Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 558
Скачиваний: 20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем фактом, что игровая деятельность выступает важнейшим условием развития ребенка-дошкольника. Представление об игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным в отечественной психологии. Однако современные дошкольники играют гораздо меньше, чем их сверстники два-три десятилетия назад: в их жизни возрастает роль телевидения, мультипликационных фильмов и компьютерных игр. Современные родители меньше читают детям.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является коммуникативная и социальная культура. Согласно ФГТ, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы нашим педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались.
В той же мере, что и в мире взрослого человека, в мире детей существует собственная культура, возникающая не самостоятельно, а передаваемая от поколения к поколению путем игр и разнообразных упражнений. Однако детей интересуют не только игры, сильнее ребенка влечет общение, как с ровесниками, так и с людьми других возрастных групп, которые окружают его. С целью овладения ребенком механизмами максимально эффективного взаимодействия во время игры требуется помощь взрослых, которые способны и обязаны создать условия, требуемые для развития игр детей и всестороннего взаимодействия во время игрового процесса.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития у старших дошкольников игровых умений посредством использования ролевой игры.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития у старших дошкольников игровых умений посредством использования ролевой игры.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра.
Предмет исследования: педагогические условия развития у старших дошкольников игровых умений в сюжетно ролевых играх.
Гипотеза исследования: Мы можем предположить, что грамотная организация сюжетно-ролевых игр будет способствовать развитию игровых умений старших дошкольников.
Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущностные характеристики понятия «игра» и представить характеристику сюжетно-ролевой игры.
- Определить специфику сюжетно-ролевой игры и ее значение в развитии дошкольника.
- Провести практическую работу по развитию игровых умений у старших дошкольников на примере организации сюжетно-ролевой игры «Больница».
- Эмпирически исследовать влияние организации сюжетно-ролевой игры на детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ учебно-методической литературы, наблюдение за детьми, педагогический эксперимент (что включает?).
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад ДОУ № 1226 г. Зеленоград.
Научная новизна исследования состоит в систематизации и обобщении данных по проблеме изучения влияния сюжетно-ролевых игр на развитие игровых умений старших дошкольников, а также в проведении тематического опытно-экспериментального исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении соответствующих вопросов, так и при проведении научных исследований подобной тематики. Результаты проведенного исследования могут также послужить материалами для подготовки к семинарским и практическим занятиям в процессе обучения. Материалы исследования также могут быть использованы в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования или как данные для разработки методических указаний к проведению аттестации работников ДОУ.
Глава 1. Теоретические основы исследования ролевой игры как средства развития у старших дошкольников игровых умений
1.1 Сущностные характеристики понятия «игра»
Характеристика сюжетно-ролевой игры
Игра – это образное, деятельное отражение жизни. Она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду, к активному познанию окружающей действительности. В дидактическом словаре-справочнике К. Баханова игра определяется как «вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воспроизведение и усвоение общественного опыта, в котором создаётся и совершенствуется самоуправление поведением». [7, с. 39]
Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. По его мнению, какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, их смысл именно в том, чтобы стать для ребёнка школой жизни.
Следует отметить, что в последнее время интерес психологов и педагогов к игре заметно возрос. Современная психология определяет, что игра охватывает все периоды жизни человека, что это вовсе не возрастной признак, а важная форма его жизнедеятельности. С игрой связана вся жизнь человека, изменяются лишь мотивы игры, формы проведения, степень проявления чувств и эмоций.
Игра – явление многогранное, как феномен культуры она учит, развивает, даёт возможность отдохнуть. Детство без игры и вне игры является аномальным. В детские годы игра является ведущим видом деятельности, именно через неё ребёнок быстрее знакомится с окружающим миром, правилами и нормами общения с людьми, быстрее усваивает навыки и привычки культурного поведения. В игре дети проверяют свою силу и ловкость, у них возникает желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то прекрасному.
В игре проявляются и развиваются творческие способности, воображение, фантазия, что способствует развитию и формированию художественного творчества.
Выделяют следующие функции игры:
- развлекательную – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес, подвигнуть (вдохновить);
- коммуникативную – усвоение норм поведения;
- самореализации – возможность самоопределения;
- терапевтическую – преодоление трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую – определение отклонений от норм поведения;
- коррекционную – внесение положительных изменений в структуру личности;
- социализации – включение в систему общественных отношений. [29, с. 16]
Структура развёрнутой игровой деятельности содержит следующие основные компоненты:
- побудительные – потребности, мотивы, интересы, стремления, определяющие желание ребёнка участвовать в игре;
- ориентировочные – определяющие выбор средств и способов игровой деятельности;
- исполнительские – действия, операции, позволяющие реализовать игровую цель;
- контрольно-оценочные – коррекция и стимулирование активности игровой деятельности. [29, с. 19]
Об учебном, развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, учёные: Платон, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, К. Ушинский, Л. Толстой. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные отечественные педагоги-практики, новаторы – А. Макаренко [24], В. Сухомлинский, В. Яковлев. Игру рассматривают как ведущую деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Но еще Л.С. Выготский [6] подчеркивал, что в дальнейшем «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в школьном обучении и труде». [6, с. 73] Именно поэтому педагоги и психологи ориентируют на это воспитателей детских садов, подчеркивая, что создаваемые в учебно-воспитательных целях игры, в частности интеллектуально-развивающие, имеют функции интенсивного развития для дошкольников. Дидактические игры «дают возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивания детей на основе общих замыслов и интересов» (А.А. Люблинская).
В работах А. Макаренко [24] игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого. Однако педагог отмечал, что только та игра является педагогически ценной, в которой ребёнок действует активно, мыслит, строит, комбинирует, моделирует человеческие взаимоотношения. [24, с. 45]
Деятельность А. Макаренко [24] является ярким примером игровой позиции педагога. Он определял игру как важный метод, считая, что между игрой и трудом нет большого различия, что в каждой хорошей игре есть трудовое усилие и усилие мысли. [24, с. 53]
Л. Выготский [6] понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения. [6, с. 75]
По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности, а Т. Маслова считает игру одним из эффективных средств умственного развития ребёнка. Она подчёркивает, что включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что дети, восхищённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки. Таким образом, игра является средством самореализации и самовыражения.
Игровые правила – это ещё один, очень важный компонент игры. Игровое действо в определённой воображаемой ситуации – это образное преобразование реальности, где личность, спрятавшись за маской, «играет» другую роль. Для игры характерна свобода, выход за пределы «настоящей жизни».
Игра принадлежит к признанным методам обучения и воспитания.
Её ценность заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функции тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.
Под игрой в данной работе понимается такой вид непродуктивной деятельности, имеющий действия и ограниченный правилами, который направлен на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Игра – это отличающийся своеобразием, свойственный дошкольному возрасту путь усвоения опыта общества, отражение жизни. Игра нужна для полноценности развития каждого индивида, именно в игре реально приобретать новые навыки, именно с помощью игры можно опробовать новые пути взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть, например, «Программу обучения и воспитания в детском саду», то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный вид игры. Суть сюжетно-ролевой игры состоит в том, что играющими берется какой-то сюжет – тема и разыгрывается, оживляется с помощью ролей. Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре – сюжетно-ролевая.
Под сюжетно-ролевой игрой в данной работе будем понимать ориентировочную (условную) деятельность, действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игровой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек – это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре).
Сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения этого мира.