Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( Права человека, как основная составляющая современного международного права ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Права человека, как основная составляющая современного международного права
1.1.Общая характеристика и состояние личности на основе формирования законности
1.2. Классификатор прав личности в современном гуманитарном праве
Глава 2.Теория прав человека на примере информационной природы прав человека
2.1. Фактофиксирующий характер естественности прав человека и её происхождения
Глава 3. Европейский суд по правам человека – главный гарант прав человека в современном обществе
3.1. Принципы и нормы международного права, как составной частью законодательства России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Права человека - это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть её конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государстве.
Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).
Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.
Прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечить механизмы реализации прав и свобод человека.
В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования.
Объект исследования общественные отношения, возникающие в процессе изучения прав и свобод человека и гражданина в современной теории государства и права.
Предмет исследования нормативные акты, научная, учебная и периодическая литература по указанной теме.
Главная цель работы состоит в изучении и рассмотрении прав человека в современном мире.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Дать определение состоянию личности, как условия формирования законности и классификации прав личности;
2.Расмотреть теорию прав человека на примере информационной природы прав человека;
3. Рассмотреть деятельность Европейского суда по правам человека
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Права человека, как основная составляющая современного международного права
1.1.Общая характеристика и состояние личности на основе формирования законности
Законность как многоплановое и многостороннее явление пронизывает и отражает всю правовую жизнь общества, проникает в иные сферы бытия общества, государства, человека. Как система взаимосвязанных социальных, политических и юридических требований и их реализация законность в жизни общества является важнейшим условием развития демократии, построения правового государства, обеспечения прав и свобод граждан.[1]
Законность формируется под влиянием ряда факторов, из которых одни могут обеспечивать нормальное функционирование и поступательное развитие общества (положительные условия), другие — способствовать дестабилизации различных сфер жизнедеятельности общества, государства, личности (отрицательные условия).
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул, что «в России на протяжении веков ... отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем — как помеха для укрепления государственного могущества».
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — приоритетной обязанностью государства. Она предопределяет, что основу российской политики «...должна составить идеология, в центре которой — человек как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, а жизненный успех, которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду».
Законность есть верховенство права, правление права, основанное на правах человека. В литературе подчеркивается, что законность должна быть «развернута» на личность, на ее правовые возможности, на утверждение субъективного права. В этом смысле законность исполняет роль «посредника», который «переносит» право в плоскость реального осуществления прав и обязанностей граждан (организаций).
К вопросам прав человека и гражданина юристы обращаются довольно часто. Однако, как представляется, все аспекты проблемы формирования режима законности ими не исчерпываются. В современных условиях особое значение приобретает категория «правовое состояние личности», которую можно отнести к положительным условиям формирования законности в современном Российском государстве.[2]
Под правовыми состояниями личности следует понимать установленные нормами права или предусмотренные в нормативных моделях юридически значимые социальные или естественные свойства или систему свойств человека в определенной момент или период времени, в качестве условий, обусловливающих возникновение и (или) изменение или возможность возникновения и (или) изменения правовой ситуации.
Многообразие состояний, в которых может находиться человек, и их воздействие на осуществляемое правовое поведение свидетельствует о том, что соответствующее нормативное отражение допустимо рассматривать в качестве гарантии законности. Нормы права имеют не абстрактных, а вполне конкретных адресатов, которые характеризуются психофизическими и социальными различиями. Посредством правовых состояний такая дифференциация может правом учитываться, что неизбежно будет способствовать строгому и неуклонному исполнению всеми субъектами права действующего законодательства. Но для этого следует определить возможные виды правовых состояний личности.
Различные цели, в том числе цели исследовательские, вызывают необходимость определения среди существующего множества различных неупорядоченных явлений нужного предмета. Для этого используется такой вид деления массива явлений, как классификация. Она представляет собой логическую операцию по распределению множества предметов по устойчивым группам (классам) на основании какого-либо общего признака (сходствам и различиям), произведенное таким образом, что каждый класс по отношению к другим классам имеет свое постоянное, определенное место3.
Развитие знаний о правовых состояниях личности предопределяет изменение и дополнение их классификации, которую нельзя рассматривать как завершенную, поскольку сама правовая действительность, а также знания о ней находятся в непрерывном процессе изменения и развития.
Зависимость классификации от того или иного понимания классифицируемого явления предопределяет необходимость и важность его учета. Как следствие недостатка такого учета, те или иные основания классификации, обоснованность и значимость классификации может признаваться или нет.[3]
Исходя из вышесказанного, представляется важным подчеркнуть, что научную классификацию правовых состояний личности необходимо проводить с учетом двух методологических посылок. Во-первых, классификации следует подвергать все многообразие правовых состояний личности, входящих в содержание понятия, определенного признаками, ранее обозначенными в данной работе. Иными словами, избранная трактовка понятия «правовые состояния личности» определяет возможные основания классификации данного явления. Во-вторых, представляется рациональным брать в основание классификации лишь сущностные признаки исследуемой совокупности, которые способны показать богатство форм проявления главных сторон правовых состояний личности, а также механизм проявления их сущности в каждой отдельной форме.
1.2. Классификатор прав личности в современном гуманитарном праве
Сформулированное нами ранее понятие «правовое состояние личности» включает в себя ряд принципиальных положений, которые характеризуют природу данного явления и соответственно могут быть положены в основу его классификации.
1. Принципиальным положением является то, что правовое состояние личности — это свойство (свойства). При этом свойство, имеющее определенную природу. Следовательно, дифференциация правового состояния личности может проводиться по критерию природы происхождения присущего личности свойства.
Естественное в человеке выражаем в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма (состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, болезненное или утомленное состояние и т.д.).
В то же время человек есть существо социальное Ему могут принадлежать и определенные нормативные состояния как привнесенные (приписываемые) личности свойства, которые наличествуют только потому, что о нем (по поводу него) существует объективированные е той или иной форме человеческие представления и установления (инвалидность, нуждаемость в жилых помещениях, нетрудоспособность и т.д.).
Этот вывод в некотором отношении развивает гипотезу В.П. Казимирчука о «текучести» и полифункциональности правовых состояний, относительно которой В.М. Баранов отметил отличительные черты правовых состояний: частое мигрирование, «переливание», «перетекание», «пульсацию», «циркулирование», пересадку на иностранную почву и др., которые относятся к динамической части правовой системы государства. В этом ученый видит их ценность и функционально-ролевое назначение, поскольку «...переход из одного правового состояния в другое означает изменение качества юридической (да и социальной) жизни».[4]
2. С указанной классификацией находится в тесной взаимосвязи другое основание. Если речь идет о правовом состоянии личности, в котором природа происхождения свойства относится к естественной, то данное правовое состояние не устанавливается, поскольку право не может воздействовать каким-либо активным образом на состояние здоровья, состояние алкогольного или наркотического опьянения, беременность, и т.д., которые существуют объективно и независимо от права. Нормы права могут лишь предусмотреть естественные состояния гражданина, посредством отражения их признаков в своих нормативных моделях.
Например, ст. 63 УК РФ к обстоятельствам, отягчающим наказание, относит совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного выделено мною. — В.Г.) лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного. Строго говоря, если бы данные правовые состояния устанавливались нормами права, то гипотеза нормы права должна бы была содержать не признаки типичного обстоятельства, его модели (в данном случае состояний личности), а перечислять точные и подробные характеристики лиц, которые бы охватывались понятиями «беззащитного» и «беспомощного» состояния.
На этом основании можно сделать вывод, что правовое состояние личности, в котором природа происхождения свойства относится к естественной, предусматривается в нормативной модели. Последняя по своей сущности выступает как совокупность признаков. Если конкретные свойства личности им соответствуют, это позволяет говорить о том, что они являются правовыми состояниями.