Файл: Кредитная система Российской федерации: структура и развитие (Понятие, сущность и функции современной кредитной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 2109

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За анализируемый период доля просроченной задолженности физических лиц продемонстрировала снижение, тогда как доля просроченной задолженности в нефинансовом секторе – выросла. При этом доля просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных кредитным организациям, увеличилась в 2 раза. Хотя значения долей остаются относительно невелики.

Доля просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных физическим лицам, продемонстрировала снижение на 1,11 процентных пункта, а темп ее снижения составил 13,75%. Учитывая опережающие темпы снижения по сравнению с долей просроченной задолженности в совокупном объеме кредитного портфеля в России, можно сделать вывод о качественных изменениях в кредитовании физических лиц. Вместе с тем, следует отметить, что доля просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных физическим лицам, в 2018 году увеличилась по сравнению с 2016 годом.

Доля просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, выросла на 0,2 процентных пункта, темп роста составил 3,2%. Это является отрицательной тенденцией, однако сглаживается тем, что в абсолютном выражении произошло снижение просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных нефинансовым организациям. Данный факт позволяет судить о поступательно-планомерном общем развитии кредитной системы РФ в части кредитования нефинансовых организаций.

Хотя доля просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных кредитным организациям, продемонстрировала значительный темп прироста, который составил 100,96%, в абсолютном выражении увеличение очень невелико – 0,75 процентных пункта. Кроме того, учитывая низкую долю просроченной задолженности в объеме кредитов, предоставленных кредитным организациям, которая на 1 января 2018 года составила 1,49%, можно судить об отсутствии существенных тенденций негативного характера (см. рис. 4).

Рисунок 4. Доля просроченной задолженности в объеме кредитов

Очевидно улучшение ситуации с просроченной задолженностью по кредитам физических лиц. В то же время существенного улучшения ситуации с просроченной задолженностью юридических лиц не наблюдается – она сохранилась на почти неизменном уровне – 6,43% на 1 января 2018 года по сравнению с 6,23% на 1 января 2016 года.

В целом, развитие кредитной системы России за последние три года происходило в условиях макроэкономической нестабильности, что предопределило определенный уровень снижения динамики.


За период с 1 января 2016 года по 1 января 2018 года наблюдается незначительное увеличение кредитного портфеля на 1,06%. Совокупный ссудный портфель банков РФ на 1 января 2017 года даже снизился. По состоянию на 1 января 2018 года совокупный объем кредитного портфеля в России превысил 58 трлн. руб. (см. рис. 5.)

Рисунок 5. Динамика совокупного кредитного портфеля в России, млрд. руб.

В структуре совокупного кредитного портфеля в России преобладают кредиты, предоставленные нефинансовым организациям. Вместе с тем динамика доли ссудного портфеля нефинансового сектора имеет стабильную нисходящую тенденцию, так как активно развивается потребительское кредитование, доля которого выросла с 20,3% на 1 января 2018 года до 23,3% на 1 января 2016 года. Напротив, доля кредитования нефинансовых организаций сократилась с 63,3% до 57,9% за тот же период, что на фоне небольшого увеличения доли кредитов, предоставленных кредитным организациям, с 16,4% до 18,8% свидетельствует о поступательной реструктуризации кредитной системы РФ. Абсолютное снижение просроченной задолженности по кредитной системе за три года составило 53,1 млрд. руб.

Таким образом, общий прогноз влияния курса рубля на динамику совокупного корпоративного кредитного портфеля и развитие кредитной системы России носит вероятностный характер.

2.3. Проблемы и перспективы кредитной системы

Прежде чем говорить о перспективах развития кредитной системы, необходимо выделить проблемы, которые характерны сейчас для российской кредитной системы.

В качестве основных проблем можно выделить следующие:

- низкий уровень банковского капитала;

- значительный объем невозвращенных кредитов;

- высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;

- чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном “спекулятивный” доход;

- недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;

- масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;

- недостаточная жесткость надзорных требований;


- недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора;

- отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.

Если проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является – низкое качество управления, когда российские банки не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию.

В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

Остановимся на некоторых проблемах денежно-кредитной политики:

1. В настоящее время Россия как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.

2. В настоящее время российская экономика в условиях трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом. В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента кредитной политики является ограниченной. Тем не менее, в настоящее время формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении кредитной политики. В предстоящий период в условиях функционирования Стабилизационного фонда Российской Федерации, обеспечивающего кроме долгосрочной стабильности государственного бюджета стерилизацию избыточной ликвидности в экономике, Банк России будет по мере необходимости расширять объемы рефинансирования кредитных организаций.


3. В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее, характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки, как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий, и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.

4. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:

- продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;

- главная проблема ипотечной системы в России заключается в неразвитости рынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов населения;

- отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;

- отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

В случае благоприятного сценария развития российской экономики предполагаются следующие направления развития кредитной системы:

1. Активизация кредитования (кредиты могут достигнуть 0,4-0,7% ВВП), что приведет к росту активов на 0,6-0,9% ВВП. При этом в условиях подъема внутреннего спроса и сокращения внешнеторгового сальдо продолжится рост, прежде всего рублевого кредитования. Объем государственных ценных бумаг в портфелях банков по номиналу увеличится незначительно.


2. Увеличение капитализации банков, причем без особого участия государства. Произойдет дальнейшее увеличение роли доходов от кредитования. Увеличение роли вкладов населения по мере роста реальных доходов можно предположить, лишь при условии сохранения действующего уровня цен на основные продукты. В противном случае эти цифры могут, наоборот, уменьшиться.

3. Сложной проблемой является активизация инвестиционной деятельности банков. Пока в экономике сохраняются денежные суррогаты, бартер, неплатежи, банковская система не может активно осуществлять инвестиционную деятельность. В стране еще не созрели условия для долгосрочных накоплений и ни один коммерческий банк не пойдет на риски длительных инвестиций без государственных гарантий.

4. Решение проблемы корпоративного управления в кредитных учреждениях. В рамках принятия стратегических решений 4 сентября 2004 г. в Сочи прошел II международный банковский форум «Банки России – XXI век». В его работе приняли участие около 600 руководителей банков из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Армении, Узбекистана, Азербайджана, Великобритании, Германии, США, Венгрии, а также представители ведущих международных финансовых организаций.

В рамках Форума состоялась VI банковская конференция «Развитие корпоративного управления в кредитных организациях: международная практика и Россия», а также были обсуждены проблемы вхождения банков в систему страхования вкладов, проведен ряд других мероприятий.

В рамках форума решались актуальные вопросы совершенствования корпоративного управления в кредитных организациях, развития, российской банковской системы. Тема корпоративного управления в банковской сфере исключительно актуальна – в конечном счете, от его эффективности зависит будущее отечественной банковской системы. Большую озабоченность вызывают две группы проблем: во-первых, прозрачность структуры собственности, во-вторых – эффективность системы органов управления банком с точки зрения принципов их формирования и взаимодействия.

Банком России в последнее время были предприняты определенные шаги для повышения транспарентности деятельности кредитных организаций. Так, были внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», во исполнение которых Банк России принял Указание «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».