Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
Введение
Современные ученые по-разному дают определение организационной коммуникации, начиная от «социального клея», помогающего организации быть сплоченной и целостной, и до «сущности организации».
В процессе собственной трудовой или же учебной деятельности люди вступают во взаимодействие, которое считается неотъемлемым атрибутом любого производственного или учебного процесса.
Результат взаимодействия людей проявляется в их взаимоотношениях друг с другом, в социально-психологическом климате, в удовлетворенности потребностей в общении, в привлекательности деятельности и культуры организации.
Именно коммуникация формирует целостность организации.
Известный теоретик менеджмента Ч.Барнанд говорил:
«Структура, обширность и сфера
деятельности организации
почти всецело определяется
техникой коммуникации».
Действительно, управленцы 80% своего времени посвящают каким-либо формам общения: им приходится разговаривать, слушать других, писать или читать материал, подготовленный другими.
В данной работе определим, что же такое коммуникация.
1. Основы коммуникации
Коммуникация в организации — это процесс общения, информационные взаимодействия, в которые люди вступают и которые поддерживают при выполнении собственных функциональных обязанностей или же должностных функций.
Ко учреждениям во презентованном случае принадлежат обычные тренировочные заведения разнообразные торговые также городские компании, во этом числе административные также общественно-политические текстуры.
Во психологии установлено именовать лица, передающего сведение (информация), коммуникатором, но этого, кто именно берет на себя сведение либо в кого как оказалось воздействие - реципиентом.
Исследования показывают, что от 50 до 90% рабочего времени менеджера приходится на коммуникацию.
При этом 85% японских, 73% американских и 63% английских менеджеров считают коммуникативную некомпетентность основным препятствием на пути повышения эффективности деятельности организации.
Коммуникация людей в организациях — это их взаимодействие друг с другом преимущественно с целью:
- Получения или сообщения информации, необходимой для качественного выполнения функциональных и должностных обязанностей;
- Собственно воздействия, т. е. управления поведением людей, их состоянием и отношением к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации;
- Удовлетворения потребности в общении.
В целом связь в каждой компании предполагает собою целостность 2-ух взаимозависимых нюансов: коммуникации равно как текстуры сформировавшихся обычаев, общепризнанных мерок также стандартов коммуникативного влияния, полиадельфит.
Компонента культуры компании, также коммуникации равно как динамического хода, равно как компонента высококлассной работы людишек также их отношений.
Рассмотрение коммуникации как структуры взаимодействия персонала принципиально для осознания всего вероятного диапазона его осуществления: от повсеместного контроля и регламентации, до стихийно складывающихся взаимодействий людей в организации.
Коммуникация как структура в значительной степени опосредуется технологией производства, материально-техническим, сбытовым, финансовыми и прочими особенностями организации.
Научное осмысление этого факта привело к возникновению в менеджменте логистики и реинжиниринга корпорации, новым и высокоэффективным технологиям управления информационными и коммуникативными потоками в организации.
1.1 Способы коммуникации
- Разговорный (устный, вербальный);
- Письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);
- Невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения)
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический.
Речь является наиболее универсальным средством коммуникации, потому что при передаче информации при поддержке речи наименее всего теряется смысл сообщения.
Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
Известно, что использованию речи сопутствуют процессы, препятствующие достижению взаимопонимания: возможность использования двух типов значений:
Денотативных (формальные определения, дефиниции: «молоток» - инструмент для забивания гвоздей) и коннотативных (связанных с эмоциональными ассоциациями: «молоток» - нечто тяжелое, холодное);
Полисемия (многозначное толкование одного и того же слова) и синонимия (использование разных слов для обозначения одного и того же явления).
Обмен информацией вероятен не только при помощи речи, но и посредством других знаковых систем, которые в собственной совокупности составляют средства невербальной коммуникации.
В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации.
Основные из них следующие:
1. Оптико - кинетическая;
2. Пара и экстралингвистическая;
3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса;
4. Визуальный контакт.
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико - кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
В целом оптико - кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).
Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (иногда обозначаемая как просодика) представляет собой также «добавку» к вербальной коммуникации.
Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.
Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности).
Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека.
Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. паузы, например, подчеркивают особую значительность предлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст.
Все эти проявления увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.
Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом.
В настоящее время проблемы проксемики включены в особую область психологии, получившую название «экологическая психология» или «психология среды».
Среди прочих проблем здесь изучаются нормы оптимального расположения партнеров по коммуникации, приближения к собеседнику, особенности «персонального пространства» и др.
Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», или визуальное общение.
Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия – движением глаз.
В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.
Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр.
Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.
И так же, как другие средства невербальной коммуникации, его проявления варьируются в различных культурах.
Так, мера допустимости пристального взора – «глаза в глаза» - различается, например, в Великобритании и Японии, различное значение придается такому явлению, как мигание.
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть, как определенный код.
Как уже отмечалось, всякая информация должна кодироваться, при чем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса.
Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы другой партнер по общению владел этим же самым кодом.
В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
1.2 Коммуникативные барьеры
Коммуникативные барьеры – это форма психологической защиты.
То есть, коммуникативные барьеры как бы защищают нас от постороннего психического воздействия, возникающего в процессе обмена информацией между участниками общения.
Коммуникационные барьеры – это все факторы, которые способствуют искажению или потери сообщений.
Специалисты выделяют следующие виды коммуникационных барьеров.
1 . Межличностные барьеры.
К ним относят:
а) Барьеры восприятия-люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее.
Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание.
Возникают так называемые барьеры восприятия.
Это первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.); предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);
- стереотипы;
- эффект проекций.
Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник;
- эффект порядка.
При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.
б) Семантические барьеры - возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи).
Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии.
Семантика - наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста.
Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих личность, например, порядочность), так и словосочетаний ("как можно скорее", "как только представится возможность").
в) Невербальные преграды - мимика, позы, экспрессия движений и т.п.
Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций.
Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.
Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%.
К невербальным барьерам коммуникаций относят:
- визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног и т. д., поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);
- акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);