технологическим процессом коммуникационной технологии.
Коммуникационная технология – это упорядоченная последовательность действий многих людей, сложный многоэтапный процесс, реализуемый, как правило, организованной группой исполнителей. Как любая сложная системная управленческая деятельность, осуществляемая в соответствии с планом некоторой группой людей, коммуникационная технология требует определенной формальной организации с закреплением тех или иных функций по разработке и реализации элементов проекта технологии за отдельными исполнителями.
В организации коммуникационных технологий степень их формализации может изменятся в определенных пределах – от максимальной с утвержденными организационными схемами и должностными инструкциями до минимальной, опирающейся на договоренность команды технологов о том, как будет построена командная работа. При отсутствии формальной организации в каком-либо виде и функционального разделения труда многие примеры групповой деятельности по управлению коммуникационными процессами нельзя считать коммуникационными технологиями.
При разработке и реализации каждой коммуникационной технологии учитывается критерий оптимальности. То есть технологии могут быть направлены на получение конкретного, желаемого результата при максимально эффективном использовании ресурсов.
Современные коммуникационные технологии часто разрабатываются на основе креативного подхода, который используется на протяжении всех этапов их жизненного цикла – от разработки до первичной и вторичной реализации. Важно, чтобы на этапе реализации все процедуры и структуры были адаптированы к социальной среде и сложившейся социальной ситуации. Ошибочными являются как следование заранее составленному плану без учета меняющейся ситуации, так и бессистемная коммуникационная кампания.
Творческий компонент коммуникационных технологий особенно важен при их тиражировании, обеспечивая адаптацию стандартизированной и потенциально эффективной технологии к специфике нового объекта в изменившейся ситуации.
Коммуникационная технология имеет способность тиражироваться, воспроизводиться применительно к подобным задачам в других условиях. Тиражирование при этом важно осуществлять с учетом творческого подхода и специфики конкретной задачи.
Итак, в работе под коммуникационной технологией понимается совокупность структур, процедур, операций, приемов, используемых в ходе коммуникационного взаимодействия субъектами коммуникации для достижения своих целей.
1.2. Место и роль коммуникационных технологий в системе управления персоналом
Коммуникации, осуществляемые в рамках организации, принято классифицировать на внешние и внутренние (Приложение 1) [34, с.49].