Файл: Классификация правовых норм(Определение понятия «норма права»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В подтверждение этого умозаключения уместно привести некоторые высказывания Д.А. Керимова, имеющие методологическое значение.

Апеллируя к мнению тех ученых, которые указывают, что правовая норма - это «не форма права, а именно право», автор, в частности, отметил: «Между тем ради точности следовало бы указать, не правовая норма в ее структурной организации, а конкретное правило поведения, в ней зафиксированное, является смыслом данной нормы, равно как и не правовая норма вообще, а только ее структурная организация является внутренней формой правовой нормы»[14].

Что касается способа объективизации нормы права во внешнем мире, то, по мнению Д.А. Керимова, «внешняя форма правовой нормы - это внешнее выражение внутренне организованного ее содержания». Как правило, в литературе эта форма называется «форма выражения права», нормативный акт или источник права в формальном смысле (закон, указ, постановление и т.д.)[15].

Таким образом, в результате анализа учебной и научной литературы можно сделать вывод о том, что учеными даются практически аналогичные интерпретации категорий «норма права», «правовая норма» и «юридическая норма», не учитывая при этом ни их происхождения, ни контекст, в котором используются одноименные понятия.

1.2 Признаки норм права как особого вида социальных норм

Теорией государства и права социальные нормы определены как правила поведения, которыми регулируется поведение субъектов путем определения деяний, которые либо должны, либо не должны совершаться, условий, при наличии которых предполагаемые действия разрешаются или запрещаются, а также определения субъектов, на которых при указанных условиях распространяет свое действие правило поведения, устанавливается та или иная норма[16].

Социальные нормы формируются и утверждаются в жизни общества различными способами, но общее для них то, что они отражают опыт о различных вариантах поведения лиц в тех или иных жизненных ситуациях. А в социальной норме находит свое закрепление тот вариант поведения, который способен привести к наилучшим результатам. Социальные нормы всегда должны вытекать из волевых поступков людей, так как нельзя обязывать, запрещать и разрешать такие действия, которые в той или иной мере не зависят от воли человека. Каждая социальная норма является повелением с целью определенным образом упорядочить общественную жизнь[17].


Однако не любое повеление является нормой, а только такое, которое рассчитано на использование в неопределенном количестве типичных случаев, имеет общий характер, обращено ко всем, кто может находиться в условиях, предусмотренных нормой. Норма всегда представляет собой определенный стереотип, который основывается как на внутреннем убеждении, так и на внешних детерминантах[18].

Таким образом, социальную норму, регулирующую поведение людей в обществе, можно определить как конкретный результат познания и переработки в сознании людей соответствующего опыта поведения, в результате которого формируется оптимальный вариант, который наносит наименьший вред и способен быстро привести к поставленной цели.

Социальные нормы представлены такими основными видами: моральные, обычные, правовые, корпоративные, политические и др. Каждый из указанных видов обладает определенными особенностями, обусловленными методами воздействия на поведение субъектов, путями их формирования и тому подобное.

На определенной ступени развития общества возникли правовые нормы, которые заняли особое место в системе социальных норм. Любая социальная норма, в том числе и правовая, - это предписание, которая выражает одинаковый и общий масштаб для измерения и социально необходимой оценки поведения членов общества[19].

Норма права неразрывно связана с сутью права, ведь она является его первичным элементом и непосредственно воплощает такой его признак, как нормативность. Признаки норм права тесным образом связаны с важными признаками права в целом как общественного явления. Так, в норме права всегда содержится правило поведения людей и их организаций; в существовании норм находит свое конкретное проявление нормативность права[20].

Норма права обладает регулятивным характером:

- она определяет меру, эталон, масштаб возможного или необходимого, разрешенного или запрещенного поведения субъектов отношений в обществе;

- она выступает как правовой критерий при оценке поведения (деятельности) лиц, для определения его правомерности и законности или неправомерности и незаконности;

- норма создает модель состояния общественных отношений, их особенность, объекты и субъектов как элементов состава;

- в норме содержится информация о понятии и признаках правовых явлений, границах, методах и принципах правового регулирования[21].


Норме права присуща общеобязательность, которая имеет два аспекта: внутренний и внешний. Внутренний аспект общеобязательности проявляется в том, что лицо соблюдает определенные правила в своем поведении, поскольку осознает их типичность, распространенность, практическую целесообразность. Имея высокий уровень правовой культуры, такое стремление преобразуется во внутреннее убеждение субъекта. Внешний аспект общеобязательности обусловлен наличием определенных факторов воздействия на психику человека. В частности, к таковым относятся стимулирование, убеждение и принуждение. В данном случае способы обеспечения общеобязательности распоряжений исходят от общества и государства[22].

В норме права воплощается форма и содержание права как социального явления. В своей основе, норма - первичная клетка права, формально определенное правило поведения, которое находит свое выражение как статья или часть статьи в тексте нормативного правового акта, или же в форме другого источника права[23].

Норма права обусловлена социально, экономически и культурно. Для того, чтобы норма права была эффективным регулятором, в ее содержании должны обязательно иметь место нормативные элементы общественных отношений. Кроме этого, если норма права предназначена для регулирования таких отношений, которые только формируются, то она должна учесть и тенденцию развития этих отношений[24].

Вместе с этим можно выделить и юридические признаки норм права, которые позволяют охарактеризовать их в качестве относительно самостоятельного правового явления.

Норма права в данном аспекте выступает как первичный элемент системы права. Однако это вовсе не значит, что им нормам свойственно все то, что свойственно праву в целом. Различаются они как пределами регулирования отношений в обществе, так и своим соответствием потребностям общественного развития, уровню культурного развития общества. Право как социальное явление всегда соответствует этим требованиям, поскольку в нем отражаются представления общества о справедливости, степени свободы и равенства, которые господствуют в данный промежуток времени. В то время как отдельные нормы, действующие в этот промежуток времени могут быть устаревшими, и тормозить развитие отношений в обществе[25].

Формально определенная норма права, независимо от того, какую правовую установку она содержит (полномочия, разрешение, запрет и т.д.), всегда является властным предписанием, которое сформулировано государством от имени всего общества, о поведении или деятельности лиц как субъектов отношений[26].


Норма права, имея общий характер, распространяет свое действие на неограниченный круг лиц (например, "Каждый имеет право на жизнь", - ст. 19 Конституции РФ[27]). Для нее характерна возможность многократного использования (ее действие не могут исчерпаться применением в отношении определенной жизненной ситуации конкретными субъектами отношений)[28].

Действие нормы характеризуется длительностью. Это значит, что норма права действует на протяжении точно установленного или неопределенного времени. В последнем случае, она теряет юридическую силу, как правило, в результате отмены ее государственным органом. Отдельным нормам права по причине их ограниченно общего характера, требуется конкретизация как условия их реализации (например, конституционная норма устанавливающая обязанность граждан уплачивать налоги и сборы, способна в полной мере регулировать общественные отношения только после того как будет конкретизирована в нормах закона о налогах и сборах).

Свое выражение в текстовой форме норма права приобретает в нормативном распоряжении. Норма права как классическое распоряжение о модели поведения всегда является показателем взаимообусловленного поведения сторон правовых отношений. То есть это распоряжение имеет характер, «представительно-обязывающий», поскольку одной стороне она предоставляет права, а на другую возлагает обязанности[29].

Таким образом, норму права можно определить как формально определенное правило поведения общего характера, которое происходит от государства или гражданского общества, осуществляет влияние на общественные отношения и реализация которого гарантирована возможностью применения государственного принуждения.

Нормы права занимают особое место в системе социальных норм, поскольку они являются "элементарной частицей" права. Им присущи как черты права в целом, так и собственные специфические признаки. К последним относятся, например, следующие:

- нормы права носят регулятивный характер;

- они содержат общеобязательное правило поведения;

- они являются правилом поведения общего характера;

- норма права - формально-определенное правило поведения, имеет характер предоставления и обязываний;

- она является правилом поведения, принятым в строго установленном порядке;

- как правило, поведения норма права обеспечивается всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения.


1.3 Функции норм права

Термин «функция» этимологически происходит от латинского function и буквально переводится как «исполнение», «осуществление» или «совершение». Но в современной энциклопедической литературе этот термин трактуется расширительно: «работа, роль, значение чего-нибудь, обязанность, круг деятельности»[30].

Формирование понятия «функция» как философской категории определялось общим развитием естествознания, а также состоянием и разработкой философских основ познания окружающей действительности[31]. В философии до недавнего времени проблеме определения данной категории уделялось недостаточно внимания, тогда как в естественных науках (биологии, математике, физике и др.) и науках, основанных на конкретно-научных знаниях (например, социологии, статистике), проблема функций разрабатывалась достаточно активно. Это и обусловило заимствование философией базовых определений из естественных наук.

В настоящее время в связи с распространением в различных областях науки функциональных методов исследования, интерес к функциям в философии как одной из фундаментальных категорий растет.

Так, Н.В. Никишова утверждает, что функция - это философская категория, выражающая назначения определенного элемента в пределах целого. В общем, функция освещает все существующие взаимоотношения и обеспечивает их динамику[32].

Таким образом, категория «функция» является одной из важных категорий гуманитарной науки. Например, с помощью нее в юридической науке раскрываются вопросы о сущности, значении, роли норм права.

В общей теории государства и права понятие «функции» рассматривается, как правило, через понятие основных направлений, в целом отражает состояние и уровень научных представлений о познания социальной роли, функционального назначения того или иного явления, правового института и т.д.

Справедливо замечает А.В. Пискунова: «Функциональный анализ позволяет раскрыть динамику, место и роль норм права в механизме правового регулирования, отразить их влияние на различные стороны действительности»[33].

Т.Н. Радько придерживается такой точки зрения, согласно которой функция норм права - это ее целенаправленное действие, которое осуществляется постоянно, хотя и с разным уровнем интенсивности, мощности[34].