Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Сущность и функции налогов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность и функции налогов
1.2. Налоговая система государства
Понятие и структура налоговой системы
1.3. Налоговая система Российской Федерации
2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Недостатки налоговой системы России
Классификация налогов преследует не только теоретические (установить их различия и сходства, преимущества и недостатки), но также и практические цели, так как позволяет более обоснованно вводить налоги, проводить анализ, составлять отчетность и т.д. [4, с.102].
Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов и лежит в основе классификации налогов. Классификация налогов осуществляется по различным признакам:
Классификация налогов по способу взимания [9, с. 46].
- прямые - налоги, которые взимаются с имущества или доходов налогоплательщика. Прямые налоги делятся в свою очередь на прямые реальные (облагается предполагаемый средний доход, получаемый от использования объекта налогообложения) и прямые личные (облагается действительное получение доходов, прибыли с учетом фактической платежеспособности плательщика) [4, с.104];
- косвенные - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Плательщиками налогов в соответствии с законом являются организации [4, с.104], однако конечным плательщиком выступает потребитель (покупатель продукции, товаров, работ, услуг), уплачивающий данный налог при покупке товара, в цену которого он включен. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз [1, с.29].
Косвенные налоги можно разделить на универсальные (облагаются практически все товары, услуги) и индивидуальные (вводятся на отдельные группы товаров или услуг) [4, с.104].
Косвенные налоги для государства являются наиболее простыми по форме их взимания, а для плательщика — сложными из-за невозможности уклонения от их уплаты. Для государства они наиболее привлекательны, так как не связаны напрямую с финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика и поступают в бюджет даже при нерентабельном функционировании [1, с.29].
Классификация в зависимости от объекта обложения. Данная классификация представляет собой деление совокупности налогов на следующие группы:
- налоги на доход;
- налоги на имущество;
- налоги на расходы или потребление.
Она во многом совпадает с делением налогов на прямые и косвенные, так как налоги на доход и налоги на имущество являются обычно прямыми налогами, а налоги на потребление - косвенными налогами [9, с. 52-53].
Налоги на доход имеют прямую зависимость от финансового положения налогоплательщика. К ним относятся налоги на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на игорный бизнес. Объектом обложения здесь выступает доход, определяемый государством. Указанный доход не зависит от фактических финансовых показателей деятельности налогоплательщика и определяется его потенциальными возможностями, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества.
К имущественным относятся налоги, которые непосредственно связаны с владением и движением (покупка, продажа) имущества и не зависят от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К этой группе налогов можно отнести транспортный налога, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог и др.
Налоги на потребление взимаются в процессе приобретения и потребления товаров, работ, услуг путем включения величины налога в цену реализации товара (работ, услуг), например, НДС и акцизы. Кроме того, в эту группу включаются налоги и сборы, связанные с оплатой определенной услуги, например, государственная пошлина [1, с.30].
Классификация в зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления). По этому признаку налоги подразделяются в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит их в действие. Эти налоги отличаются не тем, в бюджет какого уровня поступают, а тем, какой уровень власти непосредственно устанавливает сам налог [9, с. 53].
Налоги федеративных государств (Российская Федерация, США, Германия и др.) в соответствии сданным классификационным признаком делятся на:
- федеральные налоги;
- налоги субъектов федерации;
- местные налоги (налоги местных органов власти).
Для унитарных государств (Великобритания, Франция, Япония и др.) классификация по органу, устанавливающему налоги, выглядит следующим образом:
- общегосударственные налоги (налоги центрального правительства);
- местные налоги [9, с. 53].
Классификация по целевой направленности введения налогов представляет собой деление налогов на:
- общие (немаркированные) - налоги, которые предназначены для формирования доходной части бюджета в целом;
- целевые (маркированные) - имеют целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов [4, с.106].
Общие налоги, поступая в бюджет, обезличиваются и расходуются на цели, которые определены в расходах бюджета не зависимо от налогового источника. Целевые налоги служат для заранее определенных целей и финансируют конкретные расходные статьи бюджетов [8, с. 29]. Для таких налогов, как правило, создаются специальные внебюджетные фонды. Создание таких внебюджетных фондов дает возможность государству и обществу осуществлять контроль как за мобилизацией, так и целевым расходованием средств. Примером может служить единый социальный налог [9, с. 53], НДС на импортные товары, который расходуется на возврат НДС экспортерам, поскольку последние освобождены от уплаты НДС, но находятся в правовом поле исчисления и уплаты НДС в Российской Федерации [8, с. 29].
Классификация по субъекту налогообложения (налогоплательщику) налоги подразделяются на три группы:
- налоги с физических лиц — налоги, налогоплательщиками которых выступают только физические лица, например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налоги с юридических лиц — налоги, взыскиваемые с юридических лиц, например, налог на прибыль организаций [1, с.29]. Если исходить из того, что деятельность индивидуальных предпринимателей — физических лиц направлена на получение прибыли, то к этой группе можно отнести налог на добычу полезных ископаемых, страховые взносы, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на игорный бизнес;
- Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и юридические лица. К таким налогам отнесены: земельный налог, транспортный налог, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина [9, с. 54-55].
Классификация по срокам уплаты:
- срочные налоги - уплачиваются к сроку, определенному нормативными правовыми актами;
- периодично-календарные налоги - подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые [4, с.106].
Классификация налогов по способу исчисления налога:
- взимание налога у источника;
- взимание налога по декларации;
- взимание налога по кадастру или уведомлению [1, с.31].
Взимание налога у источника осуществляется в тех случаях, когда обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, т. е. на орган, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты, т. е. налогоплательщик “на руки” получает доход, уже уменьшенный на величину налога. Данный способ применяется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других фиксированных доходов. Примером взимания налога у источника является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), когда бухгалтерия организации исчисляет и удерживает данный налог с доходов (заработной платы) работников [1, с.31].
Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода налогоплательщика после его получения. Налогоплательщик в установленный срок подает в налоговые органы декларацию — официальное заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога за определенный период. На основе декларации налоговый орган проверяет правильность расчета налога налогоплательщиком. При подаче декларации налогоплательщик не должен ждать получения от налогового органа извещения об уплате налога, а обязан уплатить налог самостоятельно в установленный законом срок. Применение этого способа взимания налогового оклада используется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Что касается налога на доходы физических лиц, то подача налоговых деклараций обязательна для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [1, с. 31-32].
Способ налогообложения по уведомлению осуществляется налоговыми органами в отношении налогов физических лиц, объекты которых регистрируются государственными органами исполнительной власти. После регистрации этих объектов данные о них поступают в налоговые органы, которые исчисляют налоги на эти объекты, составляют уведомления об их уплате и направляют налогоплательщикам физическим лицам. Таким способом осуществляется налогообложение транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц [8, с. 26].
1.3. Налоговая система Российской Федерации
Современная налоговая система Российской Федерации начала формироваться с 1992 года. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе налоговой системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в российской экономике. Вместе с тем, нарушение экономических и хозяйственных связей с бывшими союзными республиками, масштабы первоначального накопления капитала, появление большого числа неконтролируемых финансовых институтов, всплеск предпринимательской инициативы, перемещение капиталов из производственной сферы в посредническую привели к галопирующей инфляции, преимущественному налично-денежному обороту, перемещению значительных денежных сумм за границу. В то же время неспособность налоговых органов обеспечить полноценное налогообложение новых источников доходов, возникавших по мере развития рыночных отношений, привела к введению новых налогов различного уровня, увеличению ставок действующих налогов, применению жестких финансовых санкций за нарушение налогового законодательства. Потребовалось реформирование налоговой системы Российской Федерации, которое было призвано обеспечить достижение следующих целей [9, с. 142]:
- усиление справедливости налоговой системы путем выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных налогов и сборов;
- упрощение налоговой системы путем установления оптимального состава налогов и сборов;
- обеспечение стабильности налоговой системы;
- обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней на основе существенного повышения уровня собираемости налогов и сборов [9, с. 142].
Взимание налогов в любом государстве регламентируется специальными законодательными актами. Это позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономической политики государства [6, с.143].
Система налогового законодательства включает нормативные акты различного уровня: законы, указы, постановления, ведомственные и межведомственные нормативные акты, а также акты других отраслей права в том случае, если они содержат нормы, применяемые к налоговым правоотношениям [8, с.17].
В Российской Федерации основным нормативным актом, выступающим базой для развития всех отраслей права, в том числе налогового, является Конституция РФ. Согласно статье 57 Конституции, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, т. е. провозглашается всеобщность налогообложения, а также законность установления и введения налогов [9, с.142].
Основой формирования налоговой системы Российской Федерации (РФ) является Налоговый кодекс (НК), вступивший в силу с 1.01.1999 г., который, безусловно, сыграл определяющую роль в реформировании российской налоговой системы [6, с.175].
Кодекс — это кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений.
Применительно к НК Российской Федерации можно определить, что он представляет собой единый кодифицированный налоговый документ, объединяющий нормы права, регулирующие налоговые правоотношения. НК Российской Федерации позволяет обеспечить полноту правового регулирования всех стадий налоговых отношений. Целью принятия Налогового кодекса является приведение налоговой системы в соответствие с Конституцией РФ, создание единой в границах РФ налоговой системы [6, с.175].
Принятие Налогового кодекса позволило существенным образом систематизировать действовавшие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения. В частности, были устранены такие недостатки, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Налоговый кодекс четко и ясно прописал большое количество процессуальных моментов, что дает твердую гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия [9, с.143]. Принятие и введение в действие НК РФ рассматривается как важнейшее условие для улучшения экономической ситуации и обеспечения экономического роста в стране [6, с.175].