Файл: Налоговая система РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для налоговых служащих введена форменная одежда и классные чины. В 1992 году в структуре ГНС создано Главное управление налоговых расследований, в 1993 году преобразованное в Федеральную службу налоговой полиции – самостоятельный правоохранительный орган, функции которого в 2003 году переданы МВД. ГНС наладила взаимодействие с таможенными, правоохранительными и финансовыми органами в части налогового контроля, организовала учет налогоплательщиков, начала применение вычислительной техники, закупленной по международному займу[7].

Во второй период функции в данной сфере осуществляло Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России). В изменении статуса ГНС до министерства выразилось повышение значимости налогового администрирования в политике правительства. МНС России взяло курс на информатизацию и централизацию, реализуя Федеральную целевую программу «Развитие налоговой системы (2002–2004 годы)». На реализацию Федеральной целевой программы было выделено 16,9 млрд руб., включая 6,9 млрд руб. из федерального бюджета, 3 млрд руб. (100 млн долл.) займа МБРР и 7 млрд руб. средств из региональных и местных бюджетов.

В этот период были созданы центры обработки данных в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде и Кемерово. Модернизация налоговых органов стала ранним примером проектного управления в публичной сфере страны. Вместе с тем, отсутствие четких критериев затрудняет оценку эффективности МНС России.

В третий период, в ходе административной реформы, МНС России в 2004 году было преобразовано в Федеральную налоговую службу – ФНС России, подведомственную Министерству финансов Российской Федерации. На ФНС России была возложена реализация положений НК РФ, которые вступали в силу в тот период (в их развитие принято более 40 правовых актов). ФНС России стала уполномоченным органом в сфере валютного контроля, применения контрольно-кассовой техники, оборота подакцизных товаров, регистрации юридических лиц и ИП, банкротства[8].

1.3. Проблемы и недостатки налоговой системы РФ

Для современной российской налоговой системы характерен ряд серьезных недостатков, которые оказывают негативное влияние не только на текущее ее функционирование, но способны повлиять и на дальнейшее. Можно выделить следующие:


1. Современная российская налоговая система носит преимущественно фискальный характер, что значительно затрудняет функционирование и реализацию на практике таких важных функций налогообложения, как стимулирующая и регулирующая[9].

2. Низкий контроль над сбором налогов, что выражается в значительном сокрытии доходов, размер которых по разным оценкам составляет примерно 30-50% недополученных налоговых платежей; значительная доля теневого сектора экономики[10].

3. Рост неэффективности существующих налоговых льгот. Так, специалисты отмечают, что сегодня необходимо сократить бюджетные льготы, которые приводят к недополучению государственных доходов. К ним относятся: налог на прибыль, НДС, вычет при покупке жилья.

4. Противоречивость и запутанность нормативно-правовых документов в сфере налогообложения, что не только затрудняет их понимание, но и оказывает прямое влияние на постоянно допускаемые ошибки при расчете налоговых платежей[11].

5. Наличие двойственности налогообложения, что подтверждается обложением НДС следующих налогов: прямых налогов, страховых взносов, прибыли и ряд других.

6. Ежегодное увеличение удельного веса косвенных налогов, что отражает фискальную направленность существующей налоговой системы, и может стать фактором, оказывающим влияние на снижение покупательского спроса, а также на рост инфляции при увеличении денежной массы в обращении, направленной на покрытие возрастающих косвенных налогов.

7. Действующая налоговая система с трудом выполняет свою функцию в части влияния на эффективное функционирование экономики, рост экономического развития, что можно доказать, проанализировав статистические данные о доходах и расходах консолидированного бюджета Российской Федерации за последнее время.

Таблица 2

Доходы и расходы консолидированного бюджета Российской Федерации, млрд. руб. за 2015-2019 гг.

2015

2016

2017

2018

2019

Доходы, млрд.руб.

26766,1

26922,0

28181,5

31046,7

37320,3

Расходы, млрд.руб.

27611,7

29741,5

31323,7

32395,7

34284,7

Профицит (дефицит), млрд.руб.

-845,6

-2819,5

-3142,2

-1349,0

3035,6

Проанализировав таблицу 2, где представлена динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2015-2019 гг. можно заметить, что консолидированный бюджет в период с 2015 по 2018 гг. имел дефицит, и только лишь в 2019 гг. наблюдается профицит, который составил 3035,6 млрд. руб.[12]


Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день российская налоговая система имеет ряд серьёзных недостатков, упомянутых выше, для решения которых можно применить следующие меры:

1. Предоставить возможность финансовым органам РФ издавать дополнительные нормативно-правовые акты в области функционирования налоговой системы, если существующей информации недостаточно, или требуется ее детализация[13].

2. Уделять особое внимание не только историческому и научному опыту при выстраивании функционирования системы налогового администрирования, но и современным изменениям внутренней и внешней среды, оказывающим влияние на формирование экономических и социальных отношений в обществе.

3. Постоянное повышение уровня профессионализма сотрудников налоговых органов, разработка и реализация различных государственных программ, направленных на повышение налоговой культуры.

4. Основной задачей деятельности налоговых органов должна являться проверка исполнения налогового обязательства, а не направленность на исполнение планов, полученных ими свыше.

Как отмечалось ранее, функционирование налоговой системы оказывает огромное влияние на экономическую ситуацию в государстве. На сегодняшний день в Российской Федерации эффективного функционирования налоговой системы можно достичь за счет элиминирования существующих недостатков, а также посредством обеспечения согласованного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, поставленными при проведении государственной экономической политики.

ГЛАВА 2. СОСТАВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1. Элементы структуры налоговой системы РФ

Различные авторы выделяют следующие структурные элементы налоговой системы РФ.

1. Налоговая нагрузка;

2. Принципы построения налоговой системы России;

3. Налоговая политика;

4. Законодательство и нормативные правовые

акты о налогах и сборах;

5. Участники налоговых отношений;

6. Налоговые отношения;

7. Система налогов и сборов;

8. Элементы налогообложения;

9. Порядок уплаты налогов и сборов;

10. Методы взимания налогов и сборов;


11. Налоговые вычеты;

12. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

13. Специальные налоговые режимы;

14. Налоговый контроль;

15. Налоговая декларация;

16. Ответственность за налоговые правонарушения;

17. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц;

18. Налоговые споры;

19. Информационное обеспечение налогообложения.

Налоговая нагрузка — это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде налогов, сборов, пошлин, взносов в государственные внебюджетные фонды. Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета.

2. Принципы построения налоговой системы России Налоговая система России основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся:

Принцип определенности. Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.

Принцип справедливости. Предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.

Принцип удобства. Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

Принцип экономии. Государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Принцип равенства. Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса.

3. Налоговая политика состоит в обеспечении финансовыми ресурсами функционирования самого государства, создании благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и уровня жизни населения. Налоговая политика реализуется через налоговый механизм, который состоит совокупности способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики.


4. Законодательство и нормативные правовые акты о налогах и сборах

Налоговое законодательство — это совокупность правовых норм, закрепленных в федеральных законах, законах субъекта РФ и актах органов местного самоуправления, которые устанавливают виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

5. Участники налоговых отношений

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы.

6. Налоговые отношения

Характеристика налоговых отношений определена статьей 2 НК РФ, в соответствии с которой регулируются властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

7. Система налогов и сборов

Налоги и сборы, составляющие российскую систему налогообложения, классифицируются по различным признакам. В зависимости от уровня взимания: К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

8. Элементы налогообложения

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.