Файл: Денежная система России и ее элементы (Сущность денежной системы).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Характеристика денежной системы
1.2 Финансово правовое регулирование денежной системы
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Основные направления государственной денежно-кредитной политики
2.2 Проблемы современной денежно-кредитной политики России
2.3 Регулирование валютной сферы
Денежно-кредитная система состоит из ряда тесно связанных элементов, единство которых позволяет четко и своевременно проводить денежно-кредитную политику государства. В теории финансового права все элементы денежной системы можно разделить на несколько блоков: фундаментальный, функциональный и обслуживающий.
В рамках единого многофункционального механизма было несколько ключевых элементов денежной системы: принципы организации денежной системы, валюта шкалы цен, виды валюты и денежный механизм, механизм эмиссии (выпуск наличных и безналичных расчетов), денежно-кредитный механизм регулирования (единство денежно-кредитной политики).
Стабильная денежная система способствует финансовому и экономическому росту и развитию экономической инфраструктуры в государстве. Денежная система выполняет три важные функции: эмиссионную, контрольную и регулирующую.
Выполняя функцию эмиссии, денежная система определяет средства предоставления законных платежных средств, порядок эмиссии наличных и неденежных средств, а также разделение этой деятельности между центральным банкиром и коммерческими банками страны. Регулирующая функция денежной системы регулирует денежную массу в экономическом обороте государства и управляет его структурой.
Контрольная функция денежной системы направлена на соблюдение нормативной базы в области организации денежного обращения. Единство реализации и поддержания на практике трех функций денежной системы создает основу для ее эластичности и устойчивости, что обеспечивает удовлетворение всех потребностей экономики государства.
Исторически стабильность и функциональность денежно-кредитной системы страны обеспечивает центральный банкир. Основными задачами Центрального банка Российской Федерации (Банка России) являются: защита и обеспечение стабильность рубля, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение стабильности и развития системы
Таким образом, основная ответственность Банка России - обеспечение надежного, стабильного и своевременного правового регулирования всех взаимосвязанных элементов государственной денежно-кредитной системы. народного хозяйства, инвестиции в производство и повышение конкурентоспособности напрямую зависит от динамики финансовой системы страны и денежно-кредитной системы как ее неотъемлемой части.
По мнению Е. Ю Грачевой и Н. М. Прайса, государство заинтересовано в таком финансово-правовом регулировании денежной системы, при котором, с одной стороны, зафиксировано хорошее соотношение доходов населения и денежных средств организаций, с другой стороны, платные товары и услуги[17,с424].
По мнению Е.С. Покачалова, Е.Н. Пастушенко финансово-правовое регулирование денежно-кредитной системы Российской Федерации заключается в закреплении на законодательном уровне мер по экономическому росту, занятости граждан, сдерживанию инфляции, выравниванию платежного баланса[17,с.426].
Отметим, что в позициях авторов выше подчеркивается необходимость эффективного использования денежно-кредитного механизма. При поддержании баланса и развитии нормативной базы денежная система государства находится в стабильном и эффективном состоянии, а также способна своевременно реагировать на шоковые ситуации.
Закон о Банке России определяет восемь основных инструментов и методов регулирования денежно-кредитной политики Российской Федерации центральным банком, в том числе:
- минимальные резервные требования,
- рефинансирование кредитных организаций,
- установление ориентиров роста денежной массы,
- эмиссия облигаций от имени Банка России,
- процентные ставки по операциям Банка России,
- операции на свободном валютном рынке,
- интервенции и прямые количественные ограничения.
Данный список является открытым, поэтому Банк России вправе в зависимости от обстоятельств определять другие инструменты денежно-кредитной политики для поддержания своей стабильной работы.
Рассмотрим подробнее эти инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России с целью определения оптимального комплексного механизма регулирования денежно-кредитной политики Российской Федерации. В соответствии со статьей 38 Закона о Банке России и Положением Банка России «О минимальных резервах кредитных организаций» [2]. Банк России регулирует общую ликвидность банковской системы государства и контролирует денежные агрегаты. за счет уменьшения денежного мультипликатора.
Снижение резервных требований побуждает банки расширять кредитование, а их повышение ограничивает кредитную деятельность. В первом случае предложение денег в экономике страны увеличивается, а во втором - уменьшается. Таким образом, этот инструмент влияет на эволюцию ресурсов государственного банковского сектора.
Банк России рефинансирует кредитные организации в соответствии со статьей 40 Закона о Банке России и Регламентом Банка России о порядке предоставления Банком России кредитов кредитным организациям под гарантии ценных бумаг. Под рефинансированием в данном случае идет речь о кредитовании кредитных организаций, то есть о предоставлении им ресурсов, регуляторным инструментом которых является установление ставки, отражающей стоимость эти ресурсы в годовой процент[14].
В этой ситуации Банк России выступает в качестве кредитора последней инстанции с учетом законных частных и публичных интересов. Следует отметить, что с помощью рефинансирования Банк России поддерживает ликвидность банковской системы, помогает банковским организациям справиться с возникшими финансовыми трудностями, предотвращает негативные последствия валютного кризиса.
Другой метод денежно-кредитной политики - установление ориентиров роста денежной массы, поэтому в соответствии со статьей 42 Закона о Банке России на основании основных направлений государственной денежно-кредитной политики центральный банк может устанавливать ориентиры. на рост одного или нескольких показателей денежной массы. Из всего вышеизложенного следует, что Банк России может регулировать ликвидность общей суммы денег в стране путем конвертации неденежных средств в наличные, но использование этого метода ограничивается требованием законодательства о соблюдении с руководящими принципами государственной политики[12,с.129].
Банк России в соответствии со статьей 44 Закона о Банке России выпускает облигации от своего имени. Особенность данной проблемы в том, что она возникает только между кредитными организациями и не является бизнес-операцией для Банка России. Данная операция направлена на реализацию единой денежно-кредитной политики государства и перераспределение ликвидности в банковском секторе страны.
Одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации является формирование процентных ставок по операциям Банка России. В силу статьи. 37 Закона о Банке России и Указанием Банка России «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» [3] Банк России может устанавливать процентные ставки по различным видам операций (например, участие вкладов, операции РЕПО, предоставление кредитов) как с фиксированной, так и с фиксированной ставкой. Эта стратегия предназначена для воздействия на рыночную процентную ставку.
С 2013 года Банк России вводит режим таргетирования инфляции с целью достижения стабильности цен в стране. Для достижения этой цели необходимо поддерживать стабильную и низкую инфляцию и генерировать низкие процентные ставки[21]. Обращаем ваше внимание, что с 1 января 2016 года величина ставки рефинансирования равна ключевой ставке Банка России и определяется на соответствующую дату. С увеличением процентных ставок Банком России происходит рост процентных ставок по кредитам в банках. Следствием этого является уменьшение объема денежной массы, что приводит к снижению потребительского спроса.
В случае снижения процентных ставок Банком России происходит увеличение количества денег в хозяйственном обращении и рост потребительского спроса. Следует отметить, что в настоящее время вмешательство Банка России в процесс формирования обменного курса в стране сокращается. В связи с этим снижается степень влияния на ликвидность банковской системы страны операций купли-продажи, осуществляемых Банком России с иностранной валютой. Таким образом, управление процентной ставкой является основным инструментом денежно-кредитного регулирования в государстве.
Операции Банка России на свободном рынке являются эффективным инструментом денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации. Эти операции включают покупку и продажу казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение сделок репо с этими ценными бумагами; купля-продажа других ценных бумаг, определяемая решением совета директоров, при условии, что они уполномочены
Отметим, что операции на открытом рынке влияют на количество денег в экономическом обороте кредитных организаций, а также на условия предоставления кредита. С помощью данного инструмента Банк России создает для кредитных организаций выгодные условия купли-продажи ценных бумаг, что увеличивает их ликвидность.
Мировой опыт показывает, что такой инструмент, как валютные интервенции действительно применяется на практике во время экономического кризиса. Согласно статье 41 Закона о Банке России Банк России покупает и продает иностранную валюту на валютном рынке с целью влияния на обменный курс рубля, а также на общее предложение и спрос на серебро.
Данная денежно-кредитная политика регулирования применялась в России во время глобального экономического кризиса 2008-2009 годов и была направлена на поддержание обменного курса рубля. Следует отметить, что в настоящее время Банк России покупает и продает иностранную валюту для сглаживания колебаний курса рубля.
В соответствии со статьей 43 Закона о Банке России он вправе устанавливать прямые количественные лимиты, которые включаются в лимиты рефинансирования кредитных организаций и проведения кредитными организациями определенных операций Банка[13,с.7].
Этот инструмент регулирования используется нечасто и только в кризисных ситуациях, а в случае его использования должен применяться ко всем кредитным организациям и применяться только после консультации с Правительством Российской Федерации. В то же время следует учитывать, что данный инструмент денежно-кредитного регулирования направлен на ограничение объема кредитов и является инструментом антиинфляционной политики.
Таким образом, проанализировав элементы денежно-кредитной системы, функции денежно-кредитной системы, а также инструменты и методы денежно-кредитной политики Российской Федерации, можно выбрать оптимальный механизм комплексного управления денежно-кредитной политикой Федерации. России, направленная на создание эффективного финансового сектора.
Прежде всего, необходимо создать баланс между спросом и предложением, удерживая процентные ставки Банка России на оптимальном уровне для граждан и промышленности, чтобы хранить и сберегать в национальной валюте.
Во-вторых, при разработке основного курса государственной политики необходимо анализировать международные процентные ставки по обменному курсу, тем самым снижая зависимость национальной валюты от иностранных валют.
В-третьих, обеспечить стабильность цен на потребительские товары, инвестировать деньги в сельское хозяйство и отечественные промышленные предприятия для замещения импорта и повышения конкурентоспособности экономического сектора страны.
В-четвертых, приобретение иностранной валюты для увеличения международных резервов, что может поддерживать стабильность экономики государства в шоковой ситуации.
В-пятых, снизить валютные риски, снизить уровень снижения потерь и дефицита за счет государственных резервов.
В-шестых, своевременный банковский надзор за ликвидностью кредитных организаций с целью поддержания их стабильной работы.
В-седьмых, активное использование операций рефинансирования кредитных организаций для регулирования спроса и предложения ликвидности, усиления роли процентной политики и снижения уровня инфляции.
В-восьмых, совершенствование мер денежно-кредитной политики Банка России и их сбалансированное применение в целях повышения эффективности регулирования экономической ситуации в стране.
В-девятых, повышение прозрачности деятельности Банка России, информирование населения страны о состоянии экономики и финансового сектора государства, знакомство с принимаемыми стабилизационными мерами. В заключение следует отметить, что упомянутый выше пакет мер по созданию эффективного денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации окажет положительное влияние на повышение конкурентоспособности страны, принятие эффективных решений в области макроэкономики и стабилизации рубля. . и поддерживать стабильную и низкую инфляцию.