Файл: Учетные регистры, их классификация и способы записи в них ( Регистры бухгалтерского учета как важнейший элемент информационно-учетного поля организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации, их изменениях путем отражения всех хозяйственных операциях.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Для исполнения своих задач – бухгалтерский учет использует установленные бухгалтерские методы, а также система строго регламентированных законом измерения и оценок объектов бухгалтерского учета.

Одним из основных понятий теории и практики бухгалтерского учета является техника и формы бухгалтерского учета. Организация бухгалтерского учета на предприятиях прошла эволюцию, начиная от ведения бухгалтерского учета владельцем предприятия до создания отдельной службы, в обязанности которой входит осуществление бухгалтерского учета на данном предприятии.

На современном рынке России осуществляют свою деятельность предприятия различных форм собственности и с разными объемами реализации товаров (услуг, готовой продукции). Указанные критерии в той или иной форме оказывают влияние на выбор формы бухгалтерского учета на предприятиях. На сегодняшний день предприятия используют следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная (диалоговая), упрощенная для индивидуальных предпринимателей.

Документирование всех хозяйственных операций осуществляется уже установленными законными методами, используя определенные законом образцы и формы первичных документов.

В связи с этим, в работе ставиться цель, рассмотреть учетные регистры и формы бухгалтерского учета, которые применяются на современном этапе, а также проанализировать возможности их применения на современных предприятиях.

Целью работы является изучение и анализ регистров бухгалтерского учета, их классификация и способы записи в них.

В соответствии с поставленной целью требуется решить следующие задачи:

- рассмотреть регистры бухгалтерского учета как важнейший элемент информационно-учетного поля организации;

- изучить классификацию видов регистров бухгалтерского учета;

- проанализировать направления формирования информации в регистрах бухгалтерского учета;

- дать характеристику техники и формам бухгалтерского учета;


- исследовать способы исправления бухгалтерских ошибок в учетных регистрах.

Объектом данного изучения являются регистры бухгалтерского учета.

Предметом исследования является сущность учетных регистров, их классификация и способы записи в них.

При теоретическом изучении и обработке фактического материала использовались и применялись общенаучные методы исследования, а именно: статистико-экономический, монографический, балансовый, экономико-математический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, анализ, синтез, индукция, дедукция.

Информационной базой для написания работы явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, периодическая печать, ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература по рассматриваемой теме.

Глава 1. Сущность, виды и назначение бухгалтерских регистров

1.1. Регистры бухгалтерского учета как важнейший элемент информационно-учетного поля организации

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) «бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, в соответствии с установленными требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности» [2].

Данное определение образует трехуровневую систему бухгалтерского учета любой организации, которая состоит из [15, с. 43]:

- первичных учетных документов (документированная информация);

- регистров бухгалтерского учета (систематизированная информация);

- бухгалтерской (финансовой) отчетности (итоговая информация).

Если первичные учетные документы являются начальным звеном информационно-учетного поля, генерируя первичную информацию, то регистры бухгалтерского учета являются связующим звеном между первичными учетными документами и итоговой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, систематизируют информацию из первичных учетных документов и являются основой для генерации итоговой информации в виде бухгалтерской (финансовой) отчетности.


Определение понятия «регистр» в действующем законодательстве отсутствует. Вместе с тем регистр (от лат. registrum - список, перечень) – «список, указатель, книга записей, учетный документ, имеющий правовое значение» [15, с. 43].

Исходя из вышеприведенного определения, рассмотрим следующую этимологию понятия регистра бухгалтерского учета, под которым понимается совокупность взаимосвязанных форм систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета, на основе которых генерируется бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Следует отметить, что важной характеристикой регистра бухгалтерского учета является совокупность информации, полученной из данных первичных учетных документов, отраженной своевременно и в полном объеме (без пропусков и изъятий) за исключением регистрации в них мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета, являющихся следствием мнимых и притворных сделок.

Применяемый регистр бухгалтерского учета может иметь форму электронного документа или журнала с наличием в нем обязательных реквизитов [15, с. 44]:

- наименование регистра;

- наименование экономического субъекта, составившего регистр;

- дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Для организаций, применяющих упрощенную систему бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответствии с п.п 4 и 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ [2] и Информацией Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», возможно, как использование регистров бухгалтерского учета, так и ведение бухгалтерского учета без их использования.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета предусматривает фиксацию фактов хозяйственной жизни в объеме упрощенных ведомостей. Каждая такая ведомость используется для учета хозяйственных операций по одному из бухгалтерских счетов, применяемых в рабочем плане счетов. Эту форму регистров бухгалтерского учета целесообразно использовать хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).


Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета (простая форма) предусматривает отражение всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни. Данная книга (журнал) представляет собой регистр аналитического и синтетического учета, на основании которого возможно определить стоимость имущества и величину обязательств у экономического субъекта на отчетную дату и сформировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Эта форма бухгалтерского учета главным образом предназначена при отражении незначительного количества хозяйственных операций (не более 30 в месяц), при отсутствии значительных материальных затрат [6, с. 67].

Формы регистров бухгалтерского учета согласно действующему законодательству утверждаются руководителем организации в приложении к учетной политике по представлению ему их должностным лицом (главный бухгалтер), которое ведет бухгалтерский учет (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ и п. 4 ПБУ 1/2008) [2].

Регистр бухгалтерского учета не может быть подвержен исправлениям не уполномоченными лицами. Внесение изменений в регистр возможны только лицами, ответственными за ведение регистра с обязательным проставлением даты исправления и подписи с соответствующими расшифровками. Важно отметить, что в ст. 10 Закона № 402-ФЗ не упоминается какие именно регистры бухгалтерского учета должна утвердить организация [2]. Представляется, что в данной ситуации необходимо соблюсти некий минимум регистров, позволяющий формировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность (например, выгруженные из системы 1С: Предприятие оборотно-сальдовая ведомость за отчетный год, оборотно-сальдовая ведомость по каждому счету, анализ по каждому счету, карточка по каждому счету, журналыордера по каждому счету, главная книга). Именно на это имеется указание в п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ [2].

Безусловно, важность регистров бухгалтерского учета трудно переоценить, поскольку данные документы, по мнению автора, являются системообразующими во всем информационно-учетном поле организации и их не утверждение в порядке, предусмотренном действующим законодательством, приравнивается к их отсутствию.

Отсутствие же утвержденных регистров бухгалтерского учета может иметь следующие последствия для экономического субъекта и его должностных лиц [6, с. 68].

1. Бездействие главного бухгалтера в разработке форм регистров бухгалтерского учета.

2. Запрет на использование счетов бухгалтерского учета, даже если они имеются в рабочем плане счетов организации (п. 3 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).


3. Отсутствие утвержденных регистров бухгалтерского учета не может сопровождать процесс подтверждения достоверности остатков по счетам бухгалтерского учета в результате инвентаризации, поскольку п. 2 ст. 11 Закона № 402-ФЗ требует сопоставления фактического наличия имущества с данными регистров бухгалтерского учета.

4. Являясь одним из элементов бухгалтерского учета и в соответствии с п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ – основой для формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, их отсутствие делает невозможным генерацию достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

5. Поскольку регистры бухгалтерского учета используются для исчисления налоговой базы по налогам (п 1 ст. 54 НК РФ), то их отсутствие делает невозможным достоверное формирования налоговой базы по таким важным налогам как НДС, НДФЛ, налог на имущество организаций и т.д. [1]

6. В соответствии со ст. 120 НК РФ отсутствие регистров бухгалтерского учета квалифицируется как "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", за которое налоговым органом может быть наложен штраф в размере от 10 000 Р до 30 000 Р (п. 1 и 2 ст. 120 НК РФ) [1].

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что регистры бухгалтерского учета являются весьма важным и системообразующим документами во всем информационно-учетном пространстве организации и их отсутствие негативно влияет на качество итоговой бухгалтерской информации, а, следовательно, может явится следствием возможных ошибочных экономических решений при анализе данной информации заинтересованными пользователями.

1.2. Классификация видов регистров бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета – это составляющая часть бухучета организации, служащая для систематизации и сохранения данных первичных учетных документов [9, с. 73].

Учетные регистры бухгалтерского учета предназначены для отражения хозяйственных операций на счетах бухучета. Первичные документы – оправдательные документы, которые подтверждают совершение хозяйственной операции. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, регистрируется, накапливается и отражается в регистрах бухгалтерского учета. Эти регистры необходимы для своевременной и сплошной регистрации фактов хозяйственной деятельности.