Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Сущность и функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговый кодекс состоит из двух частей — общей и специаль­ной. В общей части, которую называют первой частью НК РФ, устанавливаются виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изме­нения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, вве­дения в действие и прекращения действия ранее введен­ных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налого­плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответствен­ность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездей­ствия) и их должностных лиц [6, с.175-176].

Вторая или специальная часть Налогового кодекса раскрывает вопросы конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов. Нашли отражение и такие элементы налоговой системы как применение специальных режимов налогообложения.

Законодательство субъектов федерации и нормативно-правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах должны быть приняты в соответствии с Налоговым кодексом РФ [9, с.144].

В соответствии с налоговым законодательством в Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина [4, с.107-109].

Региональные налоги включают:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес:
  • транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц:
  • торговый сбор [4, с. 109].

Федеральными называются налоги и сборы, которые установ­лены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги вводятся в действие и прекращают действо­вать также в соответствии с НК РФ.

Региональными называются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Эти налоги вводятся в действие и прекра­щают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федера­ции о налогах.


Местными налогами называются налоги, которые установле­ны НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образова­ний. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и норма ж иными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах [8, с. 28].

В НК РФ установлены, так называемые, специальные режимы, которые предусматривают налоги, не указанные в составе феде­ральных, peгиональных и местных налогов. В этих налоговых режимах определяется порядок их установления, ввода в действие и применения налогов, а также освобождения от обязанностей по уп­лате отдельных федеральных, региональных и местных налогов. По существу, большинство из этих специальных режимов представляют собой льготные режимы налогообложения [8, с. 28-29].

К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог):
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения.

В совокупности федеральные, региональные, местные нaлoги и сборы, а также специальные налоговые режимы образую систему налогообложения Российской Федерации [4, с.110].

Определение и четкое формулирование целей налогообложения во многом обеспечивает реализацию принципов налогообложения. Само слово «принцип» переводится с латинского (principium) как основа, первоначало чего-либо. Под принципами налогообложения «понимаются основные исходные положения системы налогообложения». Принцип налогообложения может быть определен как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства [4, с.117].

Налоговые системы многих зарубежных стран скла­дывались на протяжении многих десятилетий, и по струк­туре налогов, методам их взимания они имеют существен­ные различия. Принципы построения налоговых систем зависят, как правило, от экономической направленности развития той или иной страны, но имеют ряд общих черт. Россия, так же, как и большинство зарубежных стран, пы­тается найти пути увеличения налоговых доходов государ­ства. Для достижения этой цели необходимо соблюдать принципы построения налоговой системы, являющиеся основополагающими в ряде развитых стран и показавшие свою эффективность [6, с.143].


Налоговая система Российской Федерации в настоящее время основана на следующих принципах:

  • принцип единства налоговой системы: единое налоговое законодательство на территории государства, единство правил налогообложения, финансовой, в том числе налоговой, политики и т.д.;
  • принцип подвижности: он говорит о том, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени;
  • принцип стабильности: согласно ему, налоговая система должна действовать в течение ряда лет до налоговой реформы;
  • принцип множественности налогов: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения;
  • принцип однократности налогообложения: данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период налогообложения;
  • принцип равенства и справедливости: в Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, нe допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин [4, с.119-120].

Налоговая система, которая построена на данных принципах, призвана создавать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов, стимулировать деятельность предпринимателей и трудовую активность населения, обеспечить рост и укрепление доходной базы государственного бюджета [4, с.120].

Таким образом, из всего выше сказанного можно делать следующие выводы:

Появление налогов связано с возникновением государства, которые являются одним из источников его дохода. Благодаря налогам идёт пополнение бюджета страны, от которого зависит её развитие. Финансовые ресурсы государства направляются на реализацию государственных функций: социальных, оборонных, экологических и др.

Налоговая система Российской Федерации делится на три уровня налогов: федеральные, региональные и местные налоги. Для каждого налога существуют свои налоговые ставки, налоговый период и налоговая база.

Законодательство Российской Федерации включает в себя Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах, которые регулируют налоговую систему России. В зависимости от того, насколько будет эффективна налоговая система государства, настолько же будет эффективно функционирование страны в целом.


2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Недостатки налоговой системы России

Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов [2, с. 317].

За последние 20 лет налоговая система Российской Федерации постоянно изменялась под влиянием множества факторов и условий, таких как социально-экономических, так и политических [7, с. 240]. Основными направлениями развития налоговой системы и совершенствования налоговой политики РФ в настоящее время являются:

  • поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;
  • совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;
  • совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
  • развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях [5, с. 3].

Хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих налоговой системы Российской Федерации — ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. [7, с. 240]. Налоговая политика, с одной стороны, была направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста [5, с. 3]. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них — отрицательные [7, с. 240].

Ряд недостатков налоговой системы России:

− отсутствие стабильности в проводимой налоговой системе;

Из-за большого количества видов налогов существует проблема запутанности и противоречивости нормативной базы налогов, к которым по сей день периодически вносятся изменения и поправки. Это приводит к неустойчивому положению экономики страны, а также к ошибкам при отчислении налогов, за которые предприятиям приходится платить пени за несвоевременную уплату налога;


− устранение дефицита бюджета способом изъятия доходов с предприятий;

Такой метод «борьбы» с дефицитом бюджета вызывает банкротство и убыточность у предприятий, т. к. чтобы не платить высокие налоги — пропадает стимул зарабатывать больше. В связи с этим, растут цены на товары и услуги, следовательно, такая тенденция убивает конкуренцию и тормозит развитие торговли.

− система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества;

Налоговая система должна обеспечивать социальное равновесие в обществе. О его отсутствии в нашей системе можно судить по сильно выраженному социальному расслоению в сфере доходов. Это весьма значительный недостаток нашей далеко не совершенной системы [2, с. 317].

− чрезмерное налоговое бремя, которое несут налогоплательщики [2, с.  317];

Сравнивать систему налогов, применяемых в России, следует с соседними странами, включая страны, входящие в ЕАЭС. В первую очередь, это Республика Казахстан, которая в последние годы (и даже в 2015 кризисном году) имела более высокие темпы роста экономики по сравнению с Россией. Казахстанская система налогов в лучшую сторону для налогоплательщика отличается от российской. Так, согласно Налогового кодекса Республики Казахстан:

  • ставка НДС в Казахстане составляет всего 12 % (в России ставка НДС  - 18 % и 10 % (на некоторые виды товаров));
  • ставка корпоративного подоходного налога (аналога налога на прибыль) такая же как в России 20 %;
  • ставка индивидуального подоходного налога 10 % (аналог НДФЛ в России – 13%);
  • индивидуальный подоходный налог, взимаемый с дивидендов, имеет ставку всего 5 % (в России с 2015 года он с 9 % повышен до 13 %, что никоим образом позитивно рассматривать нельзя);
  • ставки социального налога и страховых взносов в Казахстане также ниже, чем в России [11, с. 311].

− чрезмерное распространение налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета [2, с. 317];

Данное обстоятельство провоцирует налогоплательщиков на осуществление коррупционных мер. И, как следствие, к уклонению от уплаты налогов и сборов. Практика подтверждает, что неопределенность федеральных налогов, сборов и несправедливое налогообложение наиболее часто становятся основными причинами налоговых нарушений. При внедрении в практическую деятельность любой льготы надо учитывать потерю доходов бюджета, и обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды. Стратегия действующей налоговой политики направлена на проведение анализа применения налоговых льгот по всем налогам. Целесообразно эффективно применять налоговые льготы в экономической системе общества с учетом интересов обоих сторон – государства и налогоплательщика. Сегодня нет достоверных данных, которые позволяли бы принимать объективное решение при использовании налоговых льгот [3, с. 43-44].