Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психическая и познавательная значимость воображения как процесса
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы развития воображения у детей дошкольного возраста
2.2. Методы исследования воображения дошкольников
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.2. Рекомендации для педагогов по развитию воображения у детей дошкольного возраста
В дошкольный период дети уже представляют практически все предметы окружающего мира. Ребенок побеждает шаблоны и принимается рисовать то, что ему увлекательно. Все, что только он способен помыслить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих замечается интерес к сказочному миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов и т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых [22].
Изобразительная деятельность, как и игра, помогает ребенку изучить его социальное окружение, мир, в котором он существует. Ребенок дошкольного возраста понемногу уходит от элементарного копирования действий взрослых с карандашами, его движения становятся все отчетливее и более взвешенными. Понемногу развиваются не только навыки рисования, лепки, но и способность представлять исходное произведение в голове.
Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской [3] передают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новейший тип деятельности - творческий.
Обширно используется для развития воображения такой метод как конструирование. Моделируя сооружение чего-то, ребенок в дошкольном возрасте ощущает себя значимым человеком - создателем. Он радуется, если выходит нечто красивое, печалится, если не получается так, как было задумано.
В процессе целенаправленного влияния у ребенка развиваются очень существенные качества воображения: произвольность; креативность; устойчивость; широта.
Одним из наиболее действенных методов развития воображения в дошкольном возрасте является сказка. Народное и авторское литературное творчество заключает в себе немалый потенциал.
Воздействие волшебства сказочного повествования на формирование личности ребёнка тяжело переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают моральные нормы, презентуют многогранные образы своих героев, сохраняя простор воображению и фантазии. Предоставленная проблема отображена в научных работах Л. С. Выготского, Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и др. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития [15].
Сказка сама является основой для развития воображения. Это опыт поколений, в котором нашла отображение культура народов. Воспринимая сказочный сюжет, ребенок задействует свой жизненный опыт. В процессе обыгрывания волшебного рассказа раскрывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, воображения.
Вопросам развития воображения дошкольников в процессе работы с литературными произведениями посвятили свои исследования О.М. Дьяченко, В. Я. Пропп, Н. С. Карпинская, Дж. Родари и др.
Эти авторы обрисовали особенности конструирования детьми сказочных сочинений, охарактеризовали виды, и особенности композиции сказок, их структурные компоненты и действующих лиц. Ученые обосновали вероятность повышения уровня творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе восприятия литературных произведений, а также в процессе сочинения рассказов и сказок [4].
Для развития воображения ребенку необходимо эмоциональное общение с взрослыми. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку необходимо помогать ознакомливаться с реальностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы образовывать на их основе новые комбинации. Важно развивать у детей познавательные интересы.
К концу дошкольного возраста уже обязаны возникнуть такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Повышается целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Наличествует творческая переработка представлений.
Итак, изучив теоретико – методологические основы проблемы развития воображения детей дошкольного возраста, можно сделать выводы:
1. Воображение – познавательный психический процесс, процесс творения новых образов на основе раннее выработанных представлений, предыдущего опыта человека.
2. Дошкольное детство – период насыщенного развития воображения. Воображение приобретает произвольный характер, предполагая сотворение замысла, его планирование и осуществление. Дети дошкольного возраста постигают приемы и средства сотворения образов; воображение переходит во внутренний план,уходит надобность в наглядной опоре для формирования образов.
3. Важнейшими методами развития воображения дошкольников являются игровая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и мир художественных произведений. Регулярное и верно организованное применение данных методов в образовательно – воспитательном процессе имеет большое значение для развития воображения детей дошкольного возраста.
2.2. Методы исследования воображения дошкольников
Для изучения воображения дошкольников существуют определенные методы исследования, которые соответствуют возрастным особенностям детей и предмету представленного исследования.
Представленные методики идут в форме игровых заданий, что отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, так как, разумеется, что ведущей деятельностью дошкольного периода является игровая деятельность.
Так же учитывается время выполнения заданий данных методов, так как произвольное внимание у дошкольников только лишь формируется и является нетвердым.
1. Методика В. Синельникова, В. Кудрявцева «Как спасти зайку».
Цель: изучение способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Время выполнения – 2-3 минуты.
2. Методика «Скульптура». (Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога»).
Цель: изучение проявления фантазии как формы воображения у детей дошкольного возраста.
Время выполнения – 5 минут.
Согласно интерпретации автора методики: чем выше балл, тем выше уровень проявления фантазии как формы воображения.
Следовательно, условно мы можем распределить результаты методики на следующие номинативные шкалы:
0-1 балл – крайне низкий уровень проявления фантазии как формы воображения;
2-3 балла – низкий уровень проявления фантазии как формы воображения;
4-5 баллов – уровень проявления фантазии как формы воображения ниже достаточного;
6-7 баллов – достаточный уровень проявления фантазии как формы воображения;
8-9 баллов – высокий уровень проявления фантазии как формы воображения;
10 баллов – очень высокий уровень проявления фантазии как формы воображения.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Сравнительный анализ результатов итогового исследования воображения у детей дошкольного возраста
По окончанию образовывающего опыта, в марте 2020 года было проведено итоговое тестирование экспериментальной группы и контрольной группы. Для проведения итогового тестирования были применены те же методики, что и в процессе предварительного исследования:
- методика В. Синельникова, В. Кудрявцева «Как спасти зайку»,
- методика «Скульптура» (Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога»).
Рассмотрение результатов изучения по методике «Как спасти Зайку» обнаружило, что по сопоставлению с предварительным тестированием, идеи детей по спасению зайки стали более комплексными. Так уже 71 % детей избирали комплексный и сложный вариант, употребляя в качестве основы переустройство предложенного материала – к примеру, надуть шарик, чтобы зайка на нем перелетел, или изготовить кораблик из листа. Настоящий вариант ответов удостоверяет о высоком уровне способности переноса свойств известного предмета в новую обстановку. При предварительном исследовании высокие показатели не наблюдались.
29 % детей предлагали применить предмет в не совсем шаблонном виде – например, палку употреблять в качестве бревнышка, на котором зайка доплывет до берега. Данный вариант ответов указывает на средний уровень способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Низкие показатели после не отмечены.
.
Рассмотрение результатов изучения по методике «Скульптура» показало, что прослеживается положительная динамика. Поделки детей стали более различными, заключающими в себе обусловленные элементы творческой выдумки. Возросло число мелочей. Возникли такие изображения, как робот, ракета, корзинка с ягодами.
Значительная часть группы воспитанников (67 %) набрали 6-7 баллов, так как они выдумали особенные образы, но одновременно с этим не выделяющиеся состоятельностью фантазии. Данные показатели доказывают , что на достаточном уровне проявлены фантазии как формы воображения в дошкольный период.
16,5 % детей набрали 4 – 5 баллов что обозначает, что дети произвели относительно элементарные поделки, в которых имеется низкое количество обыкновенных подробностей. Данный вариант подтверждает уровень проявления фантазии как формы воображения ниже достаточного показателя.
16,5 % детей набрали 2-3 балла, так как они выдумали и вылепили из пластилина очень примитивные вещи. Данный вариант предполагает низкий уровень проявления фантазии как формы воображения.
3.2. Рекомендации для педагогов по развитию воображения у детей дошкольного возраста
Опытным путем доказано, что полноценное развитие воображения требует определенных обстоятельств. Для развития данного познавательного психического процесса педагогам дошкольных учреждений надлежит применять в работе опытным путём испытанные методы (игровая, художественная деятельность и т.д.), а также разрешать детям легко экспериментировать с различными материалами, стремиться образовать деятельность ребенка так, чтобы предельно задействовать его чувства, дать потенциал дошкольникам замечать за сходной деятельностью взрослых.
Основываясь на данные исследования, были составлены рекомендацию по развитию воображения у дошкольников:
- Полноценное развитие воображения неосуществимо без нахождения эмоционального контакта. Взрослые обязаны найти подход к ребенку, учитывать его личные особенности. Потому надлежит организовывать благожелательную атмосферу к детскому творчеству.
- Так как воображение старших дошкольников уже не нуждается в опоре на действительный предмет, в процессе развития представленного познавательного процесса надлежит употребить заместители предметов, реализовывать «опредмечивание» неопределенного предмета, применять вариативность одних и тех же элементов для создания разнообразных образов.
- Надлежит опустить из образовательной деятельности конкретность, шаблоны, бездушность, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета, так как в такой ситуации происходит лишь машинальное подражание образца, что не содействует проявлению творческих способностей детей.
- Нужно расширять кругозор, обогащать эмоционально-чувственный опыт ребенка. Обогащать знание ребенка о атомарных частях предмета, умение выделять важнейшие и второстепенные признаки. Повышать объем словаря ребенка.
- Так как ведущая деятельность в дошкольном детстве – игра, приоритетное внимание должно уделяться развивающим играм и упражнениям. Это могут быть упражнения, подразумевающие практические действия: дорисовать картинку, сделать подделку; игры на развитие вербального воображения: словесное описание, придумывание рассказа или сказки; упражнения на развития творческого воображения: изобразить задуманный персонаж и т.д.