Файл: Модель "управленческой решетки" как инструмент для лидерства в орагнизаии ООО «Меридиан».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прочной основой для реализации экономической политики Центра «Меридиан» являются реально созданные для этого организационные и материальные предпосылки:

-опытный и сплоченный трудовой коллектив профессионалов;

-качественное техническое оснащение комплекса, которое постоянно совершенствуется и поддерживается в непрерывном обслуживании;

- оздоровительный комплекс оснащен современным спортивным оборудованием при систематическом его обновлении.

Главной целью Центра «Меридиан» является удовлетворение потребностей жителей Москвы в качественно организованных занятиях спортом и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических программ дальнейшего развития учреждения, улучшение условий труда, участие в программах поддержки и развития спорта.

Общая численность сотрудников организации – 168 человек.

Организационная структура Центра «Меридиан» в соответствии с должностными инструкциями представлена на рисунке 2.

Директор

Технический директор

Главный бухгалтер

Комендант

Начальник отдела кадров

Начальник отдела по работе с посетителями

- Тренера

- Инструкторы

- Администраторы

-Слесари-сантехники

-Хлораторщики

- Слесари

- Сантехники

- Подсобные работники

- Технички

- Дворники

- Инспектор по кадрам

Рисунок 2. Организационная структура Центра «Меридиан»

Данному типу структуры соответствует функциональная структура. При функциональной структуре руководители функциональных подразделений специализируются в определенной области деятельности и отвечают за реализацию соответствующих функций, непосредственно дают распоряжения производственным подразделениям по вопросам, находящимся в их компетенции.

Данная организационная структура для компании является наиболее эффективной.

Функциональное разделение труда представлено в таблице 3.

Условные обозначения:

Р - руководит, С - согласовывает, И - исполняет, А - анализирует, О - организует, П - передает, получает информацию.

Таблица 3

Функциональное разделение труда в Центре «Меридиан»

Наименование функции

Исполнители

Директор

Технический директор

Нач. Отдела по работе с посетителями

Нач. Отдела кадров

Комендант

Главный бухгалтер

Техническое обеспечение деятельности

Р

И, С, О

А, П 

П 

А, П

А,П

Обслуживание посетителей

Р, А

П

И, С, О 

П 

П

П

Работа с кадрами

Р, П

П

С,П

И, С, О

П

А, П

Чистота помещений

А

С, П 

А,П

А, П

И, С, О

П

Финансово-хозяйственный учет

Р, П

П

П

П

П

И, С, О


В таблице 4 представлены данные о численности персонала в целом по Центру «Меридиан».

Таблица 4

Состав и структура персонала Центра «Меридиан» по категориям

Категории работников

2014 год

2015 год

2016 год

Отклонение 2016г. от 2015г.

чел.

уд. вес

чел.

уд. вес

чел.

уд. вес

+/ –

%

Руководители

4

9,8

4

9,5

4

9,8

0

0,0

Специалисты

19

46,3

20

47,6

21

51,2

1

5,0

Служащие

4

9,8

4

9,5

3

7,3

-1

-25,0

Обслуживающий персонал

8

19,5

8

19,0

7

17,1

-1

-12,5

Младший обслуживающий персонал

6

14,6

6

14,3

6

14,6

0

0,0

Итого:

41

100,0

42

100,0

41

100,0

-1

-2,4

На протяжении исследуемого периода численность персонала Центра «Меридиан» меняется незначительно. В 2015 году численность увеличилась на 1 чел., а в 2016 сократилась на 1 чел., сравнительно с 2015 г. Общая численность персонала за три года не изменилась.

Более половины всего персонала Центра «Меридиан» (51,2%) – специалисты. На долю руководителей приходится 10% сотрудников, обслуживающего персонала – 17%, младшего обслуживающего персонала – 6%, а служащих – 7%.

2.2 Исследование лидерских качеств руководителя и стиля руководства

На первой стадии исследования методом экспертных оценок поставлена задача определить стиль руководства генерального директора предприятия по методике Р. Блейка и Дж. Моутон.


Методика заключается из 18 утверждений, которые характеризуют управленческое поведение в 2 аспектах:

«Ориентация на задачу» (ось Х) и «Ориентация на персонал» (ось Y). Испытуемому (генеральному директору) необходимо выбрать, как каждая из черт проявляется в его деятельности: всегда, часто, иногда, редко, никогда.

Результаты тестирования директора ООО «Меридиан» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты тестирования директора ООО «Меридиан»

Ситуация

Обработка

1

*

Я действую как представитель своего коллектива

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

2

Я предоставляю членам коллектива свободу в выполнении работы

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

3

*

Я поощряю применение стандартных приёмов в работе

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

4

Я разрешаю подчинённым решать задачи по их усмотрению

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

5

Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

6

Я предоставляю подчинённым возможность делать работу так, как они считают целесообразным

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

7

Я поддерживаю высокий темп работы

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

8

Я направляю помыслы людей на выполнение производственных заданий

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

9

*

Я лично разрешаю конфликты в коллективе

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

10

*

Я неохотно предоставляю подчинённым свободу действий

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

11

*

Я решаю самостоятельно, что и как должно быть сделано

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

12

Я уделяю внимание производственным показателям

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

13

Я распределяю поручения исходя только из производственной целесообразности

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

14

Я способствую нововведениям в коллективе

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

15

*

Я тщательно планирую работу в коллективе

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

16

*

Я не объясняю подчинённым свои решения

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

17

*

Я стараюсь убедить подчинённых в полезности моих действий

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

18

Я предоставляю подчинённым возможность установить свой режим работы

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1


В графе «Обработка» поставлена «1» в строках, где есть «*» и ответы «Редко» или «Никогда». Затем поставлена «1» в строках, не отмеченных «*» и содержащих ответы «Всегда» или «Часто». Если ситуации 2,4,5,6,10,14,16,18 отмечены единицами, просуммированы единицы, результат поставлен в позицию «Внимание к людям». Просуммированы остальные единицы, сумма поставлена в позицию «Внимание к производству».

Полученная при пересечении точка поставлена на графике - решетке Блейка и Моутона (рис.3).

Рисунок 3. Управленческая решетка для директора ООО «Меридиан»

По результатам тестирования установлено, что стиль управления директора ООО «Меридиан» – «Управление организацией людей», т.е. адекватная организация работы через балансирование между необходимостью выполнения работы и удовлетворением необходимых моральных потребностей сотрудников.

На втором этапе исследования стиля управления в ООО «Меридиан» определены те параметры деятельности руководителя, отличие в которых отражается на его отношении к людям. С этой точки зрения представляется целесообразным выделить следующие параметры управленческой деятельности:

1) выработка управленческих решений, при этом сюда входят как процессы обеспечения руководителя информацией, так и непосредственная выработка и оценка альтернатив;

2) непосредственное принятие решений;

3) ответственность за результат, который получается;

4) контроль деятельности руководителя со стороны подчиненных (таблица 6).

Таблица 6

Классификация стилей управления и определения его вида в ООО «Меридиан»

Разработка решений

Принятие решений

Ответственность

Контроль за деятельностью руководителя

Стиль управления

Директор

Директор

Директор

Отсутствует

Авторитарный

Коллектив

Директор

Директор

Присутствует

Демократичный

Коллектив

Коллектив

Директор

Присутствует

Либеральный

Коллектив

Коллектив

Коллектив

Отсутствует

Анархичный

Из таблицы 6 видим, что управляющему магазином ООО «Меридиан» свойственный авторитарный стиль управления.


На основании проведенного исследования системы управления ООО «Меридиан» сделан вывод о ее бюрократичности, отсутствие характерных признаков адаптивного управления. А именно:

1. Генеральный директор в ООО «Меридиан» не пытается максимально учитывать индивидуальность личности, не реагирует на социокультурные изменения среды, двусторонняя стратегия не используется.

2. В ООО «Меридиан» все бизнес-процессы регламентированы, круг заданий и обязанностей контролируется согласно должностных инструкций.

3. Используется авторитарный стиль управления, который характеризуется:

1) большой концентрацией власти в руках руководителя;

2) исключения механизма саморегуляции процесса управления путем присвоения себе права общего контроля;

3) высокой мерой регламентации деятельности подчиненных;

4) отстранением подчиненных от процесса выработки решений;

5) моральным давлением на подчиненных методом прямых угроз в их адрес;

6) требованием неуклонного соблюдения или собственных распоряжений или разных инструкций и правил.

Руководителям с таким стилем управления как у директора ООО «Меридиан» свойственны завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, тотальный контроль за работой подчиненных и их действий.

Стиль управления и уровень лидерских качества существенно влияет эффективность кадровой политики и удовлетворенность работников работой в ООО «Меридиан».

Для оценки эффективности кадровой политики целесообразно проанализировать текучесть персонала.

Проанализируем движение персонала ООО «Меридиан» за 2014-2016 года в Таблице 7.

Таблица 7

Анализ показателей текучести персонала ООО «Меридиан» в 2014-2016 гг.

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Изменение по сравнению с предыдущим годом

в 2015 г.

в 2016 г.

Численность на начало года, чел.

118

122

126

4

4

Численность на конец года, чел.

122

126

124

4

-2

Среднегодовая численность, чел.

120

124

125

4

1

Принято за год, чел.

28

30

28

2

-2

Уволено за год, чел.

24

26

30

2

4

Общий оборот, %

43,3

45,2

46,4

1,8

1,2

Оборот по приему, %

23,3

24,2

22,4

0,9

-1,8

Оборот по выбытию, %

20

21

24

1

3

Текучесть персонала, %

15,0

16,1

16,8

1,1

0,7

Восполнение, %

116,7

115,4

93,3

-1,3

-22,1

Постоянство кадров, %

77

76,2

77,4

-0,9

1,2