Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психическая и познавательная значимость воображения как процесса
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы развития воображения у детей дошкольного возраста
2.2. Методы исследования воображения дошкольников
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.2. Рекомендации для педагогов по развитию воображения у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Изменения в современном мире в различных сферах жизни человека создают огромную потребность в личностях творчески развитых, которые без труда могут нестандартно мыслить и выходить из затруднительных ситуаций с помощью своего богатого воображения. Следовательно, получается, что перед образованием встает важная задача формирования и развития воображения детей, что, безусловно, предполагает изменения с учетом актуальных потребностей современного общества в самом образовательном процессе.
Из вышесказанного, становится понятно, что особую роль воображение играет в развитии творческого потенциала ребенка, следовательно, именно воображение нужно формировать, чтобы получить человека творчески развитого, способного посредством этого воображения решать задачи, поставленные в современном обществе перед растущим поколением.
В научных источниках встречаются разные мнения по поводу того, как происходит возникновение и развитие воображения человека как высшей психической функции. Ж. Пиаже, З. Фрейд считают, что образование творческих процессов напрямую связано с созреванием определённых структур головного мозга. Механизмы воображения оказывались в данном случае зависимыми от внешних по отношению к этому процессу характеристик (формирование интеллектуальных особенностей или развитие ребенка как личности).
Однако, стоит отметить, что Р. Арнхейм, К. Коффка, утверждают, воображение формируется и развивается в зависимости от процесса биологического созревания конкретного человека.
А. Бэн, Т. Рибо, представители третьего подхода, объясняют генезис воображения накоплением опыта индивидуального, в данном подходе рассматривались изменения подобного опыта на протяжении всей жизни человека (ассоциации, накопление полезных привычек).
В России также психологи занимались исследованием воображения детей дошкольного возраста, эти исследования занимают значительное место в мировой психологии. Многие педагоги, психологи, ученые объединяют генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.).
Проблема формирования и развития воображения у детей дошкольного возраста актуальна тем, что данный психический процесс является неотъемлемой частью абсолютно любой разновидности творческой деятельности ребенка и, конечно, его поведения в целом.
Учитывая все вышесказанное, и обозначая, что воображение в жизни человека играет огромную роль, появляется необходимость рассмотреть его более подробно и выяснить методы его формирования и развития.
Цель исследования – изучить воздействие определенных методов на формирование и развитие у детей дошкольного возраста воображения.
Объект исследования – воображение детей дошкольного возраста как психическая функция.
Предмет исследования – методы формирования и развития воображения у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и методологические источники по проблеме развития и формирования воображения у детей дошкольного возраста.
2. Определить методы исследования воображения детей.
3. Установить уровень эффективности используемых методов на развитие воображения у дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретического материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на практике были применены методы формирования воображения и оценена их эффективность.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психическая и познавательная значимость воображения как процесса
Воображение, безусловно, относится к высшим психическим познавательным процессам, в которых точно отражается специфический характер человеческой деятельности.
Учитывая тот факт, что на достаточно высоком уровне изучено значение воображения в человеческой жизни, стоит отметить, что до настоящего времени недостаточно рассмотрены и изучены его механизмы и суть.
Это заставило большинство исследователей в общей психологии заниматься изучением воображения как процесса. Отечественные ученые, такие как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, А.В. Петровский, А.Г. Маклаков, В.В. Давыдов и др. занимались изучением данного вопроса. Было проведено много исследовательских работ по данной теме, но, тем не менее, в этом вопросе остается еще очень много неизученного.
Вышеперечисленные исследователи , в основном, придерживаются мнения о том, что воображение - это неотъемлемый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех, случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью [8].
А также, многие утверждают, что воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи [14].
Люди с помощью воображения могут представить себе все что угодно, нарисовать картинки событий, действий, образов, которые не встречали ранее в своей жизни. Воображение становится мощным ресурсом для изобретений, проигрывания ситуаций в будущем, оценивания эффективности своих действий и поступков.
Только человеку свойственно воображение как психический процесс, деятельность человека невозможна без воображения. Еще С.Л. Рубинштейн сказал важные слова о том, что воображение-ценность, которая заключается в том, что люди не только созерцают и познают, но и меняют мир, преобразуя его при этом. Для того чтобы что-то менять на практике, нужно уметь преобразовывать действительность в своих мыслях. Эту потребность и закрывает воображение. Воображение тесно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое [12].
Воображение помогает человеку на практике реализовать задуманное. В своем воображении каждый человек сначала оценивает свои действия и предполагает, какие последствия будут в будущем от того, что он сделает и как он это сделает. Следовательно, он уже заблаговременно создает образ вещи, которую позднее создаст в реальной жизни. Человек заранее может предположить итог своих действий, представить сам процесс какой-то деятельности. Иногда в воображении человека возникают нереальные вещи, которые вовсе не существуют, что позволяет ему создать что-то принципиально новое. Такие возможности воображения присущи только человеческому организму. Никакое животное не может в своей голове нарисовать план своих действий в будущем или предположить итог действий.
Достаточно часто физиологическую основу воображения составляет появление принципиально новых сочетаний и взаимосвязей из тех временных связей, что в прошлом имели место быть. Одновременно с этим простая актуализация уже присутствующих временных связей еще сможет привести к тому, что создастся новое. Создание чего-то нового, сильно отличающегося от того, что было до этого предполагает такое сочетание, которое формируется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Как правило, случается так, что слово становится толчком для появления образов в воображении , слово также способно держать воображение под контролем и направлять его в нужное русло.
Воображение –это функция, за которую отвечает кора больших полушарий головного мозга. Воображение-сложная система определенных структур, которые имеют связь с эмоциональностью человека . Связь с эмоциями позволяет предположить, что за воображение отвечает не только кора, но и глубинные отделы головного мозга. Этими глубинными отделами мозга является гипоталамо-лимбическая система, которая принимает участие, вместе с корой больших полушарий, в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности,.
Именно об этом и говорит в своих исследованиях А.Г. Маклаков. Он объединяет процесс воображения с регуляцией органических процессов организма и движения. А.Г. Маклаков замечает, что воображение влияние оказывает на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Допустим, если представить вкусный обед в своем воображении, это может вызвать обильное слюноотделение. А если внушить человеку яркое представление об ожоге, то можно увидеть реальные признаки ожога на кожном покрове. Если посмотреть на воображение с другой стороны, то можно заметить, что оно совершенно точно может оказывать влияние и на двигательные функции человека. Допустим , в воображении можно представить, что мы по дорожке стадиона бежим во время соревнований, как едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп приборы будут регистрировать [5].
Охарактеризовывая воображение со стороны его механизменной структуры, нужно заметить, что его суть составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Воображение – это всегда отклонение от реальной действительности. Но, конечно, в любой ситуации, нужно это подчеркнуть, источник воображения — объективная реальность [14].
Для воображения свойственно то, что еще не оформилось знание в логическую категорию, но уже произведено своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне.
Воображение характеризуется активностью и однозначно действенностью. Одновременно с этим аппарат воображения может быть не только как условие творческой деятельности личности использован и используется, направленной на преобразование окружающего. В некоторых случаях воображение может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этих обстоятельствах человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и по различным другим причинам.
По нескольким критериям выделяют виды воображения
По задействованности воли в деятельности выделяют произвольное и непроизвольное воображение. При произвольном воображении устанавливается цель, применяются некоторые волевые усилия для образования образа или плана деяний. Непроизвольное воображение не имеет в виду цели и не призывает к использованию волевых усилий.
По особенностям деятельности выделяют воссоздающее и творческое воображение.
Воображение, владеющее в своей основе созданием образов, отвечающих очерчиванию, именуют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при освоении географических карт и исторических описаний обнаруживается необходимость воссоздавать при помощи воображения то, что воспроизведено в данных книгах, картах и рассказах.
Творческое воображение, в различие от воссоздающего, располагает автономное сотворение новых образов, каковые осуществятся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Начавшееся в труде творческое воображение остается неотделимой частью технического, художественного и любого прочего творчества, принимая конфигурацию активного и целенаправленного оперирования наглядными представлениями в отыскивании путей удовлетворения надобностей.
Необычный вид воображения – мечта (процесс сотворения человеком новых желаемых образов желаемого будущего). Мечта - нужное условие воплощения в жизнь творческих сил человека, сконцентрированных на реорганизацию действительности.
Я.А. Понамарев писал: «Если бы человек совершенно был лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперед, и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу себе представить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» [9 С. 256].
Воображение, обладающее необыкновенно важном значением для реализации и организации деятельности, само складывается в разнообразных видах деятельности и гаснет, когда человек прекращает действовать[8].
Процесс сотворения образов подразделяется на две стадии. На первой стадии случается разделение впечатлений, представлений на составные части, разбор объекта и конкретизация его частей. На второй стадии образы могут быть назначены в новые совмещения и отношения, образам может быть сообщено новое значение.
Исследователи называют две важные функции воображения: