Файл: ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ЗАДАЧ И МЕТОДОВ В СОВРЕМЕНЫЫХ УСЛОВИЯХ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3 – Структура денежных доходов населения, 2008 г.

Структура доходов

Млрд. руб.

Денежные доходы, всего

4998

В том числе:

оплата труда

социальные трансферты

доходы от собственности

доходы от предпринимательской деятельности

другие доходы

3224

746

276

659

93

Структуру расходов домохозяйств по преобладающей доле составляют:

– расходы на продукты питания и оплату услуг;

– обязательные и добровольные платежи;

– сбережения и накопления;

– расходы на благотворительность и др.

Сочетание элементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента, т.е. определение ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и др.

Под формами организации финансовых отношений следует понимать устанавливаемые государством и юридическими лицами различные виды фондов денежных средств. [12]

Под видом организации финансовых отношений следует понимать отдельные платежи, посредством которых формируются фонды денежных средств и направления расходования средств.

Под финансовыми методами понимаются способы установления органической взаимосвязи форм движения финансовых ресурсов с различными видами экономических интересов (государства, субъектов предпринимательства, домохозяйств и др.).

Таким образом, в общем, финансовый механизм представляет собой систему форм, видов и методов организации, планирования и управления финансами.

Поскольку финансы как более общая экономическая категория состоит из отдельных финансовых субкатегорий с меньшей степенью абстракции (налогов, бюджета и т.д.) и в зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения звеньев финансовой системы где можно выделить с известной самостоятельностью налоговую политику, бюджетную политику и соответствующие им следующие механизмы:

a) финансовый механизм коммерческих предприятий;

б) финансовый механизм некоммерческих организаций;

в) страховой механизм;

г) налоговый механизм;

д) бюджетный механизм;

е) механизм функционирования государственного кредита;

ж) механизм функционирования внебюджетных фондов. [13]

Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма. Элемент финансового механизма – это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства.


Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма – финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационная структура и правовой режим финансовой системы, организацию управления.

Финансовый механизм как система делится на подсистемы:

1) Финансовое планирование (прогнозирование);

2) Финансовые рычаги и стимулы;

3) Организационная структура и правовой режим.

Каждая из подсистем в свою очередь делится на блоки. Блок (звено) – это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку целевой направленности.

Подсистема «Финансовое планирование (прогнозирование)» опирается на такие блоки как:

а) Финансовые прогнозы, планы и балансы;

б) Финансовые показатели;

в) Финансовые нормы и нормативы (применяемые в текущем планировании).

Подсистема «Финансовые рычаги и стимулы» имеет блоки:

а) Нормативы распределения финансовых ресурсов (макроэкономические нормативы: ставки налогов, нормы отчислений в фонды);

б) Фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования.

Подсистема «Организационная структура и правовой режим» имеет блоки:

а) Организация управления финансами;

б) Законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения;

в) Финансовый контроль.

2.3 Отечественная система планирования финансов государства

Финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

В 90-е гг. в государстве произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика привела к усилению роли финансов.

Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются.


Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. [16]

При планово-директивной экономике на государственном уровне формировались три фонда: государственный бюджет, фонд государственного имущественного и личного страхования и фонд государственного социального страхования. Все они имели фиктивную обособленность, на практике средства переливались из одного фонда в другой по решению правительства.

В настоящее время кроме бюджета формируются: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонды развития НИОКР и др. Каждый фонд имеет специфические задачи и соответствующую организацию финансовых отношений. Бюджет, хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как ранее, когда через бюджет государство централизовало свыше 50% национального дохода.

Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. Финансовые отношения по поводу формирования бюджета на современном этапе такие же сложные, противоречивые, во многом не отвечающие даже интересам новых хозяйствующих субъектов, как ив период становления социалистических финансов.

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений, обусловленную историческими, экономическими и политическими условиями, и подчинено финансовой политике государства.

С позиций системного подхода к системе финансов целесообразно относиться как к органичной системе, которая в процессе своего индивидуального развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации. Свойства системы финансов как органичной системы (ее способность эволюционировать и т.д.) также применимы к системам более низкого уровня (в том числе, к системе управления бюджетом, к системам государственного и регионального бюджетного планирования).

Сформулируем принципы трансформации методологий бюджетного планирования (рис. 2).


Рис. 2. Процесс трансформации методологий бюджетного планирования

Процесс трансформации состоит из следующих этапов: дополнительно к существующим методам бюджетного планирования разрабатываются новые методы (1); органы исполнительной власти в процессе обсуждений и на основе определенных критериев выбирают некоторый набор методов, которые затем внедряются в жизнь после проработки, выпуска методических рекомендаций, законодательных и нормативных актов (2); в финансовом органе региона происходит реорганизация управления с применением этих новых методов (3); после практического использования новых методов производится их оценка (4); по результатам этой оценки, во-первых, разрабатываются кодексы лучшей практики для применения в других регионах (если опыт этого региона признан удачным) (5), а во-вторых, на основании произведенных оценок анализируется недостатки применения методов, что естественным образом вызывает разработку новых методов (или, например, заимствование их из опыта других стран) (1).

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью определенных приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

Общее управление финансами в РФ возложено на Государственную Думу, аппарат Президента. Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, Государственная налоговая служба.

Структурные подразделения:

1) Управление налоговых реформ;

2) Управление государственных ценных бумаг и финансового рынка;

3) Управление финансирования программ развития сельского хозяйства;

4) Управление финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка;

5) Управление финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии;

6) Управление финансирования социальной сферы и науки;

7) Управление финансирования обороны, правопорядка и безопасности;

8) Контрольно-ревизионное управление;

9) Управление валютно-финансового регулирования;

10) Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности и др.

Важнейшими функциями Государственной налоговой службы являются:

1) контроль за соблюдением налогового законодательства;

2) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех государственных налогов и других платежей; 3) подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства.


По данным ФНС РФ, за январь-февраль 2009 года в федеральный бюджет поступило 421,8 млрд. рублей, полученных в результате налогообложения. По сравнению с 2008 годом, за аналогичный период было получено на 9,6% больше. Основную массу составляют налоги на добычу полезных ископаемых (35,8%) и НДС (35,5%).

Детальная картина полученных за первые два месяца 2009 года налогов выглядит таким образом:

– налог на прибыль организаций – 42,4 млрд. руб. за январь-февраль 2009 г., т.е. на 33% больше, чем за январь-февраль 2008 г.

– единый социальный налог – 49,5 млрд. руб., рост – 33,8%.

– НДС – 149,9 млрд. руб., снижение на 23,1%; суммы, фактически возмещенные плательщиками по налоговой ставке 0% – 114,7 млрд. руб., рост – 18,2%.

– НДС на товары, ввозимые из республики Беларусь – 4,7 млрд. руб., рост – 24,8%.

– поступления по сводной группе акцизов – 15,6 млрд. руб., рост – 4,2%.

– по акцизам на спиртное – 0,8 млрд. руб., рост – в 1,7 раза.

– по акцизам на табачную продукцию – 6,9 млрд. руб., рост – 21,7%.

– по акцизам на нефтепродукты – 7,7 млрд. руб., снижение – 0,5%

– НДПИ – 151 млрд. руб. (в том числе на нефть – 132 млрд. руб., природный газ – 16,6 млрд. руб., газовый конденсат – 1,1 млрд. руб.), снижение – 13,9%.

– страховые взносы ПФ – 126,6 млрд. руб., рост 32,7%.

– ФСС – 9,8 млрд. руб., рост – 13,8%.

– ФОМС – 9 млрд. руб., рост – в 1,5 раза.

– территориальные ФОМС – 16,9 млрд. руб., рост – 30,3%.

В январе-августе 2009 г., по оперативным данным, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без организаций, осуществляющих деятельность в растениеводстве, животноводстве, растениеводстве в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил +4302,4 млрд. рублей, или +180,5 млрд. долларов США (40,4 тыс. организаций получили прибыль в размере 4883,1 млрд. рублей, 16,0 тыс. организаций имели убыток на сумму 580,7 млрд. рублей). В январе-августе 2008 г. сальдированный финансовый результат составил (по сопоставимому кругу организаций) +3038,5 млрд. рублей, или +117,3 млрд. долларов США.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) характеризуется следующими данными, представленными в таблице 4.

Таблица 4 – Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд. руб.

Млрд.рублей

В % к соответствующему периоду предыдущего года

2008 г.

Январь

+342,1

98,0

Январь-февраль

+657,6

111,0

I квартал

+1074,7

116,2

Январь-апрель

+1383,2

120,5

Январь-май

+1815,1

122,8

I полугодие

+2301,9

126,4

Январь-июль

+2683,4

126,3

Январь-август

+3038,5

124,8

2009 г.

Январь

+498,1

145,6

Январь-февраль

+893,7

135,9

I квартал

+1260,0

117,2

Январь-апрель

+1801,8

130,3

Январь-май

+2442,6

134,6

I полугодие

+3239,9

140,7

Январь-июль

+3772,3

140,6

Январь-август

+4302,4

141,6