Файл: Теория и методика развития дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Большое внимание надлежит уделять изобразительному искусству: рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Имеется множество нетрадиционных техник, которые содействуют развитию фантазии как формы воображения: рисование нитками, монотипия, обрывание, кляксография и т.д.

- Нужно сотворить художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимает ребенок. Рекомендуется обширно употреблять детские работы.

- Для развития творческого воображения надлежит представлять ребенку мир сказок, знакомить с разнообразными видами театра: пальчиковый и кукольный театр, театр теней и т.д.

- Так же сложно недооценить воздействие музыки на развитие воображения детей дошкольного возраста. Должно знакомить детей с музыкальными произведениями многообразного характера, побуждать придумывать разнообразные сюжеты во время или после прослушивания.

- Следует отметить, что большое значение для развития воображения имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже самых маленьких успехов каждого ребенка, развитие своей индивидуальности в условиях разнообразных форм сотруднической деятельности.

Итак, стоит отметить, что воображение – познавательный психический процесс, процесс создания новых образов на основе раннее выработанных представлений, прошедшего опыта человека. Дошкольное детство – период сильного развития воображения. Воображение приобретает произвольный характер. Дошкольники постигают приемы и средства творения образов; воображение переходит во внутренний план, уходит необходимость в наглядной опоре для творения образов.

Подобраны методы изучения воображения детей-дошкольников. Изучение уровня воображения детей дошкольного возраста мыслимо с употреблением установленных методов (методика «Как спасти зайку» В. Синельникова, В. Кудрявцева, методика «Скульптура», Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога»). Данные методики показаны в форме игровых заданий, что отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Изучены методы развития воображения детей дошкольного возраста. К ним относятся игровая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и мир художественных произведений.

Определена эффективность воздействия методов развития воображения на его уровень у дошкольников. Результаты статистического измерения результатов предварительного и итогового тестирования показали, что подобранный комплекс методов содействовал развитию воображения у детей дошкольного возраста. Комплекс методов обеспечивал позитивную динамику развития способности переноса свойств известного предмета в новую ситуацию и развития фантазии как формы воображения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение определенно принадлежит к высшим психическим функциям человеческого организма и довольно четко проявляется в каждой из сфер человеческой деятельности. Этот психический познавательный процесс играет огромную роль в реализации задач и организации жизнедеятельности, реализации творческого потенциала человека как в вопросах личностного характера, так и в профессиональной среде.

Детство дошкольника – временной промежуток интенсивного темпа развития воображения. Именно в этом возрасте воображение произвольный характер приобретает, создание замысла предполагая, его план и осуществление. Дошкольники изучают приемы и средства создания образов, воображение во внутреннюю структуру переходит, уходит нужда для создания образов в наглядной опоре. В завершении дошкольного возраста уже должны такие психические образования возникнуть, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Экспериментально доказано, что для развития данного познавательного психического процесса необходимы определенные условия. Нами изучены методы развития воображения детей дошкольного возраста. К ним относятся игровая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и мир художественных произведений.

Регулярное, в образовательно – воспитательном процессе верно созданное сочетание и использование данных методов дошкольных организаций дает положительную динамику созревания процессов воображения детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: Академия, 2019. – 112с.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: АСТ, Астрель, 2019. – 672 с.
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб: Союз , 2018. – 305 с.
  4. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - №2. – 2017. – С.18-21.
  5. Королева, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ / С.Г. Королева. – М.: Учитель, 2019. – 114 с.
  6. Кравцова, Е.А. Развитие воображения / Е.А. Кравцова // Дошкольное воспитание. - №12. – 2015. – С.7-10.
  7. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - № 5. - 2017. - С.57
  8. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков.– СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
  9. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - Москва: Наука 2005. - 592 с.
  10. Мухина, В.С. Психология дошкольников / Под ред. Венгера. – 2015. – 239 с.
  11. Мухортова, Д.Д. Развитие воображения / Д.Д. Мухортова // Вопросы дошкольной педагогики. - №3. – 2018 – С. 52-54.
  12. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : Гумаит. Издательский центр ВЛАДОС, 2017. – 640 с.
  13. Петровский, А.В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский. - М., 2019. – 479 с.
  14. Понамарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Понамарев. - М: Наука, 2019. – 304 с.
  15. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2018. – 656 с.
  16. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов. – М. : Гумаит. Издательский центр ВЛАДОС, 2018. – 384 с.
  17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2013. – 712 с.
  18. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов/ Е.О. Смирнова. – Санкт-Петербург, ООО «Питер Пресс», 2008. – 298 с.
  19. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2017. – 703 с.
  20. Условия развития воображения в период дошкольного детства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/27/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya tvorcheskogo.
  21. Развитие воображения дошкольника (статья) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya_na_ temu_razvitie_voobrazheniya_doshkolnika-547320.htm.
  22. Развитие воображения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/03/razvitie-voobrazheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  23. Развитие воображения у детей 5-7 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/razvitie-voobrazheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/