Файл: Cвязь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом: самооценка — сложное динамическое личностное образование, которое заключается в оценке себя, своих возможностей, способностей и потенциалов. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию и оказывает существенное влияние на межличностные отношения и социальные процессы.

1.2 Особенности учебной деятельности и успеваемости в подростковом возрасте.

Подростковый возраст это один из самых сложных возрастов в онтогенезе человека. Однако в этом возрасте познавательная активность и познавательные интересы у ребенка носят выраженный характер. Ведущим типом деятельности является общение, однако дети в этом возрасте предпочитают общаться через учебную деятельность. Подросток в этом возрасте должен обладать определенным набором умений, знаний и навыков. Без такого набора ЗУН и компетенций, ребенок в дальнейшем не сможет полноценно функционировать в обществе, это требование предъявляется сегодня и к успеваемости в школе. Проблема успеваемости стоит на сегодняшний день очень остро и затрагивает такие аспекты как психологические медицинские и педагогические. Вопросы успеваемости изучалось не только отечественными учеными, но также и учеными зарубежных стран. Сегодня результаты исследования ученых показывают что необходимо разрабатывать эффективные программы помощи детям в успеваемости. Успеваемость определяется, как степень успешности усвоение ребенком учебных предметов. Педагогика, рассматривая успеваемость, прежде всего ориентируется на такой показатель как «фонд усвоенных знаний». Изучая неуспеваемость надо иметь в виду её психологические причины. Под психологическими причинами обычно понимаются свойства самого ученика его учебные мотивы, познавательные интересы, способности. А.А.Розенталь и У.Д.Бударный определяют успеваемость как соответствие самым низшим требованиям учебной деятельности. Они убеждены в том, что от этого зависит перевод ребенка в следующий класс. Обычно перевод происходит если ребёнок набирает 3 балла. Неуспевающим школьником является тот, кто набирает 2 и 1 балл. Однако в реальной практике удовлетворительные оценки не мешают педагогам понимать, что ученик не успешен в учебной деятельности. М.А.Данилова считает, что успеваемость связана с процессами противоречия в учебной деятельности. Когда противоречия в учебной деятельности разрешаются, ребёнок может считаться успешным. Если же противоречия нарушаются, подростку требуется помощь со стороны взрослого, то мы говорим о неуспевающем ребёнке. Гильбух исследуя успеваемость, считает, что это качественная характеристика результатов усвоения учебной программы. Автор подмечает, надо помнить, что школьная неуспеваемость обычно отражает не эффективность учебной деятельности школьника, хотя понимается как низкий уровень усвоения знаний[2, с.126-129].


В подростковом возрасте можно отмечать снижение школьной успеваемости. Это могут быть незначительные пробелы в знаниях, которые приводят к снижению эффективности учебной деятельности[10, c.24]. Зачастую это связано с тем, что ребёнок в этом возрасте, в связи с перестройкой организма, может себя чувствовать вяло, не проявлять активность, либо, наоборот, чрезмерная активность мешает ребёнка учиться. Также часто на успеваемость в этом возрасте влияет общение со сверстниками. При гармонизации общения со сверстниками очень часто улучшается самооценка, снимается напряжённость, ослабляются личностные проблемы, что приводит к улучшению успеваемости школьника. К ученику предъявляются высокие требования к его мыслительной деятельности, которые сформировались в начальной школе. Если этого не произошло, то подростку приходится самостоятельно приходить к пониманию изучаемого материала. В этом возрасте он начинает эффективно и критически оценивать информацию, преподносимые знания. Матюшкин А.М. в своих работах указывал на необходимость в процессе обучения создавать проблемные ситуации, которые способствуют развитию мыслительных процессов [6, с 12].

Создавая основу учебной деятельности, педагог способствует формированию внутренней учебной мотивации, которая является фундаментом все учебной деятельности школьника [13, c. 42]. Обычно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать, для чего ему нужны знания, это ведет к актуализации учебной мотиваций. Есть категория детей, у которых наоборот нет ещё осознания значения получаемых знаний и, в этом случае, может наступить угасание и снижение интереса к учебе. В большей степени ученики подростки проявляют интерес к знаниям, стремятся познать новое, у них достаточно широкие интересы. Родителям и педагогам нельзя забывать о том, что в начальной школе должна сформироваться ответственность за своё учение. Если ребёнок осознаёт что учение, это их долг, то можно ожидать, что в подростковом возрасте ребёнок будет учиться не хуже своих товарищей[11, с. 186]. Необходимо ещё помнить особенность подросткового возраста - ребёнок стремится стать взрослым, и поэтому, создавая условия, где ребёнок начнёт ощущать себя как взрослый возникает мотивация для дальнейшего обучения, проявляется активность и познавательный интерес. Кроме того мы знаем, что ребёнок в этом возрасте самоутверждается, бурно развивается его самосознание, обостряются чувства собственного достоинства, и, если подросток испытал неуспех, это порождает нежелание учиться. Только у зрелых подростков наказание и порицания могут вызвать желания мобилизоваться и решить возникшие школьные проблемы.


Подросток в этом возрасте налаживает отношения с окружающими. Эти отношения также существенно влияют на его успеваемость, акцент перемещается на сверстников и оценка друзей играют особо важную роль в жизни ребёнка. Подросток начинает интересоваться мнением своих товарищей, их одобрения влияет на поведение ребёнка. Учителя средней школы знают, что подростку тяжелее перенести осуждение сверстников, чем порицание учителя.

Итак, успеваемость можно определить как степень усвоения объема знаний умений и навыков. Этот объём устанавливается учебными программами, и он должен быть осмысленным, знания должны быть полными, глубокими и прочными. Основой успеваемости у подростка является базис, который был заложен ещё в начальной школе. На успеваемость подростка оказывается большое количество факторов, но среди них нужно отметить такие как отношения подростка с окружающими, особенно со сверстниками, возможность самоутвердиться в коллективе, появление нескольких педагогов предметников, мотивация учения, также на успеваемость оказывает влияние самоотношения и самооценка подростка.

II. Эмпирическое исследование связи уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.

2.1 Организация исследования.

Цель исследования: Изучить связь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.

Предмет исследования: Связь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.

Объект исследования: успеваемость подростков.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что будет выявлена взаимосвязь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.

Методы и методики исследования.

  • Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
  • Педагогическое наблюдение.

Методы математической обработки: Описательная статистика, корреляционный анализ r-Спирмена.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки, использованием надежных и валидных адаптированных методик, а также применением соответствующих методов математической обработки данных: методов первичной описательной статистики, корреляционный анализ r-Спирмена. Обработка данных производилась при помощи компьютерной программы обработки статистических данных «SPSS 20.0 for Windows».


Эмпирические задачи:

  • Изучить самооценку подростков.
  • Установить успеваемость школьников –подростков.
  • Выявить связь самооценки с уровнем успеваемости

Эмпирический объект и база исследования. Исследование проводилось на базе школы №1985 г. 2019. В исследовании приняли участие подростки 32 человека, учащиеся 7 класса, в возрасте 12-14 лет.

2.2 Анализ полученных результатов исследования связи уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.

Педагогическое наблюдение позволило нам выделить две группы подростков: Подростки успевающие по учебной программе, подростки не успевающие. Было установлено, что из 32 учеников, пять являются неуспевающими.

Также мы провели исследование самооценки школьников. Нами было установлено, что у 13 человек высокая самооценка, у 7 детей низкая, у остальных средняя. Результаты представлены на рисунке 1. Первичные данные представлены в Приложении 1.

Рисунок 1 – Результат исследования самооценки

Результаты математической статистики r- Спирмена показали наличие взаимосвязи между уровнем успеваемости и самооценкою( r=611, при р=.002). Результаты математической статистики представлены в Приложении 2. Полученные данные говорят о том, что чем выше самооценка, тем выше успеваемость у подростка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самооценка — сложное динамическое личностное образование, которое заключается в оценке себя, своих возможностей, способностей и потенциалов. Самооценка выполняет ряд функций, например регулятивную. Она оказывает сильное воздействие на взаимодействие и межличностные отношения людей.

Успеваемость можно определить как степень усвоения объема знаний умений и навыков. Этот объём устанавливается учебными программами, и он должен быть осмысленным, знания должны быть полными, глубокими и прочными. Базой развития и успеваемости подростка являются заложенные в начальной школе знания, умения и навыки.

Эмпирическое исследование позволило нам установить, что чем выше самооценка, тем выше успеваемость у подростка.

Таким образом, гипотеза о том, что будет выявлена взаимосвязь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте , подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гольцова А. А., Поваренков Ю. П. Самоотношение юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста // А. А.Гольцова, Ю.П. Поваренков/ Ярославский педагогический вестник – 2017 – № 2. 227-232 с.