Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса (на примере ООО «Ледар»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность малого предпринимательства
1.2 Современные направления развития коммерческой деятельности малого предприятия
1.3 Сравнение отечественного и заруб ежного опыта коммерческой деятельности малого предприятия
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МА ЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Ледар»
Общая характеристика деятельности ООО « Ледар»
Анализ экономических показателей ООО «Ледар»
2.3 Анализ организации коммерческой деятел ьности в ООО «Ледар»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что малые предприятия в структуре экономики страны являются важным элементом развития предпринимательства. Несмотря на мобильность и адаптивность к условиям внешней среды, малые предприятия наиболее подвержены рискам, возникающим в период экономического кризиса. Малым предприятиям, как наиболее экономически уязвимым требуется постоянная поддержка со стороны государства по формированию благоприятной предпринимательской среды для организации коммерческой деятельности малым предприятиям.
При становлении рыночной экономики в России отсутствовала необходимость поддержки коммерческой деятельности малых предприятий, т.к. существовала благоприятная предпринимательская среда для их развития. Формирование системы поддержки деятельности малых предприятий, в основном, основывалось на практическом опыте стран с более развитой рыночной экономикой. Однако, в процессе роста количества малых предприятий возникла необходимость государственного регулирования и формирования системы поддержки малого предпринимательства.
Многие общественные организации продвигают как напрямую, так и косвенно интересы деятельности малых предприятий, тем самым объединяют интересы для решения проблем, связанных с конкретной отраслью или регионом. На современном этапе осуществляется процесс организации деятельности малых предприятий за счет использования инструментов, способствующих совершенствовать деятельность, повышать конкурентоспособность малых предприятий и способствовать активной адаптации малым предприятиям к меняющимся экономическим реалиям.
В связи с этим можно сказать, что исследование системы поддержки деятельности малых предприятий является актуальной и требует разработки эффективных инструментов и методов совершенствования деятельности малых предприятий и способности адаптироваться к изменениям внешней среды.
Объектом исследования курсовой работы является малое предприятие ООО «Ледар».
Предметом курсовой работы является коммерческая деятельность малого предприятия.
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности малого предприятия ООО «Ледар».
Исходя из поставленной цели предполагается решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации коммерческой деятельности малого предприятия.
2. Охарактеризовать организационно-хозяйственную деятельность и проанализировать основные показатели деятельности малого предприятия ООО «Ледар».
3. Исследовать особенности организации коммерческой деятельности малого предприятия ООО «Ледар».
4. Разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности малого предприятия ООО «Ледар».
Теоретической базой курсовой работы стали работы следующих авторов: Анисимова А.Л., Виноградова С.Н.,Гаджинский А.М.,Гильц Н.Е., Дашков Л.П., Королева В.Л., Лапин А.Н., Мартыненко К.В.,МайзнерН.А., Мокерова О.П.,Николаева Т.И., ПамбухчиянцО.В.,Панкратов Ф.Г., Савицкая Г.В.,Сидоров В.П.,Хваткин Н.Г.
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность малого предпринимательства
Государственная поддержка предприятий малого предпринимательства в современных условиях является главной составляющей эффективного развития и функционирования экономики России. В России существуют следующие критерии определения предприятий к сфере малого предпринимательства [5]:
1. Юридические лица – в уставном капитале доля участи не может превышать 25% субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц иностранных, религиозных и общественных организаций и иных фондов. Для иностранных организаций, которые являются участниками указанного юридического лица в 2013 году сняты по участию ограничения.
2. Для малого предприятия численность сотрудников не должна превышать 100 человек.
3. Правительство Российской Федерации каждые пять лет, руководствуясь данными статистических исследований, определяет параметры выручки от реализации субъектов коммерции или балансовую стоимость активов для субъектов малого предпринимательства [4].
В соответствии с Федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства, можно разделить предприятия в рассматриваемой сфере на три группы: – до 15 работников – микро-предприятия; – от 16 работников до 100 – малые предприятия; – от 101 работника до 250 – средние предприятия. В сравнении с европейскими показателями, рассмотренное разделение предприятий на группы, имеет некоторые отличительные моменты. Микропредприятие в соответствии с европейским стандартом – это предприятие без образования юридического лица с работниками до 9 человек, а в США и Японии – предприятия до 4 работников. Численность малых предприятий в России (до 100 работников) также отличается от европейских значений малых предприятий (до 50 работников включительно) [15].
В странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство является основой социально-экономической базы. Реализуя предпринимательскую деятельность на региональных рынках, данная сфера экономики существенно влияет на национальный рынок страны [6].
В соответствии с этим, малое предпринимательство как наиболее адаптивный к внешней среде сектор экономики формирует конкурентную среду не только на локальном рынке страны, но и на национальном. Благодаря высокому уровню адаптивности и мобильности малое предпринимательство положительно влияет на стабилизацию экономики страны в кризисные периоды. Крупное промышленное и сельскохозяйственное производство в сфере реализации товаров народного потребления и услуг чаще всего является неэффективным. В связи с эти субъекты малого предпринимательства формируют на потребительском рынке предложение товаров и услуг.
Малое предпринимательство со своей стороны, формируя конкурентную среду в сфере коммерции, способствуют развитию производственной сферы и повышению качества национальных товаров. В соответствии с вышесказанным можно констатировать, что малое предпринимательство приносит значительный вклад в развитие национальной экономики и увеличению уровня удовлетворенности конечных потребителей [13].
Если рассматривать социальную роль малых предприятий, то можно сказать, что значительная часть трудовых человеческих ресурсов занята в сфере малого предпринимательства, несмотря на тот фактор, что субъекты малого предпринимательства, в сравнении с крупным, имеют короткий жизненный цикл. В России, а также в некоторых странах с развитой рыночной экономикой, предпринимательскую деятельность представляют малые и средние предприятия.
Они же и влияют результатами своей коммерческой деятельности на социальноэкономическое развитие страны, обеспечивают стабильное развитие экономики. Подчеркивая высокую мобильность и адаптивность малого предпринимательства, следует отметить, что именно данная сфера бизнеса наиболее подвержена влиянию внешней среды в кризисных условиях экономики.
Исследование трактовки понятия «предпринимательство» нам позволило определить динамичные тенденции познания предпринимательства как экономическую реалию в целом. Обобщая приведенные трактовки, можно констатировать, что предпринимательство – это деятельность, нацеленная на получение прибыли, сопровождающаяся возникновением рисков и поиском инновационных методов.
Экономическая обстановка в стране напрямую влияет на формирование отношения к предпринимательской деятельности и, с другой стороны, качество жизни населения заключается в непосредственной зависимости от развития предпринимательства.
Благоприятное предпринимательское развитие во многом зависит от позитивного отношения социума, что способствует формированию устойчивой экономической инфраструктуры региона и страны в целом. Современные тенденции развития экономики определяют необходимость разработки мероприятий поддержки малого предпринимательства в России, что, в первую очередь, ложится на государственные органы. При этом, на основе исследований в области предпринимательской деятельности, следует отметить, что государство не оказывает достаточную поддержку и помощь в развитии малого и среднего предпринимательства в России.
В современных условиях малое предпринимательство существенно влияет на становление конкурентоспособности страны, являясь важным звеном экономической системы страны. При этом малое и среднее предпринимательство обеспечивает социальный вклад занятости трудового населения страны и способствует инновационному и экономическому развитию. Несмотря на важную роль малого предпринимательства в становлении экономики страны, данная сфера уступает в развитии крупным сферам бизнеса в производстве товаров [10].
Для анализа динамики количества субъектов малого и среднего предпринимательства выбран период с 2014 по 2018 гг., что связано с кризисным и послекризисными периодами .
Данные таблицы свидетельствуют о бурном росте микро-предприятий в 2014 году и в этом же году уменьшение средних предприятий. Однако 2014 год нельзя назвать экономически стабильным, но именно в этот период малое предпринимательство усилило свою конкурентоспособность по отношению к среднему и крупному бизнесу.
В странах с развитой экономикой в структуре ВВП доля малого и среднего предпринимательства составляет около пятидесяти процентов, в России значительно меньше, что свидетельствует о слабой поддержки сферы малого и среднего предпринимательства со стороны государства [9].
В период становления и развития малого предпринимательства применяются инструменты повышения стабильности данной сферы бизнеса:
– изменения в системе поставок с целью сокращения оборотных средств на закупку материальных ресурсов и готовой продукции, сокращения логистических затрат на доведение товаров до потребителей;
– оптимизация затрат, связанных с человеческими ресурсами, развитие аутстафинга с целью сокращения затрат на управление персонала;
– развитие системы стимулирования продаж, использование маркетинговых подходов при реализации готовой продукции [4].
Совершенствование бизнес-среды малого предпринимательства является необходимым со стороны государства в виде ее поддержки. В условиях нестабильности мировой и национальной экономики всесторонняя поддержка малых предприятий становится ключевым элементом системы обеспечения эффективного функционирования и инновационного развития экономики государства [9]
1.2 Современные направления развития коммерческой деятельности малого предприятия
Малые предприятия, как объект инфраструктуры экономики является сложной системой, включающей самостоятельные и взаимодействующие с внешней средой элементы и осуществляющие деятельность в разных секторах экономики страны. Малые предприятия подразделяют на различные формы в зависимости от сферы деятельности, которые, в свою очередь, требуют использование разных по уровню сложности методов управления [10]. В соответствии с этим, со стороны государства требуется применять в отношении малых предприятий разных по сложности управления механизмов, как на федеральном, так и на региональном уровне.
В соответствии с теоретическими разработками в области малого предпринимательства актуальными становятся принципы [10]:
- интеграция;
- моделируемость;
- формализация;
- иерархичность;
- централизация;
- целенаправленность;
- непрерывность во времени;
- расширение границ.
Интеграция предполагает взаимодействие структурных элементов малого предприятия с инструментами управления, а также их адаптация к условиям внутренней и внешней среды. Кроме того, взаимодействие должно осуществляться между субъектами малого предпринимательства в инфраструктуре экономики с целью достижения общей конкурентоспособности. В некоторых секторах экономики объединение малых предприятий является необходимостью для ведения коммерческой деятельности. Объединение малых предприятий с государственными партнерами обеспечивает поддержку и динамичное развитие на тотальных рынках. Принцип моделируемости в сочетании с формализацией обуславливается динамикой изменяющихся форм организации малого предпринимательства. Стандартизация моделей предоставляет выбор наиболее совершенствованных механизмов, технологий и методов оценок организации малого предпринимательства. Использование принципов иерархичности и централизации позволяет разрабатывать стратегию управления малого предприятия в соответствии с географическим делением государства на административные территории и формировать федеральный бюджет в соответствии со стратегией развития предпринимательства в России.