Файл: Налоговая система РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных реалиях налоги представляют собой неотъемлемый элемент хозяйственной жизни общества. Налоги – один из древнейших экономических инструментов, появление, которого относят ко времени становления и развития государственности и института власти для содержания органов государственной власти и материального обеспечения их эффективного функционирования. В современном аспекте налоги можно охарактеризовать не только лишь как денежные отношения, но и как совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе перераспределения доходов, непосредственно направленных на решение ряда задач общегосударственного значения.

Налоговая система представляет собой важнейший государственный инструмент по стимулированию экономического развития и социального прогресса в стране.

В современных условиях налоги применяются в качестве инструмента борьбы с экономическими циклами, происходящими в государстве, а также рядом специалистов отмечается их влияние на инвестиционную активность. Существующее на сегодняшний день разнообразие видов и форм налогов позволяет не только охватывать большее количество сторон хозяйственной деятельности, но и элиминировать влияние налогового пресса за счет государственного распределения и перераспределения доходов.

Все это обусловило актуальность темы исследования в курсовой работе.

Целью курсовой работы является исследование налоговой системы РФ.

В работе поставлены следующие задачи:

- Исследовать понятие и структуру налоговой системы;

- Изучить историю развития налоговой системы РФ;

- Рассмотреть проблемы и недостатки налоговой системы РФ;

- Выделить элементы структуры налоговой системы РФ;

- Охарактеризовать виды налогов в РФ;

- Осветить специальные налоговые режимы налоговой системы РФ.

Объектом исследования является налоговая система РФ.

Предметом исследования является структура и особенности налоговой системы в РФ, проблемы ее функционирования и перспективы развития.

Теоретическую базу работы составляют труды разных авторов в области налогов и налогообложения. Среди них наибольшее влияние при написании работы оказали публикации и других авторов.

Эмпирическую основу работы составляют материалы государственной статистики, ФНС РФ, открытые публикации о налогах и налогообложении, данные бюджетной системы и Федерального казначейства.


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1. Понятие и структура налоговой системы

В действующем законодательстве не содержится определения налоговой системы, однако согласно действующему ранее ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» под налоговой системой понимается: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке»[1].

В современных условиях стабильная и устойчивая налоговая система является одной из наиважнейших задач, стоящих перед государством. Система налогообложения призвана выполнять стимулирующую роль, способствуя устранению диспропорций в экономике, оказывать положительное влияние на экономическую деятельность предприятий, а также способствовать увеличению доли малых и средних предприятий в формировании доходов бюджетов путем предоставления им определенных преференций на первоначальном этапе их становления и развития. Эффективный и устойчивый институт налогообложения - это проводник государственных интересов, а также прямой результат проводимой национальной политики.

Динамика поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации за период с 2015 по 2019 гг. (включительно) представлена в таблице 1.

Таблица 1

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд руб. за 2015-2019 гг.

Виды доходов

2015

2016

2017

2018

2019

1.

Доходы, всего

26766,1

26922

28181,5

31046,7

37320,3

1.1.

Нефтегазовые доходы

7433,8

5862,7

4844

5971,9

9017,8

1.2.

Не нефтегазовые доходы

19332,3

21059,4

23337,5

25074,8

28302,5

1.2.1.

НДС

3931,7

4234

4571,3

5137,6

6017

1.2.2.

Акцизы

1072,2

1068,4

1356

1521,3

1598,5

1.2.3.

Налог на прибыль

2375,3

2599

2770,3

3290,1

4100,2

1.2.4.

Налог на доходы физ.лиц

2702,6

2807,8

3018,5

3252,3

3654,2

1.2.5.

Ввозные пошлины

652,5

565,2

563,9

588,5

673

1.2.6.

Страховы взносы на обязательное социальное страхование

5035,7

5636,3

6326

6784

7476,9

1.2.7.

Прочие

3562,2

4148,8

4731,5

4501

7896,3


Проанализировав таблицу 1, можно заметить, что с 2015 по 2019 гг. наблюдается положительная динамика доходов консолидированного бюджета, что достигается как за счет роста нефтегазовых доходов, так и не нефтегазовых, которые включают в себя НДС, акцизы и ряд других налоговых и неналоговых поступлений.

Так, можно отметить, что в общей сумме не нефтегазовых доходов в консолидированном бюджете в 2019 гг. доля налоговых поступлений составила 56,7%, из которых: доля НДС – 21,3%; доля акцизов – 5, 6%; доля налога на прибыль – 14,5%; доля налога на доходы физ. лиц – 12,9%; доля ввозных пошлин – 2,4%.

Налоговую систему РФ можно определить, как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.

Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.

Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.


1.2. История развития налоговой системы РФ

Можно обозначить три этапа развития налоговой системы в постсоветский период.

В 1991–1999 годах шло становление налоговой системы. Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации»[2] (1991 год) определены понятие, виды и уровни налогов, их ставки, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. Верховным Советом Российской Федерации приняты до полутора десятков налоговых законов, вступивших в силу с 1992 года. Переходный характер экономики обусловил корректировки налоговой системы. К середине 1990-х годов ее регулировали более 800 федеральных нормативных правовых актов.

Основные тенденции этого периода:

1) введение и последующая отмена федеральным центром права регионов вводить собственные налоги («налоговый сепаратизм»);

2) возможность уплаты налогов как деньгами, так и обязательствами;

3) уклонение от уплаты налогов (офшоризация, обналичивание, бартерные сделки), вызванное правовыми пробелами и ростом налоговой нагрузки;

4) неустойчивая налоговая политика (многочисленные льготы, отсрочки, вычеты, налоговые амнистии, реструктуризации задолженности).

В период после 2000 года началось применение НК РФ[3]. В части 1 юридически закреплены единство экономического пространства, базовые понятия (объект налогообложения, налоговая база), принципы деятельности, права и обязанности различных участников налоговых отношений.

Налоговая реформа, предусмотренная в проекте «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года» (документ не был официально утвержден), предполагала такие ключевые меры, как упрощение налогообложения; введение плоской шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ); снижение ставки налога на прибыль; введение регрессивной шкалы единого социального налога; отмена налогов с продаж и оборота; введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ); развитие специальных налоговых режимов (единый сельхозналог (глава 26.1 НК РФ с 2002 года), упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ с 2001 года), единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ с 2003 года), соглашения о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ с 2003 года), патентная система (глава 26.5 НК РФ с 2013 года)); централизация. «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на 2001–2005 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584[4]) указывала, что собственные налоги покрывают менее 15 % расходных потребностей региональных и местных бюджетов, поэтому необходимо повышение роли региональных и местных налогов и переход субфедеральных бюджетов на самофинансирование. Однако роль трансфертов из бюджетов более высокого уровня и сегодня остается значительной. Эти меры были в основном реализованы.


В период после 2010 года господствуют следующие тенденции развития налоговой системы:

1) интеграция с другими направлениями экономической политики; Это выразилось во включении налоговой сферы в общий контекст экономической политики (см. Государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» на 2015–2024 годы в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 370[5]).

2) появление новых налогов и налоговых режимов;

3) гибкость при взыскании задолженности (аудит, досудебное урегулирование, зачет).

Основные события развития налоговой системы находят отражение в динамике статистических показателей. Выявлены значимые статистические связи в динамике ряда показателей: доля налоговых поступлений положительно коррелирует с ростом числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) (коэффициенты 0,66 и 0,71 при р<0,001) и отрицательно – с собираемостью и количеством налогов (–0,62 и –0,82). Собираемость отрицательно коррелирует с числом ИП и количеством налогов (–0,75 и –0,52), а число юридических лиц – с количеством налогов (–0,88). Эти связи логически объяснимы.

Доля собранных налогов от ВВП достигла минимума в 1999 году (25 %); максимальное значение (почти 40 %) отмечено в 2006–2007 годах. Доля налоговых доходов бюджета принимала максимальные значения в 2000–2001 и 2004 годах (свыше 70 %), а минимума достигала в 1993 и 2011–2014 годах (менее 40 %). В анализируемый период наиболее существенно увеличился вклад в бюджетную систему налогов и сборов за добычу и использование природных ресурсов (в 7,3 раза), страховых взносов (в 3,4 раза) и имущественных налогов (в 3 раза). Увеличился на несколько процентов вклад подоходного налога, налога на совокупный доход и акцизов. Напротив, значительно сократилась доля налога на добавленную стоимость (НДС) (в 2,3 раза) и налога на прибыль (в 2,7 раза). В целом доля прямых налогов увеличилась с 47 до 63 %, а доля косвенных снизилась с 41 до 20 % доходов консолидированного бюджета.

Развитие налоговых органов происходило параллельно с изменениями в налоговой системе.

В первый период регулирование и контроль в налоговой сфере осуществляла Государственная налоговая служба (ГНС). Выделившись из ГНС СССР в 1991 году, ГНС первоначально находилась в двойном подчинении Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и лишь со временем была отнесена к ведению последнего. Закон Российской Федерации 1991 года «О налоговых органах»[6] заложил основы организации налоговой службы – ее задачи, права, обязанности и основные гарантии. Налоговые органы определены в нем как единая централизованная система, а материальные выплаты и гарантии их работникам увязаны со стандартами МВД. Например, статья 17 предусматривала выплату пособия в размере 5-летнего денежного содержания при получении налоговым служащим увечий и 10-летнего пособия семье в случае гибели служащего. Налоговые служащие имели обязательное социальное страхование, им полагались гарантии в случае увольнения и др.