Файл: Модель "управленческой решетки" как инструмент для лидерства в орагнизаии ООО «Меридиан».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Теоретические основы использования модели «управленческой решетки» как инструмента для лидерства в организации

1.1. Основы лидерства

Организации, которые добиваются успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более динамического и эффективного руководителя, способного для достижения целей влиять на других людей, то есть лидера. Слово «лидер» в переводе из английского значит ведущий. Лидер - не просто лицо, которое имеет авторитет и доверие, это человек, за которым следуют люди.

Природа лидерства может быть лучше понятна, если ее сравнивать с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, в первую очередь полагается на должностную основу власти. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального влияния, а точнее взаимодействия в организации. Это более сложный процесс, который требует высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство, в отличии от управления, допускает наличие в организации последователей, а не просто подчиненных.

Отношения «начальник - подчиненный», которые характерны для традиционного взгляда на управление, меняются отношениями «лидер - последователь». Процесс влияния на людей с позиций о занятой должности называется формальным лидерством. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства[1].

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном соединении разных источников власти и направлен на побуждение людей к достижению общих целей[2].

Следовательно лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Эффективное лидерство подразумевает всесторонний самоанализ. Главными в работе лидера является власть и влияние.

Ситуационный подход к лидерству подразумевает разное поведение лидера в зависимости от ситуации - директивное и поддерживающее лидерство; лидерство направленное на успех и т.д. В теории менеджмента существует ряд моделей ситуативного лидерства, которые дополняют друг друга. Это модели Фидлера, Персея и Бланшарда, Пауза и Митчла, Врума - Йеттона- Яго.


В последнее время появилась новая концепция, которая объединяет все существуя модели, это - концепция атрибутивного лидерства. Она концентрируется на способности лидера создать новое виденье проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей, вызвать у них энтузиазм к действиям по достижению целей организации.

Лидерство - это не управление. Управление сосредоточивает внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Расхождение между лидером и менеджером доказывается по многим позициям (таблица 1).

Таблица 1

Отличия менеджера и лидера[3]

Менеджер

Лидер

Администратор
Поручает
Работает по целям других
План - основа действий
Полагается на систему
Использует доводы
Контролирует
Поддерживает движение
Профессиональный
Принимает решение
уважаемый
Разум организации

Инноватор
Вдохновляет
Работает по своим целям
Виденье - основа действий
Полагается на людей
Использует эмоции
Доверяет
Дает импульс движению
Энтузиаст
Превращает решение в реальность
Обожаемый
Душа организации

Очевидно, что на практике не наблюдается идеальный баланс этих двух типов отношений управления. Как показывает практика, значительная группа менеджеров во многом имеет лидерские качества, а обратный вариант встречается в реальной жизни редко.

1.2. Концепции лидерства

Традиция исследования лидерского поведения имеет давнюю историю. В большинстве случаев теории, объясняющие специфику лидерского поведения, носили рецептурный характер, т.е. они описывали идеал лидерского поведения и предлагали рекомендации, позволяющие достичь этого идеала. Именно к таким работам можно отнести легендарные книги «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы, «Князь» Макиавелли, «Искусство войны» Сунь Цзы и др.

Сегодня принято выделять следующие подходы к исследованию феномена лидерства:

теория личных черт;

поведенческий подход;

ситуационные теории лидерства.

Рассмотрим их более подробно, в таблице 2 указаны особенности каждого подхода.

Первый подход основан на позиции лидерских качеств, который получил название традиционного (или теория больших людей). Суть подхода заключается в том, что лидерами рождаются, а не становятся. В результате исследователи обнаружили достаточно большой перечень лидерских качеств, некоторые из них - это интеллект, образование, привлекательная внешность, честность, инициативность, уверенность в себе и тому подобное. В то же время, эта теория имеет определенные недостатки, а именно: перечень качеств не имеет конца, отсутствует тесная взаимосвязь между качествами лидера, сформирован окончательный портрет лидера. Этот подход стал своеобразным толчком к развитию других концепций.


Таблица 2

Подходы к исследованию феномена лидерства[4]

Подход

Основные представители

Описание

Теория личных черт

А. Файоль, М. Фоллет, О. Тид

Подход, в рамках которого исследовались отличительные черты реальных лидеров. Предполагалось, что лидером является человек, обладающий этими чертами. Этот подход сложился в 1940-х и продолжает активно развиваться до сегодняшнего дня. Ниже мы рассмотрим основные теории лидерских черт

Поведенческий подход

К. Левин, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Р. Блейк, Дж. Моутон

Подход, разрабатываемый в рамках школы поведенческих наук. В рамках этой школы утверждалось, что лидер отличается от других людей стилем собственного поведения. Исследования были направлены на определение стиля лидерского поведения

Ситуационные теории лидерства

Р. Стогдилл, А. Бевелас, Ф. Фидлер, В. Врум, П. Йетон, А. Джаго, Р. Хаус, Г. Митчел

Подход, в рамках которого утверждалось, что лидерство является комплексным феноменом, зависящим от многочисленных ситуационных факторов

Основным и самым важным является подход с точки зрения динамики поведения - это поведенческий подход. Он создал основу для классификации стилей руководства (демократический, авторитарный, либеральный) и стилей поведения. Согласно поведенческим подходом к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: статически (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ лидерского поведения). Поведенческий подход основывается на выводах, сделанных на базе наблюдений образов лидерского поведения. Данный подход обострил проблему изучения лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей к достижению целей организации. В то же время, его главный недостаток заключался в том, что существует только один стиль руководства. Вполне вероятно, что эффективность стиля зависит от характера руководителя и конкретной ситуации.

Третий подход к определению концепции лидерства - это концепция ситуационного лидерства. Наблюдения над тем, как те же лица в разных группах могут занимать различное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли, привели исследователей к выводу, что лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.


Несмотря на то, что каждый из рассмотренных подходов продолжает развиваться, в практике управления и формирования лидерского поведения следует использовать знания, полученные в рамках каждого подхода.

1.3. Модель «управленческой решетки»

Стиль управления - это стиль поведения руководителя относительно своих подчиненных, изменяющийся зависимо от ситуации, захватывает субъективно-психологические характеристики руководителя и является устремленным на достижение назначенных заданий. Поведение – это суммарность действий и поступков, образ жизни, обусловленные действия умение вести себя соответственно с определенными правилами[5].

Менеджмент и практическая психология заявляют о том, что для многих подчиненных при получении приказаний от менеджера большущее значение имеют следующие факторы: манера поведения руководителя, тон, конкретные слова. Весьма важно учитывать и подбирать роли, отвечающие профессиональности для любого сотрудника индивидуально. Из подобных факторов заключается конкретный стиль управления. Обычно, он подкреплен опытом, воспитанием системой ценностей руководителя, профессиональными знаниями, его темпераментом - всем, что определяет личность.

Каждый руководитель обязан быть психологом, ведь верно избранный стиль управления увеличивает качество и эффективность работы, сказывается на результатах работы коллектива. Поведение руководителя, его способность руководить подчиненными формирует здоровый климат в коллективе, содействует развитию творческой инициативы работников, а это в конечном результате дает не меньший производственный эффект, чем автоматизация труда.

Роль стилей управления велика, так как они воздействуют на показатели деятельности организации, на психологический климат в коллективе, исполнительную дисциплину.

На основании анализа литературных источников можно выделять главные черты стилей управления:

− гибкость (меняется в зависимости от ситуации);

− целенаправленность (направление на достижение конкретных производственных целей);

− субъективность (связана с действиями субъекта - человека, лица; отражает мысли, переживания только данного субъекта);

− адекватность ситуации (то есть используется в конкретной ситуации);

− объективность (существование вне человеческого сознания и независимо от него, независимо от воли, желаний человека. Все же стиль управления зависит от моральных норм, политических и социально-экономических факторов);


− динамичность (современная бизнес среда характеризуется неопределенностью и динамикой, потому довольно быстро могут меняться задание и приоритеты компании, при этом в соответствии меняются во времени стили управления);

− актуальность (значителен для данного времени);

− обосновываются на характере личности руководителя;

− стиль - это не врожденное качество, а формируется он в процессе деятельности и изменяется, его можно корректировать и развивать;

− предопределен культурными ценностями, традициями организации и тому подобное.

Искусство управления - это в конкретных пространственно-временных условиях и для подчиненной группы работников подобрать такой комплекс управленческих действий, который сможет обеспечить наибольшую эффективность работы группы.

При этом появляется вопрос о способности руководителя изменять свой стиль в зависимости от ситуации: возникает вопрос о факторах, формирующих стиль управления. И эти факторы можно разделить на:

  • объективные, независящие или мало зависящие от руководителя;
  • субъективные - зависящие от руководителя.

Объективные факторы можно поделить на общие и индивидуальные. К общим факторам можно отнести: социально-политические отношения в обществе, вид деятельности организации, стиль управления вышестоящего руководителя и особенности управляемого коллектива. К индивидуальным факторам относятся: социальное происхождение руководителя, полученное им воспитание, его темперамент и здоровье. К субъективным факторам можно отнести: потребности, удовлетворяющие человека, когда он становится руководителем, его знания, навыки управленческой деятельности, ценностные ориентации и характер[6].

Наиболее распространённой и объективной типологией стилей управления является классификация К.Левина.

Собственную классификацию стилей управления он рекомендовал ещё в 1938 г., когда менеджмент, как наука, лишь только начал свое развитие, а теории эффективного взаимодействия начальника и подчинённых глубоко еще не разрабатывались. Можно сказать, что почти все известные нам сегодня классификации управленческих стилей созданы на теории Курта Левина. На основании экспериментальных данных Левин определил три основных стиля:

- авторитарный (директивный);

-демократический (коллегиальный);

- нейтральный (попустительский).

Стили разнятся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений. Дадим краткую характеристику каждому из стилей.