Файл: Классификация правовых норм(Определение понятия «норма права»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под функцией нормы права Р.Л. Хачатуров понимает «обязанности», прямое назначение, то есть то, ради чего вообще существует эта норма, ее действие[35]. Таким образом, именно функции дают возможность определить сущность, структуру, содержание и целенаправленность норм права.

В этом контексте необходимо применить классификационный анализ как один из необходимых аспектов исследования норм права. Классификация функций норм права позволяет определить роль каждой нормы права, направления ее воздействия при осуществлении правового регулирования общественных отношений, лучше понять содержание их функций.

В общей теории государства и права относительно классификации функций нормы права выделяется два подхода.

Согласно первому подходу одна группа ученых-теоретиков, в частности С. С. Алексеев, В.А. Кирин и другие, выделяет только одну основную (главную) функцию, присущую нормам права, которую они выполняют в процессе регулирования общественных отношений[36]. Такая позиция ученых заслуживает внимания. В то же время выделение лишь одной главной функции в нормах права не дает полной функциональной характеристики последних. Ведь, как известно, различные правовые нормы права, во-первых, порождают разнообразие их функций. Во-вторых, ограничивать познания функций норм права только главной функцией не совсем правильно, поскольку обязательно нужно учитывать роль, значение норм права и большой круг общественных отношений.

Что касается второго подхода к исследованию функций норм права, то он шире. В нем акцентируется внимание на том, что нормы права выполняют не одну, а несколько функций, точнее отражает картину их функционального действия[37].

Стоит обратить внимание на то, что разные по своему назначению нормы права выполняют и различные функции. Не могут быть одинаковыми функции нормы уголовного права и экологического права, гражданского права, хотя бы в силу специфики отношений, регулируемых нормами приведенных отраслей права. В то же время дифференциация функций правовых норм не ограничивается только видовой классификации и отраслевой принадлежности юридических норм права. Отдельные нормы отраслей права имеют различное функциональное назначение, поэтому выполняют разные функции. При этом одна и та же норма права может выполнять не одну, а несколько функций. Именно в этом проявляется универсальная способность многих норм, осуществлять различные функциональные действия (мотивационные, информационные, ориентационные).


В связи с указанным поддерживаем позицию К.Е. Торчилина о рациональности подразделения функций норм правах на общие, присущие всем видам правовых норм, и специальные, выполнение которых свойственно только отдельным видам норм права[38].

Анализ доктринальных исследований свидетельствует, что к числу общих для всех правовых норм функций ученые относят регулятивную и охранительную[39], информационную, целеопределяющую[40], мотивационную, ориентирующую[41], гносеологическую[42], воспитательную и функцию социального контроля[43].

Регулятивная функция нормы права представляет собой внутреннее явление, присущее праву, которое определяется ролью (назначением) нормы права в обществе как регулятора социальной жизни, и представляет собой такое направление ее воздействия на общественные отношения, которое призвано обеспечить определенный уровень их социальной упорядоченности.

Так, норма ст. 60 СК РФ[44] определяет имущественные права ребенка, а нормы ст. 65 СК РФ регулируют отношения по осуществлению родительских прав.

Охранительная функция нормы права проявляется в установлении правил, направленных на охрану общественно значимых отношений в различных сферах общественной жизни и искоренения вредных и опасных для общества вариантов поведения[45]. Из изложенного следует, что осуществление охранительной функции состоит из двух частей, а именно: обеспечение охраны общественных отношений и искоренение нежелательных для общества явлений. Охранительная функция нормы права реализуется, в первую очередь, при помощи установления запретов на совершение противоправных деяний и соответствующие санкции за их совершение[46]. Например, ст. 158 УК РФ, устанавливает уголовную ответственность и определяет размер возможного наказания за совершение такого преступления, как кража, а ст. 105 УК РФ за совершение убийства[47].

Информационная функция заключается в том, что нормы права, впитывают в себя, а затем предоставляют значительный объем информации о соответствующих видах общественных отношений. Другими словами, каждая норма права информирует общество о вариантах возможного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению через соответствующие установленные предписания.


Для информационной функции норм права характерно то, что основу правового регулирования здесь составляет информационный обмен. С другой стороны, правовое регулирование происходит посредствам реализации правовых средств, которые зависят от содержания информационных процессов в обществе. Результат влияния информационной функции права на отношения в обществе связан с действием или бездействием потребителей правовой информации, зависит от влияния правовых предписаний на сознание, волю, действия людей, их связи и отношения.

Целеопределяющая функция норм заключается в возможности направлять поведение общества, коллектива, личности путем указания в нормах права социально-полезной цели. Реализация этой функции оказывает влияние не только на правоприменителя, ориентируя его на необходимость достижения своими юридически значимыми действиями определенной, обозначенной в правовых нормах цели, но также непосредственно затрагивает деятельность субъекта правотворчества, сказываясь на направлениях развития, характере изменений и дополнений соответствующих правовых норм[48].

Ориентирующая (направляющая, координационная) функция заключается в том, что нормы служат ориентиром для субъектов правоотношений, обеспечивают их целеустремленность, определяют общую линию правореализационной последовательности. Они направлены на положительные правовые установки, которые предлагают оценку права и готовность действовать в соответствии с его нормами (правомерное поведение) [49]. То есть нормы права, реализуя указанную функцию, предоставляют субъекту права представления о границе между разрешенной поведением и правонарушением.

Гносеологическая функция норм права заключается в том, что с её помощью человек может познавать государство, общество и явления, происходящие внутри них. Например, нормы, закрепленные в Конституции РФ, дают представления о способах совершенствования устройства общества и государства. Также они являются фундаментом, на котором у многонационального народа России будут складывать представления о государстве, гражданском обществе, праве, свободах и т.д.[50]

Воспитательная функция представляет собой результат способности норм права выражать общепризнанные и поддерживаемые обществом мнения, влиять на сознание людей, формируя у них соответствующие положительные с точки зрения общества мнения относительно поведения в определенных жизненных ситуациях. Тем самым, происходит воспитание высокой правовой культуры, формирование стимулов правопослушного поведения у субъектов права[51].


Функция социального контроля заключается в стимулировании определенного поведения субъектов права и одновременно ограничении нежелательных с точки зрения общества поведения и действий, таким образом, удерживая от совершения неправомерных проступков[52].

Таким образом, функции нормы права - это относительно обособленные направления влияния нормы на отношения в обществе, которые играют важную роль в механизме их правового регулирования. Учитывая это, каждый вид норм права решает специфические задачи, выполняет надлежащие только ему функции.

2. Виды норм права и их характеристика

2.1 Классификация норм права по юридической силе содержащего нормы акта

В любом государстве формируется огромное количество норм права. Для каждой нормы в рамках системы права имеется своя специализация, что определяет ее особенность по сравнению с другими нормами права. Эта специализация позволяет классифицировать (разделять) нормы права по различным основаниям (критерию, признаку).

По признаку юридической силы, нормы классифицируются на нормы законов, т.е. те, что имеют высшую юридическую силу, и нормы подзаконных актов, которые принимаются государственно-властными органами на основе, во исполнение законов (нормы, которые содержатся в постановлении Правительства или указе Президента)[53].

Нормы законов это нормы высшей юридической силы, которые принимаются в особом порядке парламентом или непосредственно народом, и которые определяют отправные основы правового регулирования общественных отношений[54].

Нормы законов отличаются от норм подзаконных актов по следующим признакам:

а) они принимаются или санционируются высшим представительным органом государства (парламентом) или непосредственно народом (путем референдума).

В России принятие и санкционирование норм законов является компетенцией Федерального Собрания. Народ России осуществляет законодательные полномочия через всероссийский референдум;


б) регулируют наиболее социально значимые, типичные общественные отношения. Так, нормами законов определяются права, свободы, обязанности человека и гражданина, правовой режим собственности, территориальное устройство России, организация и порядок проведения выборов и референдумов, организация и порядок деятельности органов исполнительной власти, основы местного самоуправления, судоустройство, основы гражданско-правовой ответственности, деяния, которые являются преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них и др.;

в) имеют высшую юридическую силу относительно всех других норм права. Высшая юридическая сила норм закона означает, что нормы подзаконных актов Президента РФ, органов и должностных лиц государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления принимаются на основе и во исполнение норм законов, не могут противоречить им и поэтому являются подзаконными. Нормы законов изменяются или отменяются только другими нормами закона[55];

г) принимаются в особом порядке. Порядок принятия норм законов в России регулируется Конституцией РФ, Регламентом Совета Федерации[56] и Регламентом Государственной Думы[57].

Нормы подзаконных актов принимаются уполномоченными нормотворческими субъектами на основе и во исполнение норм законов.

Наличие норм подзаконных актов в правовой системе обуславливается сложной структурой самих отношений в обществе, в связи с чем, требуется как законодательное их урегулирование, так и вторичное, более детальное и конкретизирующее нормативное регулирование с целью оперативного решения вопросов в отдельных сферах жизнедеятельности общества.

2.2 Классификация норм права по отраслям права

По отраслям права, т.е. по предмету правового регулирования различают нормы конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, земельного, финансового, уголовного права и др.[58]

Нормами конституционного права регулируется статус человека и статус гражданина в обществе и государстве, а также определяются принципы общественного и государственного строя, организация и деятельность системы органов государства и органов местного самоуправления. Главное место в этих нормах отводится регулированию отношений между человеком, обществом и государством. Именно этими отношениями определяется устройство государства, его функционирование и степень участия гражданина в этом процессе. Такие особенности этих отношений обусловливают и соответствующие методы регулирования. Доминирует императивный метод, ибо возникновение этой отрасли связано с существованием властных отношений. Поэтому для норм конституционного права свойственен преимущественно обязывающий и запретительный характер, а те, что связаны с регулированием статуса человека и гражданина - преимущественно разрешительный характер[59]. Нормы конституционного права являются базовым нормативным образованием для норм других отраслей права.