Файл: Модель "управленческой решетки" как инструмент для лидерства в орагнизаии ООО «Меридиан».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Модель «управленческой решетки»
Глава 2. Исследование стиля руководства с использованием управленческой решетки в ООО «Меридиан»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Исследование лидерских качеств руководителя и стиля руководства
Прочной основой для реализации экономической политики Центра «Меридиан» являются реально созданные для этого организационные и материальные предпосылки:
-опытный и сплоченный трудовой коллектив профессионалов;
-качественное техническое оснащение комплекса, которое постоянно совершенствуется и поддерживается в непрерывном обслуживании;
- оздоровительный комплекс оснащен современным спортивным оборудованием при систематическом его обновлении.
Главной целью Центра «Меридиан» является удовлетворение потребностей жителей Москвы в качественно организованных занятиях спортом и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических программ дальнейшего развития учреждения, улучшение условий труда, участие в программах поддержки и развития спорта.
Общая численность сотрудников организации – 168 человек.
Организационная структура Центра «Меридиан» в соответствии с должностными инструкциями представлена на рисунке 2.
Директор
Технический директор
Главный бухгалтер
Комендант
Начальник отдела кадров
Начальник отдела по работе с посетителями
- Тренера
- Инструкторы
- Администраторы
-Слесари-сантехники
-Хлораторщики
- Слесари
- Сантехники
- Подсобные работники
- Технички
- Дворники
- Инспектор по кадрам
Рисунок 2. Организационная структура Центра «Меридиан»
Данному типу структуры соответствует функциональная структура. При функциональной структуре руководители функциональных подразделений специализируются в определенной области деятельности и отвечают за реализацию соответствующих функций, непосредственно дают распоряжения производственным подразделениям по вопросам, находящимся в их компетенции.
Данная организационная структура для компании является наиболее эффективной.
Функциональное разделение труда представлено в таблице 3.
Условные обозначения:
Р - руководит, С - согласовывает, И - исполняет, А - анализирует, О - организует, П - передает, получает информацию.
Таблица 3
Функциональное разделение труда в Центре «Меридиан»
Наименование функции |
Исполнители |
|||||
Директор |
Технический директор |
Нач. Отдела по работе с посетителями |
Нач. Отдела кадров |
Комендант |
Главный бухгалтер |
|
Техническое обеспечение деятельности |
Р |
И, С, О |
А, П |
П |
А, П |
А,П |
Обслуживание посетителей |
Р, А |
П |
И, С, О |
П |
П |
П |
Работа с кадрами |
Р, П |
П |
С,П |
И, С, О |
П |
А, П |
Чистота помещений |
А |
С, П |
А,П |
А, П |
И, С, О |
П |
Финансово-хозяйственный учет |
Р, П |
П |
П |
П |
П |
И, С, О |
В таблице 4 представлены данные о численности персонала в целом по Центру «Меридиан».
Таблица 4
Состав и структура персонала Центра «Меридиан» по категориям
Категории работников |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Отклонение 2016г. от 2015г. |
||||
чел. |
уд. вес |
чел. |
уд. вес |
чел. |
уд. вес |
+/ – |
% |
|
Руководители |
4 |
9,8 |
4 |
9,5 |
4 |
9,8 |
0 |
0,0 |
Специалисты |
19 |
46,3 |
20 |
47,6 |
21 |
51,2 |
1 |
5,0 |
Служащие |
4 |
9,8 |
4 |
9,5 |
3 |
7,3 |
-1 |
-25,0 |
Обслуживающий персонал |
8 |
19,5 |
8 |
19,0 |
7 |
17,1 |
-1 |
-12,5 |
Младший обслуживающий персонал |
6 |
14,6 |
6 |
14,3 |
6 |
14,6 |
0 |
0,0 |
Итого: |
41 |
100,0 |
42 |
100,0 |
41 |
100,0 |
-1 |
-2,4 |
На протяжении исследуемого периода численность персонала Центра «Меридиан» меняется незначительно. В 2015 году численность увеличилась на 1 чел., а в 2016 сократилась на 1 чел., сравнительно с 2015 г. Общая численность персонала за три года не изменилась.
Более половины всего персонала Центра «Меридиан» (51,2%) – специалисты. На долю руководителей приходится 10% сотрудников, обслуживающего персонала – 17%, младшего обслуживающего персонала – 6%, а служащих – 7%.
2.2 Исследование лидерских качеств руководителя и стиля руководства
На первой стадии исследования методом экспертных оценок поставлена задача определить стиль руководства генерального директора предприятия по методике Р. Блейка и Дж. Моутон.
Методика заключается из 18 утверждений, которые характеризуют управленческое поведение в 2 аспектах:
«Ориентация на задачу» (ось Х) и «Ориентация на персонал» (ось Y). Испытуемому (генеральному директору) необходимо выбрать, как каждая из черт проявляется в его деятельности: всегда, часто, иногда, редко, никогда.
Результаты тестирования директора ООО «Меридиан» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты тестирования директора ООО «Меридиан»
Ситуация |
Обработка |
|||||||
1 |
* |
Я действую как представитель своего коллектива |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
2 |
Я предоставляю членам коллектива свободу в выполнении работы |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
||
3 |
* |
Я поощряю применение стандартных приёмов в работе |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
4 |
Я разрешаю подчинённым решать задачи по их усмотрению |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 |
|
5 |
Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 |
|
6 |
Я предоставляю подчинённым возможность делать работу так, как они считают целесообразным |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 |
|
7 |
Я поддерживаю высокий темп работы |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 |
|
8 |
Я направляю помыслы людей на выполнение производственных заданий |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 |
|
9 |
* |
Я лично разрешаю конфликты в коллективе |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
10 |
* |
Я неохотно предоставляю подчинённым свободу действий |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 |
11 |
* |
Я решаю самостоятельно, что и как должно быть сделано |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
12 |
Я уделяю внимание производственным показателям |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 |
|
13 |
Я распределяю поручения исходя только из производственной целесообразности |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 |
|
14 |
Я способствую нововведениям в коллективе |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 |
|
15 |
* |
Я тщательно планирую работу в коллективе |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
16 |
* |
Я не объясняю подчинённым свои решения |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
17 |
* |
Я стараюсь убедить подчинённых в полезности моих действий |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
18 |
Я предоставляю подчинённым возможность установить свой режим работы |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 |
В графе «Обработка» поставлена «1» в строках, где есть «*» и ответы «Редко» или «Никогда». Затем поставлена «1» в строках, не отмеченных «*» и содержащих ответы «Всегда» или «Часто». Если ситуации 2,4,5,6,10,14,16,18 отмечены единицами, просуммированы единицы, результат поставлен в позицию «Внимание к людям». Просуммированы остальные единицы, сумма поставлена в позицию «Внимание к производству».
Полученная при пересечении точка поставлена на графике - решетке Блейка и Моутона (рис.3).
Рисунок 3. Управленческая решетка для директора ООО «Меридиан»
По результатам тестирования установлено, что стиль управления директора ООО «Меридиан» – «Управление организацией людей», т.е. адекватная организация работы через балансирование между необходимостью выполнения работы и удовлетворением необходимых моральных потребностей сотрудников.
На втором этапе исследования стиля управления в ООО «Меридиан» определены те параметры деятельности руководителя, отличие в которых отражается на его отношении к людям. С этой точки зрения представляется целесообразным выделить следующие параметры управленческой деятельности:
1) выработка управленческих решений, при этом сюда входят как процессы обеспечения руководителя информацией, так и непосредственная выработка и оценка альтернатив;
2) непосредственное принятие решений;
3) ответственность за результат, который получается;
4) контроль деятельности руководителя со стороны подчиненных (таблица 6).
Таблица 6
Классификация стилей управления и определения его вида в ООО «Меридиан»
Разработка решений |
Принятие решений |
Ответственность |
Контроль за деятельностью руководителя |
Стиль управления |
Директор |
Директор |
Директор |
Отсутствует |
Авторитарный |
Коллектив |
Директор |
Директор |
Присутствует |
Демократичный |
Коллектив |
Коллектив |
Директор |
Присутствует |
Либеральный |
Коллектив |
Коллектив |
Коллектив |
Отсутствует |
Анархичный |
Из таблицы 6 видим, что управляющему магазином ООО «Меридиан» свойственный авторитарный стиль управления.
На основании проведенного исследования системы управления ООО «Меридиан» сделан вывод о ее бюрократичности, отсутствие характерных признаков адаптивного управления. А именно:
1. Генеральный директор в ООО «Меридиан» не пытается максимально учитывать индивидуальность личности, не реагирует на социокультурные изменения среды, двусторонняя стратегия не используется.
2. В ООО «Меридиан» все бизнес-процессы регламентированы, круг заданий и обязанностей контролируется согласно должностных инструкций.
3. Используется авторитарный стиль управления, который характеризуется:
1) большой концентрацией власти в руках руководителя;
2) исключения механизма саморегуляции процесса управления путем присвоения себе права общего контроля;
3) высокой мерой регламентации деятельности подчиненных;
4) отстранением подчиненных от процесса выработки решений;
5) моральным давлением на подчиненных методом прямых угроз в их адрес;
6) требованием неуклонного соблюдения или собственных распоряжений или разных инструкций и правил.
Руководителям с таким стилем управления как у директора ООО «Меридиан» свойственны завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, тотальный контроль за работой подчиненных и их действий.
Стиль управления и уровень лидерских качества существенно влияет эффективность кадровой политики и удовлетворенность работников работой в ООО «Меридиан».
Для оценки эффективности кадровой политики целесообразно проанализировать текучесть персонала.
Проанализируем движение персонала ООО «Меридиан» за 2014-2016 года в Таблице 7.
Таблица 7
Анализ показателей текучести персонала ООО «Меридиан» в 2014-2016 гг.
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение по сравнению с предыдущим годом |
|
в 2015 г. |
в 2016 г. |
||||
Численность на начало года, чел. |
118 |
122 |
126 |
4 |
4 |
Численность на конец года, чел. |
122 |
126 |
124 |
4 |
-2 |
Среднегодовая численность, чел. |
120 |
124 |
125 |
4 |
1 |
Принято за год, чел. |
28 |
30 |
28 |
2 |
-2 |
Уволено за год, чел. |
24 |
26 |
30 |
2 |
4 |
Общий оборот, % |
43,3 |
45,2 |
46,4 |
1,8 |
1,2 |
Оборот по приему, % |
23,3 |
24,2 |
22,4 |
0,9 |
-1,8 |
Оборот по выбытию, % |
20 |
21 |
24 |
1 |
3 |
Текучесть персонала, % |
15,0 |
16,1 |
16,8 |
1,1 |
0,7 |
Восполнение, % |
116,7 |
115,4 |
93,3 |
-1,3 |
-22,1 |
Постоянство кадров, % |
77 |
76,2 |
77,4 |
-0,9 |
1,2 |