Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Сущность и функции налогов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность и функции налогов
1.2. Налоговая система государства
Понятие и структура налоговой системы
1.3. Налоговая система Российской Федерации
2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Недостатки налоговой системы России
В мировой практике выделяют следующие базисные модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов:
- англосаксонская, ориентированная на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна (США, Австралия, Великобритания, Канада);
- евроконтинентальная, имеющая высокий удельный вес отчислений на социальное страхование и косвенных налогов (Германия, Франция, Австрия, Бельгия);
- латиноамериканская, характеризуемая значительным количеством косвенных налогов, используемых в качестве финансового инструмента защиты бюджета от инфляции (Чили, Боливия);
- смешанная, направленная на сочетание черт других моделей, ее основное назначение состоит в диверсификации структуры доходов, стремлении избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов (Российская Федерация) [1, с.50].
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых на определенной территории, построенная на единых принципах, имеющая единые цели и задачи. Она является подсистемой общегосударственных финансов, которая входит составной частью в экономическую систему государства [9, с. 40].
Налоговая система является частью финансовой системы и может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии [6, с.128].
Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами:
- уровнем экономического развития;
- общественно-экономическим устройством общества;
- господствующей в обществе экономической доктриной;
- государственным устройством общества (унитарное или федеративное);
- историческим развитием налоговой системы [6, с.129].
Безусловно, налоговые системы разных стран различаются, ибо они исторически складывались под влиянием неодинаковых экономических, политических и социальных условий. Отличия заключаются в составе применяемых налогов и сборов, их структуре, способах взимания, уровнях ставок, расчётах налоговой базы, составе и порядке предоставления льгот, фискальных полномочий различных уровней власти, законодательных процедур налогообложения и, наконец, приверженности государственной власти той или иной концепции экономического развития и регулирования. Вместе с тем, есть черты, общие свойства которых присущи налоговым системам в целом. Таковыми являются:
- направленность налогообложения на увеличение доходов государства и обеспечение сбалансированности бюджета;
- приверженность общепринятым принципам экономической теории о равенстве и справедливости и эффективности налоговых платежей;
- устранение двойного обложения на разных стадиях продвижения товаров или разных уровнях административного управления;
- ориентация налоговых льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискальной политики [6, с.129-130].
Налоговая система состоит из следующих элементов:
- системы налогов и сборов;
- системы налогового законодательства;
- системы органов, осуществляющих налоговый контроль [9, с. 40].
Система налогов и сборов. Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации — группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект — налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др. [6, с.131-132].
Для характеристики системы налогов и сборов используются следующие показатели:
- величина налогового бремени;
- соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли;
- соотношение прямых и косвенных налогов.
Показатель величины налогового бремени на налогоплательщика является главной характеристикой качества налоговой системы. Необходимо отметить, что в настоящее время не определен постоянный и точный показатель уровня налогового бремени, применимый для всех стран. Это обусловлено различиями финансового состояния налогоплательщиков в конкретной стране, состоянием экономики данной страны в целом. Вместе с тем, мировой опыт налогообложения свидетельствует, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% дохода — та черта, за пределами которой начинается подрыв стимулов к осуществлению предпринимательской деятельности [9, с. 41].
Для характеристики налоговой системы используется также соотношение между прямыми и косвенными налогами. Как показывает практика стран с рыночной экономикой, данное соотношение зависит от двух решающих факторов: жизненного уровня основной массы населения страны и сложившихся стереотипов в отношении тех или иных налогов. Низкий уровень жизни населения (обычно измеряется объемом валового национального продукта на душу населения) объективно ограничивает масштабы прямых налоговых изъятий. Такая закономерность в настоящее время особо отчетливо проявляется в развивающихся странах, в налоговых системах которых преобладающее значение имеют косвенные налоги на потребление.
Причинами такой закономерности является, с одной стороны, относительная легкость получения косвенных налогов в этих странах ввиду слабого развития их экономик. С другой стороны, крайне низкий уровень жизни основной массы населения создает серьезные препятствия в сборе прямых налогов. Что касается налогов с предпринимательства, то трудности возникают ввиду огромного числа трудноохватываемых налогами мелкого, часто ремесленного производства, и незначительной части крупного предпринимательства [9, с. 42-43].
Налоговое законодательство государства. Налоговое законодательство составляет фундамент налоговой системы. Место налогового законодательства в системе финансового законодательства определяется тем значением, которое налоговые поступления занимают в доходах бюджета. Законодательством большинства стран предусматривается, что налог может быть установлен, изменен или отменен только на основании закона. В основном законе этих стран — Конституции — закреплена законодательная форма налогообложения, обязательность налогов для населения, юридическое равенство граждан перед налоговым законом и принцип справедливости налогообложения [9, с.43]. Налоговое законодательство в широком смысле — это совокупность налоговых законов и подзаконных актов (актов делегированного законодательства, актов главы государства и правительства, нормативно-правовых актов органов государственного управления в области финансов, например, министерства финансов, федеральной налоговой службы и т.д.). Налоговое законодательство в узком смысле — это совокупность принятых в государстве налоговых законов:
- обладающих универсальным характером (кодексов). Например, Общий кодекс о налогах Франции, отдельные главы первой части Налогового кодекса Российской Федерации;
- устанавливающих, изменяющих и упраздняющих отдельные виды налогов. Например, Закон ФРГ «О подоходном налоге», отдельные главы второй части Налогового кодекса Российской Федерации;
- определяющих элементы налогообложения, понятие и общие принципы налоговой системы. Например, Общий налоговый закон Испании от 28.12.1963 г. № 230/6311, отдельные главы первой части Налогового кодекса Российской Федерации;
- регулирующих налоговые отношения центральных и региональных органов власти. Например, Закон Испании от 29.12.1983 г. № 311 «О порядке уступки государственных налогов автономным областям» [6, с. 139-140].
Законодательством о налогах и сборах регулируются не только отношения по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, но и отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [9, с. 43-44].
Система органов, осуществляющих налоговый контроль. Система органов, которые осуществляют налоговый контроль, представляет собой систему государственных органов управления налогообложением и состоит из:
- налоговых органов, специально создаваемых государственных органов, наделенных полномочиями в сфере взимания налогов и налогового контроля;
- других органов государства, вовлекаемых в отдельные процессы налогообложения [9, с. 45].
Налоговый контроль определяют как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и т.д., а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов: учет объектов налогообложения, соблюдение сроков уплаты налогов и сборов, правильность исчисления сумм налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д. В узком смысле под налоговым контролем понимается проведение налоговых проверок уполномоченными органами [6, с.141].
В большинстве стран налоговые органы являются, как правило, составной частью Министерства финансов. Однако это не исключает их некоторую автономность в осуществлении своих функций. Налоговые органы имеют определенную структуру, которая зависит от двух факторов: типа государственного устройства и степени обособленности налоговых органов. Внутренняя структура налоговых органов зависит от типа организационной структуры. Различают три типа организационной структуры налоговых органов:
- по видам налогов;
- по видам выполняемых функций;
- по видам налогоплательщиков.
К другим органам государства, вовлеченным в отдельные процессы управления налогообложением, относятся все органы законодательной и исполнительной власти, суды, правоохранительные органы. Их деятельность также является частью процесса управления налогообложением, в результате которого деятельность налоговых органов координируется с деятельностью государства в целом [9, с. 45].
В 2000 г. в научный, деловой и политический оборот введено понятие «налоговое администрирование», которое является своего рода российской новацией, внесенной в теорию и методологию управления налоговой системой.
Налоговое администрирование — система мер, направленных на обеспечение реализации актов законодательства о налогах и сборах специально уполномоченными органами власти посредством административных, организационных и иных методов [6, с.142].
Выделяют четыре основные функции, присущие налоговому администрированию: планирование, контролирование, регулирование и принуждение. Каждой функции свойственны свои совокупности способов, приемов и методов достижения поставленных перед нею целей. Благодаря выполняемым функциям, налоговое администрирование служит частью налогового механизма страны, которая приводит его в действие. На современном этапе развития общества недостаточно принять какой-либо закон, вместе с этим необходимо разработать механизм его реализации, предусмотреть административные ресурсы исполнения контроля, только в этом случае принятый закон начнет исполняться [4, с.125].
Основной особенностью налогового администрирования является то, что оно служит комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов в целях исполнения доходной части бюджетов различных уровней.
Налоговое администрирование направленно на создание комфортной налоговой системы в мобильной форме, представленной в виде гибкого механизма, который способен оперативно реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения. Эта комплексная система направлена на повышение эффективности совокупности норм и правил, регламентирующих налоговые действия, обеспечивающих стабильное поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации. Недостатки налогового администрирования приводят к снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, усугубляют социальную напряженность в обществе, создавая ощущение несправедливости налогообложения. Поэтому сегодня существует необходимость в совершенствовании системы налогового администрирования, для улучшения работы всей налоговой системы [4, с.126].
Классификация налогов
Значительное место в теории налогов уделено вопросу их классификации.
Классификация налогов - это систематизированная группировка налогов в соответствии с однородными признаками. Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении всей истории развития податных систем стран мира.