Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса (на примере ООО «Ледар»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка стратегий, при этом, предполагает деление их на разные уровни: федеральный, региональный, муниципальный. Следовательно, стратегии в зависимости от уровней должны соответствовать специфическим требованиям конкретных территорий, а также форме объекта предпринимательской среды. Далее вытекает принцип интеграции, обеспечивающий взаимодействие субъектов предпринимательства с элементами экономической инфраструктуры конкретной территории. К примеру, такими интеграционными объединениями могут быть бизнес-инкубаторы, центры инжиниринга, индустриальные парки.

Целенаправленность обеспечивается тем, что деятельность малого предприятия должна соответствовать целям государственной стратегии развития малого предпринимательства. Это достигается доведением деятельности малых предприятий до определенных показателей, которые позволят предприятиям достигнуть конкурентоспособности предприятий наиболее экономически развитых стран. Государство со своей стороны, что чтобы обеспечить интересы малого предпринимательства, должно осуществлять поддержку и своими механизмами способствовать динамичному его развитию в России и на мировом рынке [15].

Постоянное и систематическое управление малым предпринимательством, формирование задач деятельности в соответствии с современной экономической ситуацией предполагает принцип непрерывности во времени. Расширение границ обуславливается необходимостью использовать и разрабатывать новые методы и технологии ведения предпринимательской деятельности. Расширение границ деятельности малых предприятий порождают изменения, проходящие в инфраструктуре экономики страны и глобального рынка. В период глобального развития международной деятельности государство активно использует инструменты поддержки малого предпринимательства. В условиях экономического кризиса государственные механизмы должны способствовать формированию благоприятного пространства для развития и адаптации к внешним изменениям малого предпринимательства [15].

Именно данный аспект способствовал быстрому росту предпринимательской активности в сфере малого бизнеса в 2012 году. В 2008 -2010 гг. Правительством РФ была разработана программа антикризисных мер по поддержки малого предпринимательства, основной акцент которой был сделан на бюджетное финансирование малого и среднего предпринимательства [10].

В этот же кризисный период в европейских странах государственные реформы поддержки малого предпринимательства были связаны, в основном, со снижением административной нагрузки и упрощением процесса организации нового предприятия.


Ранее в исследования были рассмотрены проблеме, с которыми сталкиваются малые предприятия при организации и развитии своей деятельности. В связи с этим, рассмотрим, как происходит решение выделенных проблем с помощью инструментов аутсорсинга:

1. Малые предприятия в силу ограниченности ресурсов не могут применять всю совокупность необходимых функций для эффективной деятельности в сфере коммерции с высокой конкуренцией. Инструменты аутсорсинга, используя ресурсы предприятия-аутсорсера, позволяют осуществлять функции и бизнеспроцессы малого предприятия [11].

2. При организации деятельности у малых предприятий возникает сложность для выхода на новые сегменты рынка. Аутсорсеры при данных обстоятельствах, являясь представителем или агентом, может выполнять функции по продвижению товаров или услуг на новые сегменты рынка как географические, так и отраслевые.

3. Руководство малых предприятий сталкивается с подбором человеческих ресурсов для осуществления деятельности, а именно отсутствием квалифицированных специалистов [7]. Данная проблема особенно актуальна на регионов. Лизинг или аутстаффинг персонала, что является одной из сфер аутсорсинга, решает проблему по найму сотрудников.

4. Малые предприятия наиболее подвержены влиянию экономического кризиса, что сказывается на большей вероятности возникновения коммерческих и финансовых рисков. Инструменты аутсорсинга позволяют малым предприятиям быстрее адаптироваться к условиям изменяющейся внешней среды через обеспечение его необходимыми функциями и бизнес-процессами [17].

5. Ограниченность финансовых ресурсов. Используя аутсорсинг, малые предприятия направляют все усилия на основной процесс (например – производство) и передают на аутсорсинг вспомогательные функции (например – закупка сырья), то есть снижает затраты, виды, организационных отношений при аутсорсинге [15].

В последние годы наблюдаются заметные преобразования в инфраструктуре потребительского рынка. Прослеживается тенденция географической диверсификации предпринимательской деятельности. Предприятия, достигая высокой конкурентоспособности на региональном рынке, используя свои преимущества и опыт выходят на соседние географические региона. В ряде случаев к имеющемся обстоятельствам, затрудняющим развитие малых предприятий, выделяют такой показатель, как эффективно сформировать финансовые средства и использовать их для развития предприятия [36]. Руководство малого предприятия испытывает нехватку квалифицированных специалистов, а также времени на реализацию стратегических задач управления.


В связи с этим данная проблема остается глобальной нерешенной задачей малого бизнеса. Кроме того, отсутствие практических рыночных механизмов затрудняет построение функциональной системы управления в малом предприятии. Организационная структура управления малого предприятия должна быть построена таким образом, чтобы все звенья предприятия обладали взаимосвязью и взаимозависимостью для построения единой развивающейся системой. Основные звенья, входящие в организационную структуру должны быть динамично изменяющимися по отношению к макросреде, и, следовательно, конкурентоспособными. Кроме того, звенья организационной структуры малого предприятия должны обеспечивать системную взаимосвязь внутренних бизнеспроцессов, но и адаптировать их к внешней среде [7].

Таким образом, эффективное управление малого предприятия в сфере коммерции может быть достигнуто при интегрированном взаимодействии с элементами микросреды, а информация, полученная из внешних и внутренних источников используется для организации коммерческой деятельности [16]. В связи с этим, параллельно с взаимодействием в отношении макрологистического регулирования по укреплению позиций малого предпринимательства, необходимо внедрять в микросреду предприятия новые подходы и методы управления коммерческой деятельностью. Регулирование системы малого предпринимательства необходимо использовать для обеспечения взаимодействия всех участников рыночных отношений, а именно: производителей, посреднического звена, розничных предприятий, аутсорсинговых компаний, складских звеньев, транспортных предприятий и конечных потребителей.

1.3 Сравнение отечественного и заруб ежного опыта коммерческой деятельности малого предприятия

Опираясь на практи ческий опыт заруб ежных стран, отме тим, что ма лый и сре дний бизнес явля ется высоко конкурент оспособным элементом, в том слу чае, если он базир уется на счита ющихся нормой в мир овой практике мето диках стимулирования в инте ресах общества и госуда рства.

Во мно гих странах с разв итыми и эффект ивными рыночными отнош ениями присутствует пони мание того, что име нно малый биз нес выступает социальноэк ономической базой национ альной экономики. Ча ще всего ма лые предприятия осущес твляют деятельности на регион альных рынках, в св язи с эт им, именно ма лые предприятия в наибо льшей степени способ ствуют развитию регион альных потребительских рын ков. Данный фа кт подтверждает необхо димость государственной подд ержки малого предприни мательства в Рос сии и формир ование правовых и эконом ических механизмов разв ития в совре менных рыночных усло виях [9].


Не смо тря на динам ичное развитие рыно чных отношений в Рос сии, малое предприни мательство развивается сл або в срав нении с круп ными предприятиями. Не смо тря на то, что термин ология предпринимательства уже доста точно изучена, со сто роны населения оно не все гда положительно восприн имается.

Наличие иждиве нческих настроений в обще стве, снижение моти вации к самосто ятельной предпринимательской деятел ьности у моло дежи, не в пол ной мере сформир ованное в разл ичных социальных гру ппах уважительное отно шение к эт ой новой для Рос сии профессии (напо мним, что 26 мая как Де нь Российского предпри нимателя обозначен в Ук азе Президента РФ тол ько в 20 08 году) отме чены в каче стве негативных состав ляющих общих усл овий осуществления предприни мательской деятельности в на шей стране

Отношение к предприни мательству отражает об щее настроение насе ления относительно эконом ической ситуации и нахо дится в пря мой зависимости от каче ства жизни. Нал ичие в стр ане людей, не тол ько способных распо знать новые бизнес-во зможности, но и име ющих достаточно зна ний и оп ыта для их реали зации, значительно вли яет на разв итие страны. При эт ом положительное отно шение к предприни мательству в обще стве во мно гом способствует благопр иятному предпринимательскому клим ату, который ве дет к разв итию финансовой и коммер ческой инфраструктур [8 ].

На фо не этих тенд енций представляется очев идной необходимость прин ятия мероприятий, нацел енных на реш ение проблем в сф ере малого и сред него предпринимательства. Эта проб лема является доста точно актуальной не тол ько для Росси йской Федерации, но и для больш инства стран ми ра.

Малое и сре днее предпринимательство (М СП) является важн ейшим элементом цело стной экономической сист емы, во мно гом обуславливающим конкуренто способность государства в совре менных условиях. Согл асно опубликованной Стра тегии развития предприни мательства 2020 , кот орая была подгот овлена Еврокомиссией, ма лый и сре дний бизнес был наз ван главным сект ором, обеспечивающим заня тость населения, и, в то же вре мя, основным источ ником инноваций и ускор енного экономического рос та.

При эт ом согласно дан ным официальной стати стики базовые показ атели деятельности мал ого и сред него предпринимательства в РФ по срав нению с запа дными странами оста ются значительно ни же на протя жении ряда ле т. Это утвер ждение легко проиллюс трировать при пом ощи таких показа телей, как: до ля сектора МСП в ВВП стр аны, доля зан ятых на предпр иятиях МСП в об щем числе зан ятых в экон омике страны и сре дний уровень зараб отной платы на циф рах 2013 го да. 1. До ля сегмента МСП во внутр еннем валовом прод укте РФ в сре днем составляет ок оло 20%; в то же вре мя, в стр анах ЕС анало гичный показатель нахо дится в диап азоне от 50 до 70 %, в США – бо лее 50%. 2. До ля занятых в ма лом и сре днем бизнесе в об щем числе зан ятых в экон омике страны соста вляет в Рос сии 19,1%. В ЕС, СШ А, и да же в та ких странах ка к: Турция, Инд ия, Бразилия, числе нность занятых в иссле дуемом секторе колеб лется от 50 до 70 %.


3. Од ной из наиб олее весомых при чин, привлекающих лю дей в предприним ательство, выступает выс окий уровень зараб отной платы (до хода предпринимателя). В Росси йской Федерации ситу ацию в эт ом плане сло жно считать удовлетво рительной: уровень сре дней заработной пл аты в ма лом и сре днем бизнесе ни же среднего уро вня заработной пл аты в стр ане на 30% [1 6].

Зарубежный ма лый и сре дний бизнес выс око конкурентоспособен, истор ически опираясь на счита ющееся нормой в мир овой практике государ ственное стимулирование мал ого предпринимательства в инте ресах общества и госуда рства. Особенностью механ измов государственной подд ержки развития мал ого предпринимательства в стра нах, в кот орых основные показ атели развития МСП значи тельно выше, чем в Рос сии, является нал ичие стратегических пла нов развития мал ого предпринимательства не тол ько на общегосуда рственном, но и регион альных, муниципальных уро внях [17].

В на шей стране, несм отря на нал ичие отдельных элем ентов стратегического управ ления и прогр аммный подход, отсут ствуют такие важ ные элементы, как мис сия, видение, обра тная связь в ви де систематического конт роля над реали зацией стратегий. В регион альных стратегических пла нах развития ма лое предпринимательство зача стую рассматривается тол ько как меха низм реализации отде льных важнейших напра влений [12].

Поэтому возн икает необходимость уточ нения места мал ого предпринимательства в регион альных стратегических прогр аммах. Таким обра зом, в промы шленно развитых стр анах мира до ля малого и сред него предпринимательства в произв одстве ВВП соста вляет более 50 %, а в Росси йской Федерации – во мн ого раз мен ьше, что мо жет рассматриваться в подд ержку факта о недост аточной эффективности сущест вующей системы подд ержки сегмента МСП [9 ].

Предста вленный анализ демонс трирует очевидный рес урс использования потен циала сектора МСП для разв ития экономики стр аны и необхо димость реализации масшт абных системных мер по стимули рованию его многопл анового развития в Рос сии на совре менном этапе.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МА ЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Ледар»