Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( Права человека, как основная составляющая современного международного права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сфере уголовного судопроизводства на уровне принятия мер индивидуального характера пожелания данной Рекомендации были реализованы в ч. 4 ст. 413 УПК РФ. В отношении гражданского судопроизводства Конституционный Суд РФ в своем постановлении по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 392 ГПК РФ в связи с жалобами граждан А.А. Дорошка, А.Е. Кота и Е.Ю. Федотовой от 26 февраля 2010 г. № 44-П постановил: «Признать часть вторую статьи 392 ГПК Российской Федерации, не противоречащей Конституции Российской Федерации поскольку — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, в том числе с учетом провозглашенного статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации приоритета правил международного договора Российской Федерации, — она не может рассматриваться, как позволяющая суду обшей юрисдикции отказывать в пересмотре по заявлению гражданина вынесенного им судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если Европейским Судом по правам человека установлено нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела, по которому было вынесено данное судебное постановление, послужившее поводом для обращения заявителя в Европейский Суд по правам человека». Надо полагать, что механизм принятия мер индивидуального характера, состоящих в пересмотре дела национальным судом и восстановлении нарушенного права и в выплате справедливой компенсации, в России будет окончательно закреплен. [20]Очевидно, что и особых сложностей он не вызывает.

Другое дело принятие государством-ответчиком мер общего характера. Такие меры, как правило, не ограничиваются защитой права конкретного лица и затрагивают интересы более широкого круга лиц, а также интересы общества и государства. Для их реализации требуется внесение соответствующих изменений в законодательство, корректировка правоприменительной (судебной, административной и т.д.) практики, проведение организационных, структурных мероприятий в государственных органах. Естественно, что все это сопряжено не только со значительными финансовыми расходами, но и с изменением социально-культурных, правовых, экономических, политических и иных национальных устоев и традиций нашего государства и общества. В определенных случаях такие изменения необходимо осуществлять, так как они являются локомотивом демократического цивилизованного развития нашего судопроизводства, творческого созидательного потенциала российских граждан, залогом дальнейшего успешного развития России. Российское государство должно принимать максимально возможные меры к обеспечению права на жизнь, права не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, права на свободу и личную неприкосновенность, права на наказание исключительно на основании закона, права на справедливое судебное разбирательство, права на эффективные средства правой защиты.[21]


3.2. Европейский Суд по правам человека

Невозможно дальнейшее успешное развитие России без соблюдения и таких, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и в Протоколах к ней, прав и свобод граждан, как право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли совести и религии, право на свободу выражения мнения, право на свободу собраний и объединений, право на вступление в брак и равноправие супругов, право на эффективные средства правой защиты, право не подвергаться дискриминации, право на уважение собственности, право на образование, право на свободные выборы, право не быть лишенным свободы за долги, право на свободу передвижения и т.д. В отношении данной группы прав и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и решениями Европейского Суда по правам человека предусмотрена возможность некоторых ограничений этих прав и свобод, при условии, что такие ограничения будут установлены законом и действительно являются необходимыми для обеспечения общественной безопасности, правопорядка, здоровья, нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Никакие права и свободы одних лиц не должны обеспечиваться за счет ущемления или нарушения прав и свобод других лиц. Невозможно отрицать тот факт, что Европейской конвенцией по правам человека предусматривается право государства в зависимости от своего усмотрения (обусловленного социально-экономическими особенностями и иными национальными устоями и традициями)3 создавать такой механизм соблюдения данных прав и свобод, который бы не приводил к дестабилизации общественной жизни, к нарушению справедливого баланса интересов различных групп и слоев общества и, в конечном итоге, к еще большим нарушениям прав и свобод личности.

Особую остроту приобрела эта проблема в условиях нынешнего глобального кризиса и обострившихся противоречий как внутри страны, так и в сфере международной политики. Содержащиеся в некоторых решениях Страсбургского суда конкретные рекомендации (указания) о внесении изменений в законодательство и (или) в правоприменительную практику в плане обеспечения второй группы прав вступают в прямое противоречие с интересами как России в целом, так и ее граждан.

Выступая не только защитником нарушенного права человека, но и активным проводником европейской политики по тем или иным вопросам общественной жизни Европейский Суд по правам человека принимает весьма спорные и чувствительные с точки зрения российской действительности решения, исполнение которых может привести к негативным последствиям.


Не каждый европейский «рецепт» решения той или иной проблемы в силу определенных объективных причин применим и приемлем для такой страны, как Россия. Особенно если учесть, что «в механизме защиты, установленной Конвенцией, основополагающим является то, что национальные системы сами определят способы устранения нарушений ее положений, и Европейский Суд осуществляет свою надзорную функцию на основании принципа субсидиарности».

Отстаивая свои общенациональные интересы в Европейском Суде по правам человека, Россия должна опираться не только на принципы национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела и субсидиарности европейского контроля, но и на принцип сотрудничества и взаимодействия. Помимо выражения принципиального несогласия с той или иной позицией этого суда необходимо проводить с ним активные консультации, направленные на обоснование невозможности принятия мер, способных привести к дестабилизации социально-экономической жизни российского государства и общества.[22]

Решение Европейского Суда по правам человека, в котором ставится требование о принятии мер общего характера, затрагивающих жизненно важные интересы российских граждан и (или) российского общества, должно в установленном порядке обжаловаться в Большую Палату этого суда. Сразу после этого специально созданная коллегия Конституционного Суда РФ совместно с судьями Европейского Суда должна приложить максимум усилий для нахождения взаимоприемлемого выхода из сложившейся ситуации еще до принятия окончательного решения по делу. Такой поиск мог бы осуществляться путем направления делегации (обмена делегациями), предоставления соответствующих документов, материалов, информации и т.п. Важно также, чтобы аналогичная работа проводилась и на стадии исполнения решения Страсбургского суда, в том числе, и при активном участии представителя России в Комитете Министров Совета Европы.

В настоящее время ни путь решительной конфронтации с Европейским Судом по правам человека, ни путь безропотного подчинения всем его решениям не будут отвечать интересам российского государства и его граждан. В случае выдвижения в решении Страсбургского суда «спорных» требований, направленных на принятие мер общего характера, необходимо посредством диалога и консультаций находить сбалансированное отвечающее интересам и России, и Европы решение. Очевидно, это единственно возможный конструктивный способ налаживания взаимоотношений с Европейским Судом по правам человека, позволяющий нашей стране, сохраняя свой суверенитет и национальную идентичность, успешно развиваться в лоне европейского правового поля.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны, прежде всего, для европейской цивилизации.

Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.).

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

Корректируется система юридического образования. В судебные кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело с непривычными для нас юридическими явлениями. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности - юридической и нравственной.

Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. На практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства.

Необходимо обратить внимание на недостаточную эффективность действующей на сегодняшний день нормативно-правовой системы юридической защиты прав и свобод российских граждан.

Такое положение вызвано отсутствием законодательно закрепленной ответственности надлежащего уровня субъектов этих отношений за нарушение конституционных прав (со стороны государства, конкретных руководителей федеральных и региональных государственных органов власти и иных должностных лиц), а также за неисполнение обязанностей, связанных с охраной и защитой прав граждан. Такая пробельность законодательства особенно недопустима, учитывая тот факт, что вынесенные решения суда по защите прав граждан на практике не всегда своевременно и должным образом исполняются. И, что особенно нетерпимо, – такое неуважение к решениям суда иногда наблюдается у высоких должностных лиц и государственных служащих, призванных по долгу службы обеспечивать исполнение законов и соблюдение приоритета прав человека по всем вопросам.


Действующая совокупность конституционно-правовых норм по защите прав и свобод российских граждан страдает нестабильностью, несбалансированностью, отсутствием в ней ряда нормативно-правовых актов, в некоторых случаях отдельных  норм и положений в федеральном и региональном законодательстве, регулирующих возможность и необходимость привлечения к административной и иной ответственности лиц и организаций, допустивших серьезные нарушения прав и свобод граждан или бездействовавших при их нарушении другими субъектами.

Нестабильность и противоречивость федерального и регионального законотворчества по этому вопросу связанна со стремлениями, с одной стороны, к демократизации и реальными, изменяющимися условиями политического, экономического и социального характера, с другой стороны, все это мешает должному закреплению приоритетности прав человека в общественном сознании, подрывает авторитетность правозащитной деятельности и негативно сказывается на правовой культуре граждан и, что особенно важно, – ответственных должностных лиц.

В настоящее время, очевидно, что действующая система законодательства по вопросам реализации прав граждан за защиту своих прав и свобод в суде несовершенна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // СПС «Гарант»
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров. 2011. № 4.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ/ Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954 (с последними изменениями с 17 июня 2019 г.) // СПС Гарант 02.07.2019г.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01 05. 2019г.) // СПС Гарант 20.05.2016г.
  5. Официальный сайт Европейского Суда по правам человека (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.echr.ru.

Описание учебников и учебных пособий

  1. Белик, В. Н. Осуществление защиты прав и свобод граждан: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Белик. - 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 158 с.
  2. Большая российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2017. -704 с.
  3. Бялт В. С.   Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 238 с.
  4. Гавриков, В. П. Теория государства и права: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Гавриков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 454 с.
  5. Куракина Ю.В. Права человека и права гражданина: системный подход к исследованию категорий // Права и свободы человека и гражданина: теоретиче-ские аспекты и юридическая практика: материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Ф.М. Рудинского / под общ. ред. Д.А. Пашенцева; МГПУ. – Рязань: Концепция, 2015. – 404 с.
  6. Мутагиров, Д. З. Права и свободы человека : учебник для бакалавриата и магистратуры / Д. З. Мутагиров. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 516 с.
  7. Права человека : учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева.- 3-е изд., перераб. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2019. — 512 с.
  8. Протасов, В. Н. Теория права и государства : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Протасов. - 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 192 с.
  9. Ракитская, И. А. Constitutional Basics of the Russian Federation: The Manual / Конституционные основы Российской Федерации. Учебное пособие / И.А. Ракитская, Т.О. Кузнецова, Е.А. Кремянская. - М.: МГИМО-Университет, 2018. - 230 c.
  10. Смоленский, М. Б. Конституционное право России / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. - М.: КноРус, 2018. - 224 c.