Файл: Учетные регистры, их классификация и способы записи в них ( Регистры бухгалтерского учета как важнейший элемент информационно-учетного поля организации ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность, виды и назначение бухгалтерских регистров
1.1. Регистры бухгалтерского учета как важнейший элемент информационно-учетного поля организации
1.2. Классификация видов регистров бухгалтерского учета
1.3. Формирование информации в регистрах бухгалтерского учета
Глава 2. Техника и формы бухгалтерского учета
2.1. Сущность техники и форм бухгалтерского учета
2.2. Характеристика формы бухгалтерского учета
2.3. Способы исправления бухгалтерских ошибок в учетных регистрах
На сегодняшний день широко используется институт аудита, проводящий независимую проверку данных бухгалтерской отчетности. Кроме того, некоторые государственные органы (Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба по финансовым рынкам и другие) также уполномочены в рамках своей компетенции осуществлять контроль качества публикуемой информации посредством контроля за своевременностью и полнотой раскрытия бухгалтерской отчетности и соответствия отчетной информации принятым стандартам [5, с. 87].
Очевидно, что необходимо использовать подход к регулированию качества учетных данных и определению критерия достоверности учетно-аналитической информации через совокупность тщательной организации процесса подготовки учетно-аналитической информации и усиленного внутреннего контроля. Поскольку формирование учетной информации рассматривается в разрезе предоставления данной информации заинтересованным потребителям, то она должна быть ориентирована на выполнение их требований и соответствие их текущих и будущих запросов.
Таким образом, посредством определения информационных потребностей, пользователь отчетности также участвует в создании качественной информационной базы. Одним из звеньев в разработке эффективного процесса подготовки информации может выступить регулирование бухгалтерского учета с помощью организации функционирования управленческого механизма, к которому относятся формирование сферы ответственности каждого сотрудника, конкретизация полномочий персонала и обеспечение его всем необходимым материалом и оборудованием для выполнения поставленных задач. Данный управленческий подход может стать связующим элементом во взаимодействии всех составляющих системы подготовки качественной учетно-аналитической информации [5, с. 88].
Важнейшим фактором, влияющим на формирование качественной информационной базы, является тщательный внутренний контроль, который, согласно законодательству, любой экономический субъект обязан осуществлять, В ходе проведения внутреннего контроля должны применяться соответствующие процедуры, выявляться и оцениваться риски, воздействующие на искажение учетных данных, осуществляться коммуникация между сотрудниками организации на предмет согласованности осуществления внутреннего контроля [13, с. 74].
В отношении совместной деятельности организациям предлагается акцентировать внимание на следующие процедуры внутреннего контроля, которые позволят минимизировать риски, влияющие на формирование некачественной информации [13, с. 74]:
- проверка правильности формирования учетно-аналитической информации по каждому факту совместной деятельности в регистрах бухгалтерского учета и достоверного отражения их на соответствующих счетах;
- соотнесение суммы фактически перечисленных другим участникам денежных средств с суммой отражения в регистрах задолженности перед другими участниками совместной деятельности;
- контроль фактического наличия объектов, не задействованных в совместной деятельности;
- сверка и обмен данными, формирующимися в учете каждого участника, между всеми участниками совместной деятельности;
- проверка правильности сегментации различных видов деятельности организации.
Эффективность осуществления внутреннего контроля зависит от своевременности поступающей информации, качества ее хранения и обработки. При проведении внутреннего контроля должны быть задействованы все организационные структуры предприятия. Поэтому важно, чтобы в организации, осуществляющей совместную деятельность, было предусмотрено положение по организации внутреннего контроля в части совместной деятельности [13, с. 75].
Внутренний контроль совместной деятельности также должен быть оценен в части соответствия выполняемых контрольных действий утвержденному положению и выявления эффективности от его реализации. Оценка позволит выявить необоснованно предпринятые действия и ошибки, допущенные в ходе про ведения контроля, и разработать рекомендации, которые могут быть положены в основу проведения последующих внутренних контрольных мероприятий [13, с. 75].
Любое предприятие, являясь экономической системой, напрямую зависит от используемой ею системы управленческого учета и анализа, дающей ей все необходимые сведения для решения стратегических и ежедневных задач и определения бизнес-целей. Специфика же формирования учетных данных определяется внутренней средой той или иной организации, поэтому всегда остается сугубо индивидуальной для каждой компании.
Факторы внешней среды также требуют пристального анализа, так как оказывают перманентное влияние на деятельность предприятия, опосредуя не только ее специфику, но и основные стратегические направления функционирования хозяйствующего субъекта [13, с. 76].
Таким образом, предложенная схема позволит отслеживать создание достоверного информационного пространства на этапе формирования учетно-аналитической информации о совместной деятельности внутри организации, минимизировать долю недостоверной информации, отраженной в отчетности и избежать ошибок, связанных с раскрытием данной информации в отчетности.
Глава 2. Техника и формы бухгалтерского учета
2.1. Сущность техники и форм бухгалтерского учета
Техника бухгалтерского учета – способ его ведения, т.е. регистрация учетной информации, которая осуществляется вручную или с использованием средств автоматизации [16, с. 25].
Методика и техника бухгалтерского учета зависит от способов обработки данных [16, с. 25]:
- вручную;
- с использованием универсальных ЭВМ;
- с использованием ПЭВМ.
Таблица 1
Перечень методических и технических приемов бухгалтерского учета в условиях различных способов обработки данных.
Вручную |
С использованием ПЭВМ |
Составление документов в низовых звеньях (складах, цехах), в бухгалтерии Передача документов в бухгалтерию. Обработка документов в бухгалтерии. Составление учетных регистров в бухгалтерии |
Фиксация данных о хозяйственных операциях на ПЭВМ и выдача их на экран дисплея в низовых звеньях (складах, цехах), а также в бухгалтерии. Передача данных по каналам связи на ПЭВМ, находящихся в бухгалтерии. Обработка данных на ПЭВМ в бухгалтерии и выдача их на экран дисплея или распечатка машинограмм – учетных регистров. |
Под формой ведения бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей [16, с. 26].
Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно.
Основными формами ведения бухгалтерского учета являются [16, с. 26]:
- журнально-ордерная;
- мемориально-ордерная;
- упрощенная форма учета для малых предприятий;
- автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.
Бухгалтерские проводки, составленные в соответствии с первичными документами, затем переносятся и группируются в учетных регистрах. Таким образом, регистры несут вторичную информацию, источником которой были документы. Под учетными регистрами подразумеваются носители упорядоченной информации, в которых систематизируются признаки и показатели хозяйственных операций [16, с. 27].
Учетные регистры различаются по внешнему виду, способу ведения учета и содержанию.
По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы. Первыми учетными регистрами можно назвать амбарные книги, которые вели купцы для учета своих товаров.
С увеличением числа хозяйственных операций стали применять книги других форм: по учету прихода и расхода материалов, денежных средств и т.п. Позднее, для того, чтобы разделить труд между работниками, которые ведут учет, вместо книг стали применять карточки и свободные листы. Карточки предназначены, как правило, для организации учета различных объектов аналитического учета, например, инвентарные карточки для учета основных средств, карточки учета материалов на складе. Свободные листы представляют собой учетные регистры большого формата, они содержат большее количество сведений по сравнению с карточками. К свободным листам относятся ведомости, журналы-ордера и т.д. [16, с. 28]
По способу ведения учета регистры подразделяются на хронологические, систематические и комбинированные. В хронологических регистрах операции записываются в последовательности их совершения, к таким регистрам относятся регистрационные журналы. В систематических регистрах операции дополнительно группируются по экономическому содержанию, например, кассовая книга, карточки учета материалов и т.д.
По содержанию регистры подразделяются на регистры синтетические, аналитического учета и комбинированные, в которых ведется одновременно синтетический и аналитический учет. К синтетическим регистрам относятся, например, журналы-ордера, к регистрам аналитического учета — платежные ведомости, лицевые счета работников и т.д.
Под формой ведения бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей [7, с. 126].
Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно.
Форма учета определяется структурой учетных регистров, способом записи в них, последовательностью связи между документами и регистрами.
Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров, используемых для отражения хозяйственных операций в строго установленной последовательности и взаимосвязи с применением исторически сложившихся методов учета и современных технических средств, а также для составления отчетности [7, с. 127].
2.2. Характеристика формы бухгалтерского учета
Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность учетных регистров, которые предопределяют связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации операций, технологию и организацию учетного процесса.
Формы бухгалтерского учета, существующие в настоящее время, отличаются набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Общей чертой всех форм бухгалтерского учета является то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов [3].
Выбор формы бухгалтерского учета зависит от некоторых условий, таких как масштаб деятельности предприятия, степени автоматизации учетного процесса и т. д. Так же форма ведения бухгалтерского учета должна быть закреплена в приказе по учетной политике предприятия.
В настоящее время различают следующие виды бухучета: мемориально-ордерную, журнально-ордерную, форма «журнал-главная», упрощенную, электронную или автоматизированную [7, с. 128].
Мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета получила свое название от мемориального ордера, которым завершается обработка первичных документов.