Файл: Теория и методика развития дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Познавательно-интеллектуальная— функция воображения, включающая в себя развитие представлений на основе предшествующего опыта при приобретении новой информации о предметах или явлениях для субъекта незнакомых.

- Аффективно-защитная— функция воображения, которая заключается в сотворении воображаемых обстоятельств с целью условного разрешения конфликтов, каковые в настоящее время не могут быть разрешены на практике.

Следовательно, воображение – познавательный психический процесс, процесс сотворения новых образов на основе раннее выработанных представлений, предшествующего опыта человека.

1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

Воображение в психической жизни дошкольника имеет важное значение. На данном этапе оно обнаруживается до такой степени эффектно и насыщенно, что многие психологи анализировали его как исконно заданную детскую способность, которая с годами лишается силы.

Воображение в существовании ребенка имеет большее значение, чем в существовании взрослого. Оно обнаруживается гораздо чаще и допускает существенно более воздушный «отлет» от реальности. Дети верят в то, что выдумывают. Воображение разрешает ребенку узнавать окружающий мир, осуществляя гностическую функцию. Оно заполняет пустоты в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, образовывая единую картину мира.

Проблемы исследования развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж.Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко и др., привнесли свою лепту в изучения этой области.

Процесс развития воображения не является исключением, он покоряется всеобщему закону развития высших психических функций, т. е. воображению подобает развиваться путем включения в управление овладеванием особенных возможностей.

Воображение у ребенка начинает развиваться сравнительно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно захватывает преимущественно больше места в его жизни.

Дошкольный этап сопутствуется накапливанием практического опыта и развитием внимания, что разрешает ребенку свободнее выделять некоторые части предмета, которые он воспринимает еще как автономные и которыми все чаще оперирует в личном воображении. Все-таки разделение случается с большими искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и критичности мышления ребенок не может сотворить образ, близкий к настоящей действительности [15].


В дошкольный период выделяют два этапа развития воображения:

Первый этап — с 2 до 4 лет. Основной особенностью предоставленного этапа является невольный характер появления представлений воображения. Чаще всего представления воображения в данный период складываются у ребенка непредумышленно, спонтанно. Следовательно, эта стадия формирования воображения ребенка охарактеризовывается превалированием репродуктивного воображения, автоматически воспроизводящего приобретенные впечатления в виде психических образов [10].

До трех лет у детей воображение существует внутри иных психических процессов, в них формируется его основа. В три года случается становление словесных конфигураций воображения. В этом месте воображение делается самостоятельным процессом. На основных порах воображение неразрывно соединено с предметом, осуществляющим функцию внешней опоры. В частности, в игре трех-четырехлетний ребенок не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул судном или кубик фонариком, когда орудует ими. Сам предмет - заместитель обязан иметь схожесть с замещаемым предметом. Собственно игрушки и предметы - атрибуты наталкивают кроху на тот или иной сюжет игры. В особенности эффектно обнаруживается роль наглядной опоры в восстановлении художественного текста. Подобной служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать обрисованные в сказке события. У старших дошкольников слова из текста начинают порождать образы без наглядной опоры. Понемногу нужда во наружных опорах отпадает.

Следующий этап развития воображения — с 4 до 6 лет — связан с возникновением его живых форм, когда процесс воображения делается произвольным. Возникновение активных форм воображения первоначально связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Так, когда взрослый человек просит что-то сделать ребенка, он включает процесс воображения. Для того чтобы реализовать просьбу взрослого человека, ребенок поначалу должен сотворить (или воссоздать) в своем воображении установленный образ. Причем этот процесс в воображении ребенка по своей природе уже является произвольным, ибо он пытается его держать под контролем [10].

В 4 - 5 летнем возрасте ребенок начинает собирать в уме план будущих действий, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет возникают мечты о будущем, включается характерное планирование, которое можно назвать ступенчатым. Мечты ситуативны, нетверды, определены событиями, возбудившими у детей эмоциональные впечатления. Воображение превращается в необычную интеллектуальную деятельность, устремленную на переустройство окружающего мира. Опорой для сотворения образа в настоящее время служит не только истинный объект, но и представления, выраженные в слове. Возникает буйный рост словесных форм воображения, близко связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, длящиеся истории.


В 6 - 7 лет носит воображение активный характер. Возрождаемые образы участвуют в разнообразных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Зарождаются элементы творчества. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Позже ребенок начинает применять произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения выискивает свое отображение, прежде всего, в характере игр ребенка. Они становятся целеустремленными и сюжетными. Растет длительность игры детей на одну и ту же тему, наблюдается постоянство ролей. Младшие дошкольники играют 10 - 15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В 4 - 5 лет игра длится 30-40 минут, а в 5 - 6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней.

Окружающие ребенка вещи являются не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в 4—5 лет начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом. Следовательно, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольной формы в произвольную.

При этом воображение начинает осуществлять уже две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную [10].

Познавательно-интеллектуальная функция объединена с получением информации об окружающем мире и формированием практических навыков у ребенка, а аффективно-защитная — с регуляцией психического состояния маленького человека, его эмоций, впечатлений, чувств.

Аффективная функция воображения начинает обнаруживаться в итоге образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей в возрасте от 4 до 6 лет. При этом эмоционально-защитная функция воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию у ребенка случается разрядка возникающего напряжения и символическое разрешение конфликтов, которые ребенком пока не могут быть разрешены в действительности.

Следовательно, следует отметить, что дошкольное детство – период яркого развития воображения. Воображение приобретает произвольный характер, рассчитывая создание замысла, его планирование и реализацию на практике. Дети дошкольного возраста постигают приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, уходит необходимость в наглядной опоре для творения образов.


ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методы развития воображения у детей дошкольного возраста

Отечественный ученный Л. С. Выготский полагал, что развитие психики человека, его сознания совершается в процессе деятельности [2]. Нужно помнить, что воображение как познавательный психический процесс также развивается в деятельности: в игре, различных видах изобразительной деятельности и т.д. Поэтому организация этих видов деятельности, регулярная и целеустремленная их реализация имеют решающее значение для развития воображения детей дошкольного возраста.

Как уже обозначалось, дошкольное детство характеризуется бурным развитием воображения. Творческое воображение определяется, прежде всего, в игровой деятельности, и угасает, когда ребенок прекращает действовать.

Главный метод развития воображения детей дошкольного возраста - игровая деятельность. Игровая деятельность является ведущей в дошкольный период [2]. В процессе игры совершается переход непроизвольного вида воображения в произвольный. На первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Понемногу надобность во внешних опорах исчезает. Случается интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в реальности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового значения и представлению действий с ним в уме, без настоящего действия [6].

Среди многообразных видов игры специальное место занимает и театрализованная игра. Театрализованная игра содействует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения.

Для развития творческого воображения в особенности важны игры – фантазирование, придумывание. Изученные в коллективной с взрослыми игре умения комбинировать сюжетные события, обогащают игру детей. Полученный в игре с взрослым опыт выдумывания различных сюжетов, событий оказывают помощь детям более успешно разворачивать независимую автономную игру.


Особенным видом игры, обладающим большой смысл для вырабатывания воображения, является сюжетно-ролевая игра.

Важнейшими структурными частями творческой сюжетно-ролевой игры являются [20]:

- сюжет, который играть роль воспроизведения ребенком окружающей его реальности;

- содержание - это то, что воссоздается ребенком в качестве главного и специфического момента деятельности и взаимоотношений между взрослыми в их деятельности;

- роль - средство осуществления сюжета. В сюжетно-ролевой игре как форме творческой деятельности роль выдается как специфическая форма проявления творческой способности воображения.

Нужно стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из различных областей социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также совмещение сказочных и реальных персонажей. Введение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, заставляет выдумывать свежие внезапные повороты событий, которые соединяют и делают сознательным общее бытие и взаимодействие таких многообразных персонажей.

Творчество вплетено в игровую деятельность. Одним из основных условий, побуждающих детей к творчеству, является творение непосредственной эмоциональной атмосферы, позитивное подкрепление действий ребенка (похвала, одобрение).

В старшем дошкольном возрасте можно применять творческие сюжетные игры, в которых ребёнок принимается сам сочинять сюжеты игр и модифицировать их по ходу действий.

Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней трансляции своих мыслей и чувств, в способности к творению образа, обдумыванию и воплощению его роли [15].

Одним из самый важных методов развития воображения в дошкольном детстве является изобразительная деятельность.

Детское творчество (рисование, аппликация, лепка) возбуждает интерес у бесчисленных исследователей. Представители разнообразных наук подходят к исследованию детских работ с различных сторон. Искусствоведы стараются заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское творчество ищут вероятность закрасться в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут лучшие пути обучения, содействующие всестороннему развитию детей.

В процессе изобразительной деятельности подключаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности обнаруживается оригинальность многих сторон детской психики. Изобразительная деятельность помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.