Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Анализ формирования прибыли ООО «Актава»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях кризисных явлений в экономике, значение прибыли возрастает, т.к. она тесно связана с развитием производства. В этой связи огромное значение приобретает умение получить необходимую прибыль и распределить её наиболее эффективным способом.
Прибыль, с одной стороны, это основной источник средств организации, источник развития организации, поскольку необходимые капиталовложения и оборотные средства должны финансироваться за счет прибыли. С другой стороны, это источник доходов государственных и местных бюджетов. Кроме того, прибыль служит источником экономического стимулирования коллективов и от её величины во многом зависит уровень материального благосостояния. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности, а именно: сколько прибыли получено на каждый рубль вложенных средств на каждого работника предприятия и т.п.
Нельзя не учитывать также особенности формирования прибыли тем или иным предприятием, т.к. специфика производства продукции, процесс управления, методики планирования и расходование прибыли, а также анализа рентабельности зависят от конкретной организации.
Организации получают от реализации своей продукции выручку, которая не свидетельствует о получении прибыли. Для определения финансового результата итоговой деятельности организации нужно сопоставить выручку со всеми затратами на производство и реализацию, относимыми на себестоимость производимой продукции.
Цель курсовой работы – исследовать формирование прибыли и выяснить ее роль в общественном воспроизводстве.
Для выполнения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть теоретическое и экономическое содержание и виды прибыли;
- проанализировать формирование, распределение и использование прибыли;
- провести анализ финансового состояния предприятия;
- провести оценку механизма формирование и использования прибыли на примере организации;
- разработать рекомендации по увеличению прибыли.
Предметом исследования является процесс формирования и использования прибыли организации.
Объектом проводимого исследования в данной курсовой работе исследования является ООО «Актава».
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды зарубежных и российских ученых по бухгалтерскому учету и аудиту таких авторов как Семенихин В.В., Сосненко Л.С., Черненко А.Ф., Толпегина О.А., Чернышева Ю.Г., Никифорова Н.А., Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А., Авдеев В., Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д., и др.; материалы периодической литературы; материалы учебных семинаров; справочно-консультационных систем "Консультант" и "Гарант"; данные сети Internet.
При проведении анализа в курсовой работе применялись такие методы как: сравнение, анализ, синтез, наблюдение, сопоставления, группировка, методы экономического анализа - вертикальный, горизонтальный, коэффициентный анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть рекомендованы к их использованию в деятельности организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ
1.1 Сущность прибыли
В современной экономической науке термин «прибыль» и его содержание вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории. По мере развития экономической теории комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения от самого простого в качестве дохода от производства и реализации до понятия, характеризующего конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности.
В соответствии с определениями, данными в разное время, прибыль - это разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве (А. Смит, Д. Риккардо, Д.С. Милль); по теории трудовой ценности Маркса - часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона характеризует прибыль как вид дохода от капитала, включающий вознаграждение за труд предпринимателя, страховую премию за риск, процент за пользование и чистый барыш [17, с. 20].
В Современном финансово-кредитном словаре прибыль как итоговый показатель работы организации, в котором реализуется главная цель предпринимательской деятельности, выступает в качестве главного критерия эффективности производства. По новому Налоговому кодексу РФ прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл.25 НК РФ.
Наиболее общее понятие прибыли как разницы между доходами экономического субъекта хозяйствования и расходами, в том числе и полными издержками производства и реализации, способно объединить многообразные способы ее определения: политико-экономический (прибыль для социалистических и капиталистических организации), бухгалтерско-финансовый (балансовая, чистая и т.д. прибыль), экономико-математический.
Прибыль выступает в различных видах (Таблица 1) [7 с. 95].
Таблица 1 - Виды форм прибыли организации (предприятия) по основным классификационным признакам
Признаки классификации прибыли |
Виды прибыли по соответствующим признакам классификации |
Источники формирования прибыли, отражаемые в бухгалтерском учете |
Прибыль от реализации продукции Прибыль от прочих операций, в том числе реализации имущества Балансовая прибыль |
Метод расчета |
Валовая (банковская) прибыль Чистая прибыль Маржинальная прибыль |
Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия |
Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности |
Характер налогообложения прибыли |
Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не подлежащая налогообложению |
Характер инфляционной «очистки» прибыли |
Прибыль номинальная Прибыль реальная |
Временной период формирования прибыли |
Прибыль прошлых лет Прибыль отчетного периода (нераспределенная прибыль) Прибыль планового периода (планируемая прибыль) |
Характер использования прибыли |
Капитализированная прибыль Потребленная (распределенная) прибыль |
Значение итогового результата хозяйствования |
Положительная прибыль Отрицательная прибыль (убыток) Нормальная прибыль |
В процессе формирования прибыли используются показатели, которые подвергаются неоднозначному толкованию в экономической литературе, что требует определенного уточнения. Для этого по данным «Отчета о финансовых результатах» составим модель построения прибыли (рисунок 1) и дадим экономическую характеристику основным ее показателям.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг
Себестоимость продаж
Валовая прибыль
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж
Прочие доходы
Прибыль (убыток) до налогообложения
Текущий налог на прибыль
Прочие расходы
Условный расход по налогу на прибыль
Постоянное налоговое обязательство
Отложенный налоговый актив
Отложенное налоговое обязательство
+
+
--
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
Рисунок 1 - Схема формирования показателей прибыли
Валовая прибыль - первый показатель в отчете о финансовых результатах, в определении которого нет единства понимания его экономического содержания. Согласно п.23 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н, валовая прибыль - это разность показателей "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" и "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".
Кроме рассмотренных видов прибыли, закрепленных в "Отчете о финансовых результатах", широко используются другие разнообразные показатели, которые характеризуют различные стороны и направления финансово-хозяйственной деятельности, источники формирования, направления расходования, и требуют определенной систематизации используемых терминов.
1.2 Факторы формирования прибыли
Основная роль прибыли - показать конечный финансовый результат, который характеризует эффективность производства, а также качество и востребованность производимой продукции. Она отражает уровень дохода организации. Каждый предприниматель следит за тем, чтобы уровень прибыли его организации не сокращался. Однако на уровень прибыли и ее изменение влияет очень много факторов, которые не всегда непосредственно зависят от самой организации.
Так, например, общая конъюнктура рынка и цены на сырье и топливно-энергетические ресурсы сильно влияют на уровень прибыли, но организация никак на данные факторы повлиять не может.
Цель любой коммерческой деятельности - получение прибыли. Как известно, прибыль является основным показателем, отражающим экономический эффект, который получается в результате деятельности конкретной организации. Однако прибыль выполняет еще ряд очень важных функций.
Основные функции прибыли [18, c.127]:
1. Оценочная функция - заключается в том, что она наиболее полно отражает уровень производства и дает оценку эффективности хозяйственной деятельности всей организации.
2. Стимулирующая функция - заключается в том, что стимулирующее влияние на рост эффективности работы организации.
3. Фискальная функция - заключает в том, что прибыль - это источник отчислений в государственный бюджет и внебюджетные фонды.
В качестве показателя оценки итогов производственной и коммерческой деятельности организации используется уровень прибыли, в чем заключается ее оценочная функция. В прибыли отражаются все стороны деятельности организации как в сфере производства, так и в сфере обращения. Однако прибыль не является универсальным показателем работы организации. Многофакторность категории прибыли вызывает необходимость наряду с прибылью использовать другие показатели эффективности производства (объем реализованной продукции, производительность труда, капиталоотдачу, материалоемкость, скорость оборота авансированного капитала).
Прибыль представляет итог деятельности организации, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения и т.д., а главное от того, насколько эта продукция удовлетворяет потребности потребителя, то есть имеет ли она спрос. Величина прибыли складывается под воздействием многих факторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта [18, c.145].
Необходимо подчеркнуть противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Как отечественная, так и зарубежная практика показывает, что рост прибыли может являться не только следствием эффективной экономической деятельности. Он может быть достигнут за счет монопольного положения производителя (рост цен), отступления от стандартов, ухудшения качества продукции и т.п.
Фискальная функция характеризуется тем, что прибыль - это один из основных источников отчислений в государственные и региональные бюджеты, а также во внебюджетные фонды. В данном случае средства в бюджеты поступают в виде налогов и используется в дальнейшем государством в качестве источника финансирования для выполнения государством своих основных функций, также деньги направляются на удовлетворение общественных потребностей и на осуществление государственных производственных, инвестиционных, социальных и научно-технических программ.
Для каждого хозяйствующего субъекта формирование прибыли является очень важным процессом. Ведь от рационального использования выручки зависит величина дохода, получаемая владельцем предприятия от осуществления всех видов деятельности.
Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние (рисунок 2).
К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства:
- цены на производственные ресурсы,
- конъюнктура товарного и фондового рынков,
- система налогообложения предприятия,
- сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции,
- транспортные условия,
- социально-экономические условия,
- уровень развития внешнеэкономических связей, и другое.
Факторы прибыли
Внешние факторы