Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях централизованного управления народным хозяйством все основные стратегические решения если и принимались, то принимались « наверху» - в кабинетах Госпланов, отраслевых министерств и ведомств. Предприятию была отведена роль исполнителя этих решений. Более того, даже тактические решения, принимаемые на уровне предприятия, в большой мере разрабатывались « с оглядкой» на вышестоящее руководство.

Рынок лишает руководителя предприятия как частного, так и государственного «привилегий стратегической безответственности». Он должен самостоятельно, руководствуясь законодательными и нормативными актами, регламентирующими правил ведения производственной деятельности, а также складывающейся на том или ином рынке конъюктурой, принимать основополагающие, долговременные стратегические решения, заниматься менежментом. При этом он несет полную ответственность перед самими собой, трудовым коллективом, наконец, перед Законом за все экономические, юридические, экологические и иные последствия принимаемых стратегических решений.

В условиях рыночной экономики центральной проблемой в деятельности российских предприятий становится определение оптимальной системы менеджмента. Нестабильность экономики в целом, растущая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных производителей, требовательность и непредсказуемость потребителей особенно осложняют финансово- хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов.

Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы обусловлена резким повышением значимости менеджмента в современном обществе на протяжении последних десятилетий и, особенно, в условиях мирового финансово-экономического кризиса и его последствиий.

Цель данного исследования состоит в анализе развитии и становлении менеджмента в России

Указанная цель предопределила постановку следующих задач:

  1. рассмотреть теоретические аспекты менеджмента;
  2. изучить вопросы разработки и становления менеджмента в России и за рубежом;
  3. исследовать российский и зарубежный опыт по развитию менеджмента.

Объектом курсовой менеджмент как система управления.

Предметом исследования - процесс развития менеджмента в России и за рубежом.

Теоретическую основу курсовой работы составили: труды зарубежных и отечественных авторов, содержащие общие характеристики менеджмента, публикации, непосредственно посвященные вопросам развития менеджмента.


Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно использовать как алгоритм действий в управлении, ориентироваться на передовой зарубежный и российский опыт.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.

1 Теоретические основы развития и становления менеджмента

1.1 Сущность менеджмента

Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для России.

Менеджмент (англ. – management – управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли2., с.12.

В своей сущности менеджмент сложное социально- экономическое, информационное и организационно- техническое явление –процесс деятельности и наука, имеющие дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств. В силу этого менеджмент, как и любая другая наука, имеет определенные закономерности, принципы, свои цели и задачи.

Общие или стратегические цели организации определяют концепцию ее развития в целом и направлены на перспективу. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия. Рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимуме эффективности. Это достигается совместными усилиями работников компании, направленными на достижение общих целей1., с.22.

Основные (общие ) цели менеджмента: прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важные цели менеджмента: управление производством; совершенствование научно- технологической базы; эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.


Главная цель менеджмента - это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций успех может интерпретироваться по – разному.

Следующая цель менеджмента – это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.

Менеджер определяет какими должны быть цели в бласти повышения производительности, эффективности и результативности организаций, методы и способы получения продукции, принимает решение о том, какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать работника в увеличении производительности труда. Посредством разработанной политики организации, через личный пример руководитель задает тон в деятельности организации, определяет будет ли организация ориентироваться на качество и на потребителей или остаеся к ним равнодушной.

Основные задачи менеджмента4., с.15:

  • организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
  • переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование сотрудников путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • разработка стратегии развития организации и реализация;
  • определение целей развития организации;
  • выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
  • осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Эффективно функционирующий менеджмент призван обеспечить единство всех форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационного- технического социально- психологического управления. Главный принцип менеджмента – эффективная деятельность предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом: оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами; условий конкурентной борьбы.

Основными функциями управления являются16.,:

  • прогнозирование;
  • планирование;
  • мотивацию;
  • координацию и регулирование;
  • организацию;
  • контроль;
  • учет и анализ.

Перечисленные выше функции управления являются общими для сего менеджмента, т.е. функции управления применимы ко всем управленческим действиям. Их особенность в том, что в менеджменте они конкретизируются применительно к организации.


1.2 История развития и становления менеджмента

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов16., с.47.

I. Древний период (9 – 7 тыс. лет до н. э. – XVII в.)

Самые простые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами общины. Старейшины олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Переход к производящей экономике стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428 – 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356 – 323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

II. Индустриальный период (1776 - 1890 гг.)

Наибольшая заслуга в развитии представления о государственном управлении принадлежит А. Смиту, который сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Идея гуманизации управления производством Р. Оуэна, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

III. Период систематизации (1856 – 1960 гг.)

Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Их успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX веке. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.


IV. Информационный период (1960 г. – настоящее время)

Начинается разработка концепций управления, опирающегося на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений16., с.50.

В 70 – е года появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Таким образом, следуя этой теории можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации, систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия, систему власти, систему логического принятия решений16., с.59.

Наиболее существенные в научно – методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Его суть в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации.

Вообще говоря, управленческая мысль в древности и в докапиталистическое время не была направлена на управление самим производством. Этим занимались сами производители. Они выполняли все функции производства и управления своим трудом. Для каждого из них был ясен конечный результат, для достижения которого они преодолевали различные возмущающие воздействия внешней среды. Их труд, выражаясь современным языком, был системным. Труд рабочих на фабрике, заводе не имеет такого высокого смысла, рабочий часто не видит результатов своего труда. Поэтому его необходимо активизировать на эффективный труд.

Возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска эффективных способов достижения наибольшей выработки у рабочих.

Спиралеобразное развитие цивилизации позволяет иногда обнаруживать аналогию настоящего в прошлом. Изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджеров чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познаниями о прошлом.

1.3 Перспективы развития менеджмента