Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теории происхождения государства
1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства
1.2 Единые закономерности возникновения государства.
Глава 2 Особенности возникновения государства у различных народов мира.
2.1 Основные причины и закономерности появления права.
Глава 3 Возникновение естественного и позитивного права
3.1 Способы возникновения позитивного права
3.2 Проблема соотношения естественного и позитивного права: от естества человека к прайду хищника.
Однако лишь такой подход был еще идеалистическим и преувеличением неких настоящих процессов правообразования, так как право уже на самых первых этапах собственного возникновения, вместе с выполнением общесоциальных обязанностей, выступало в роли нормативно-классового редуктора, т.е. урегулирования общественных причастностей к близким связям с принципиальных решений господствующего класса.
Процедуры как форма обеспечения и реализации правил поведения в ранних классовых обществах также приобретают качественно новый характер. Для разрешения споров создается специальный государственный орган – суд. Он привык соблюдать законы, наказывая своих нарушителей.
Есть также люди, чья профессия заключается в удостоверении определенных соглашений, доверенностей и других процессуальных документов. Отныне государство вмешивается в экономический оборот, договорные отношения. В то же время, обычаи также функционируют в ранних классовых обществах, а затем превращаются в обычное право, если эти обычаи начинают признавать и защищать аппарат государства, включая суды.
Основные отличия права как регулятора общественных отношений от родовых обычаев заключаются в следующем. Право выражает волю и интересы не всего общества (как обычая), а волю правящего класса или сил, находящихся у власти.
Правовые нормы утверждаются или создаются государством и охраняются государством, а обычаи поддерживаются всей расой, общественным мнением, традициями, авторитетом.
Право, в конечном счете, создается главным образом в интересах правящего класса, поэтому оно часто носит характер сдерживания. Для сохранения его безусловности и универсальности немедленно создаются специальные органы, в задачу которых входит защита права от нарушения. В.И. Ленин писал «Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к исполнению норм права». Закон больше не существует в умах людей, но имеет свои собственные формы выражения: письменные законы, указы и обычаи передавались из поколения в поколение из памяти, они были в умах каждого члена рода. Такой регулятор отношений стал непригодным для классового общества, его заменили более эффективным регулятором и более надежным инструментом защиты интересов правящего класса.
Санкции правовых норм сейчас существенно отличаются от тех, которые применялись на предыдущем этапе. В раннем классовом праве они уже обеспечивают возникающую собственность и социальное неравенство. Это проявляется в резком ужесточении санкций, которые защищают собственность социальной элиты, во введении дифференциации наказаний за преступления против личности - в зависимости от статуса личности (свободный, раб, мужчина, женщина, ребенок), в легализации льгот.
Эта дифференциация наказаний была широко распространена во всех ранних классах обществ.
Санкции избавляются от религиозных элементов. В этом случае санкции осуществляются государством, его специальным аппаратом, а не священниками и другими священнослужителями.
Таким образом, право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ консолидации собственности, социального неравенства, регулирования труда общинников-земледельцев и ремесленников. Формирование права проходит через формирование специальных правил, регулирующих организацию и процесс труда и распределения его результатов.
В длительном диалектическом процессе формирования государств и правовые классы становятся способом реализации функций государства. По мере расслоения общества, развития классов, появления частной собственности, товарно-денежных отношений закон приобретает отчетливый классовый характер, то есть начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп (это делается в первую очередь путем ужесточения имущественных защитных санкций).
Глава 3 Возникновение естественного и позитивного права
Говоря о происхождении права, необходимо, по нашему мнению, проводить различие между появлением естественного и появлением позитивного права.
Право – это свобода, возможность определенного поведения людей.
Естественный закон - это свобода, возможность определенного поведения, которое развивается в процессе общения людей друг с другом, признается обществом и считается
социально оправданной свободой поведения. Он официально никем не установлен, но сформирован естественным путем, получает общественное признание и закрепляется в определенных правилах поведения, которые устанавливают границы, меру этой свободы и определяют, что можно и чего нельзя.
Первоначально право как свобода определенного поведения закрепляется в обычаях и других нормах поведения первобытного общества. Следовательно, можно утверждать, что естественное право возникает одновременно с обществом, поскольку обычаи, а также другие нормы поведения появляются одновременно с первобытным обществом.
Впоследствии, с появлением других социальных норм, право как свобода, возможность определенного поведения закреплено в этих социальных нормах.
В отличие от естественного права, позитивное право - это установленные или санкционированные государством нормы, правила поведения человека, содержащие различные предписания относительно того, как можно или нужно вести себя в определенной ситуации. Эти правила поведения называются правовыми нормами. Они либо создаются непосредственно, устанавливаются государством, либо возникают в результате санкционирования, то есть признания государством любых нелегальных правил поведения как законных.
Государство в нормах позитивного права также устанавливает границы, меру свободы человеческого поведения, то есть права, но в отличие от естественного права, является, в первую очередь свобода поведения признается не столько обществом, сколько государством. Конечно, это также может быть признано обществом, если интересы государства совпадают с интересами общества, но на практике интересы государства часто не совпадают с интересами общества. Свобода, закрепленная в правовых нормах, также может быть признана государством только формально, но не гарантируется им. И тогда эта свобода будет носить лишь декларативный характер, не имея реального воплощения в действительности.
Кроме того, в отдельных случаях государство в юридических нормах может исправить произвол, который ни при каких обстоятельствах не может считаться правом, поскольку свобода и произвол не совместимы.
Поскольку позитивный закон является продуктом государственной деятельности, то, конечно, он может возникнуть только одновременно с государством. До появления государства не было положительного закона, и не могло быть. Однако следует иметь в виду, что позитивное право возникло не из ничего, поскольку его возникновение было, по сути, подготовлено появлением обычного права.
С переходом первобытного общества к производящей экономике возникают, а также развиваются товарно-рыночные отношения. В этой связи в обществе постепенно начинают появляться новые обычаи (правовые обычаи), но в отличие от первобытных обычаев уже различают права и обязанности участников и общественных отношений. Появляется обычное право.
Обычное право – это еще не позитивное право, поскольку государства еще не было, оно имело место предгосударственный период, т. е.
протогосударство. С переходом первобытного общества к производящей экономике появляются и развиваются товарно-рыночные отношения. В связи с этим в обществе постепенно начинают складываться новые обычаи (правовые обычаи), которые, в отличие от примитивных обычаев, уже различают права и обязанности участников общественных отношений. Обычное право появляется.
3.1 Способы возникновения позитивного права
Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права - введение санкций в отношении таможни, создание правовых прецедентов и создание нормативных правовых актов.
Санкционирование обычаев – наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Это выражалось в первую очередь это государственные органы, прежде всего, суды, решая конкретные вопросы, основывали свои решения на соответствующих таможнях, придавая им юридическое значение.
Установление нормативных правовых актов (законов, ордонансов, указов и т. д.) считается более поздним путем возникновения позитивного права по сравнению с первыми двумя.
Это выражается в публикации государственными органами специальных документов (нормативных правовых актов), в которых содержатся правовые нормы - правила поведения, исходящие непосредственно от государства.
Государство прибегает к этому методу либо тогда, когда санкционированные обычаи и правовые прецеденты перестают быть достаточными для регулирования общественных отношений, либо когда государство, особенно в лице своих центральных органов, стремится активно влиять на общественную жизнь.
Такой способ создания позитивного права особенно характерен для современных государств.
3.2 Проблема соотношения естественного и позитивного права: от естества человека к прайду хищника.
В качестве исходной парадигмы разработки положений данной работы мы обратимся к определениям естественного и позитивного (позитивного) права. В цивилизованных государствах всякая легитимная власть опирается на позитивное право, фиксирующемся в правовых документах и гарантирующим государством.
В то же время в философии права и наряду с позитивным правом, выделяется естественное право, основанное на априорных формах мировоззрения, т. е. На моральном чувстве; в определенном смысле это право человека, поскольку человеческая природа проявляется и утверждается в нем.
Степень развития позитивного права определяется мерой его соответствия естественному праву. В то же время в обществе часто наблюдается отделение позитивного права от естественного. Итак, болезненный разрыв естественного закона и позитива, который произошел на фоне интенсивного развития последнего в Западной Европе, в конечном итоге привёл к краху империи (1917 год).
В идеях нации, характерной чертой которой была религиозность, действия королевской власти, министров, промышленников, создавался раскол в мировоззрении, изоляция сущности от объекта.
В результате стремление к власти, привычка правления, граничащая с несправедливостью, жестокостью и на фоне официального провозглашения православия в качестве основы национальной идеологии, привели к вырождению христианских ценностей в обществе, к распаду общества, волна насилия, проявившаяся с особой силой в первые годы после революции.
Советское правительство, провозгласившее народную власть, было, по сути, попыткой организовать социальное существование людей на основе естественного права, ради будущего, утверждения которого в течение некоторого времени допускались требования определенного класса и даже конкретный человек. В результате на фоне зародышевого состояния естественного права в культуре развитый позитивный закон не был развит.
В то же время невозможно представить общество без объективных принципов регулирования межличностных, межклассовых отношений. Необходимость правового регулирования поведения человека присуща природе человека. Если мы обратимся к антропологическим взглядам И. Канта, они освещают творения человека: творчество животных; творения человечества (разум); создания личности. Первым компонентом является стремление к самосохранению, расширению расы, а также общению. Второй компонент сводится к формам или моделям социального поведения.
Задатки человека как личности заключаются в его способности «воспринимать уважение к моральному закону как сам по себе достаточный мотив произвола» [1, с.27-29].
Первые два компонента являются этически нейтральными, но по желанию человека они могут принимать аморальные формы: например, желание расширить род иногда превращается в блуд, а формы поведения в обществе иногда принимают характер немотивированной агрессии, злоба, смешанная с чувствами зависти, нездоровой конкуренции, а также законных или внесудебных действий.
Однако творчество человека как личности, заложенное априори, всегда связано с чувством морали, а в контексте философии права - с естественным правом. Это чувство может оставаться неразвитым в зачаточном состоянии, но в то же время оно способно раскрыться, охватывая все грани человеческой жизни.