Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 565
Скачиваний: 20
Опишем особенности ролевых действий и построения ролевого диалога в организации сюжетно-ролевой игры «Больница» в подготовительной дошкольной группе (таблица 5, 6).
Таблица 5
Ролевые действия дошкольников в игре «Больница»
Роли |
Ролевые действия |
Глав-врач |
Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными. |
Доктор |
Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт. |
Медсестра |
Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники. |
Пациент |
Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача. |
Регистратор |
Заполняет карту больного, даёт талончик, ставит печати. |
Медсестра процедурного кабинета |
Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание. |
Продавец в аптечном киоске |
Отпускает лекарства по рецепту врача |
Шофер |
Ездит помогать больным в домашних условиях. Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования. |
Таблица 6
Построение ролевого диалога дошкольников в игре «Больница»
Роли |
Медсестра |
Процедурная медсестра |
Работник аптечного киоска |
Доктор |
Выполняет указания врача, помогает вести приём больных |
По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры |
|
Пациент |
Выписывает направления на обследование |
Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции |
Выкупает лекарства по рецепту |
Регистратор |
Берёт карту больного, относит её к доктору |
||
Шофёр (скорой помощи) |
Выезжает к больным на дом |
Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск |
Первый – предварительный – этап по организации игры «Больница»
Цели: Смена игровых ролей, активизация речи в процессе игрового действия.
Задачи занятия:
1. Закрепление игровых действий;
2. Использование предметов-заместителей в процессе игры;
3. Продолжение формирования непосредственных коллективных игровых действий;
4. Активное обживание детьми игрового пространства группы;
5. Изменение способа выполнения игровых действий;
6. Речевое сопровождение своих действий в процессе игры.
Оборудование:
Игрушка – костюмчик доктора; сумка врача; одежда для всех персонажей игры. Игрушки – заместители инструментов врача, вместо машины для шофера – игрушечный руль, вместо кушетки больничной – диван в группе.
Настройка:
- А хотите поиграть в игру больница? Давайте вспомним, каких врачей вы знаете? А что они лечат? А какие инструменты нужны тому или иному врачу.
После обсуждения воспитатель делает обобщающий вывод.
Например, «Мы с вами вспомнили таких врачей как терапевт, лор-врач, окулист, стоматолог и травматолог. Для работы врачу-терапевту потребуется градусник и стетоскоп, лор-врачу – инструмент лор-врача, окулисту – таблица определения зрения, стоматологу – пинцет, а травматологу – бинт. Всем врачам потребуются нагрудные значки, пузырьки с лекарством и шприцы.»
Затем воспитатель делит детей на две группы: «врачей» и «пациентов» (затем дети меняются ролями; об этом воспитатель сообщает сразу во избежание конфликтов и ссор). Из детей-«врачей» выбираются различные специалисты (по желанию или по выбору воспитателя). Аналогичным образом выбирается шофер, регистратор, медицинская сестра и главный врач. Все «врачи» надевают белые халаты и берут свои инструменты.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку описать свой наряд и объяснить, почему именно этот наряд и инструмент выбрал ребёнок. В случае затруднения – воспитатель повторяет вопрос для всех детей.
Итак, игра – начинается:
Вот заболел пациент. А кто пациент? Он вызывает машину, что бы доехать до больницы (по телефону). Что он говорит? А кто у нас шофёр? У шофёра вместо обычного руля – мягкий круг. Что должен сказать шофёр, когда приедет к пациенту? Проводится ролевой диалог, сопровождающийся игровыми действиями, в паре шофёр – пациент. Шофёр повёз (ребенок-«пациент» кладет руки на плечи ребенку-«шоферу» и они идут по игровой комнате, при желании ребенок-«шофер» может издавать звуковые сигналы скорой помощи) пациента в больницу. Вот пациент приезжает в больницу – что ему скажет регистратор? О чём должен он спросить пациента? Что ему должен ответить пациент? Проводится ролевой диалог, сопровождающийся игровыми действиями, в паре регистратор – пациент. Все данные регистратор должен «записать» в блокнот. Пациента направляют к врачу, что спрашивает врач? Что ему отвечает пациент? Что должен сделать врач? (Померить температуру, потрогать голову). Что врач должен прописать пациенту? Проводится ролевой диалог, сопровождающийся игровыми действиями, в паре врач – пациент. Кто будет мерить температуру пациенту? (медсестра). Что она ему должна выписать после приёма? (рецепт). Проводится ролевой диалог, сопровождающийся игровыми действиями, в паре медсестра – пациент. Врач – специалист спешит к главному врачу, что б рассказать ему о новом пациенте. Что он скажет? Что ему ответит главный врач? Проводится диалог в паре врач-специалист и главный врач.
На следующем этапе проводилось закрепление всех полученных умений в игре:
- самостоятельное оформление игрового пространства.
- самостоятельное распределение ролей (вмешательство воспитателя в случае конфликта).
- подбор костюмов в соответствии с ролью
- выполнение ролевых действий персонажей
- проговаривание ролевых диалогов
Оборудование: костюмчик доктора; сумка врача; одежда для всех персонажей игры, оборудование для игровой зоны.
Настройка:
Начнём с оформления нашей больницы.
Воспитатель наблюдает за ходом оформительских работ – при необходимости поправляет и подсказывает детям.
Роль воспитателя в процессе организации игры – организующе-контролирующая. Он помогает детям распределять роли и разрешать возникающие конфликты. При распределении ролей воспитатель руководствуется желаниями детей. Если на одну и ту же роль претендует несколько детей целесообразно воспользоваться считалочкой.
На этом этапе дети самостоятельно разыгрывают отдельные сценки из жизни больницы с учётом ролевых действий персонажей и учитывая построение ролевого диалога между ними. В отличие от предыдущих занятий, на этом – воспитатель не вмешивается в их действия. Воспитатель только наблюдает и контролирует игру, сам в ней не участвуя.
Введение нового сказочного персонажа в игру
Когда дети могли обыгрывать различные роли, воспитатель ввел в игру новый неожиданный сказочный персонаж. Взяв на себя роль Бабы-Яги, воспитатель развертывает сюжет таким образом:
Входит Баба-Яга в больницу, испуганная, несчастная, как будто плохо видит.
Баба-Яга: Ох, помогите мне, пожалуйста, я стала плохо видеть. Леший в лесу сказал, что в больнице мне помогут. Что мне делать?
Женя Г.: Бабушка, вам к врачу надо.
Настя Б.: А что у вас на болоте врачей нет?
В дальнейшем между Бабой Ягой и детьми развивается диалог, в процессе которого дети (участники игры) отводят Бабу Ягу к врачу-специалисту (окулисту). Что характерно, роль окулиста взял на себя ребенок, который раньше был медсестрой. Врач-окулист с помощью таблицы для проверки зрения проверил зрение Бабы-Яги, а затем прописал Бабе Яге рецепт на очки.
Баба Яга говорит, что не знает, где взять очки и спрашивает у детей, не знают и они. Дети предлагают различные варианты: купить в магазине, купить в аптеке, сходить в специальный магазин и т.д.
Баба-Яга благодарит всех врачей за оказанную помощь и спрашивает, чем может отблагодарить детей.
В дальнейшем дети самостоятельно продолжили развивать сюжет. Воспитатель вмешивался в игру только в случае конфликтов.
Повторное наблюдение показало, что дети реагируют на введение нового игрового персонажа с интересом и оживлением, их игровые умения выросли, появилась инициатива и творчество. Дети самостоятельно подбирают предметы-заместители, изготавливают игрушки-самоделки. В играх появились нестандартные сюжеты на основе сказок. Также дети научились решать ситуации, когда на одну и ту же роль претендует несколько человек: они используют считалочку или договариваются об очередности. Уровень отыгрывания ролей у дошкольников также заметно повысился. Теперь они в состоянии не только с помощью внешних атрибутов, но и ориентируясь на собственное поведение и игровой опыт, изображать того или иного врача. Таким образом, можно сделать вывод, что дети подошли к овладению новым, более сложным способом построения игры – сюжетосложению.
2.3 Сравнительный анализ
На втором этапе исследования были выделены компоненты игры, по которым производилось наблюдение игровых умений детей: организация игры, содержание игры, ролевые действия, речь и общение, продолжительность игры.
Наблюдение за самостоятельно развернутой игрой «Больница показало, что непрерывное разыгрывание одного сюжета в старшей группе довольно непродолжительно. Максимальное время игры составило около 20 минут, в большинстве же случаев игра продолжалась в течение 15 минут и менее. Во многих случаях она прерывалась извне другими детьми или взрослым. Кратковременность можно объяснить недостатком времени для свободной деятельности детей в распорядке дня современного детского сада, где основную часть времени занимает организованная образовательная деятельность. Чаще всего толчком к игре служит предложение кого-нибудь из детей («Во что будем играть?»), или игрушка, вокруг которой завязывается сюжет.
Наблюдение показало, что разыгрываемые в сюжетно-ролевой игре детьми сюжеты и воплощаемые в них образы имеют источниками телевизионные передачи и реальные события обыденной жизни детей. Наиболее встречаемые сюжеты в данном наблюдении: мама с дочкой идет в поликлинику, врач измеряет температуру, смотрит горло, слушает, выписывает рецепт и т.д. Причем хочется отметить, что играли в «Больницу», в основном, девочки; действия были механические, эмоции выражены слабо. Зачастую игра детей сводились к мало упорядоченной двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом. Чем меньше было возможностей для развития сюжета, тем больше наблюдалось повторов в игре, тем чаще проигрывался один и тот же эпизод (без изменений). Дети настолько привыкли к стандартным играм со стандартными игрушками, что порой отвергали всякую попытку изменить сюжет («Ты неправильно играешь!», «Не так надо играть!»).
Наблюдалось доброжелательное общение между участниками игры на основе общих игрушек и игровых действий, выбор партнера происходил на основе личных симпатий. Во время игры появлялась специфическая ролевая речь, направленная на партнера-игрушку (Марьям, покачивая куклу: «Ну что ты плачешь, сейчас сделаем укол и пойдем домой»), но ролевых диалогов, обращенных к партнеру-сверстнику, практически не наблюдалось. Иногда возникали конфликтные ситуации, в ходе разрешения которых игра разваливалась.
Таблица 7
Развитие игровых навыков дошкольников на констатирующем и контрольном этапе исследования
Параметры |
Результаты наблюдения перед проведением формирующей работы |
Результаты наблюдения после проведения формирующей работы |
Количество играющих |
4-5 |
6-7 |
Длительность игры |
20 мин. |
40 мин. |
Предварительное обсуждение игры |
- |
+ |
Количество атрибутов |
3 |
6 |
Использование предметов-заместителей |
- |
+ |
На третьем этапе исследования во время наблюдения было отмечено, что на предварительном этапе игры дети договариваются о теме игры, но самостоятельно договориться о распределении ролей и сюжета не всегда получается. Отсутствуют нестандартные сюжеты, дети мало проявляют инициативы в игре. Характерно наличие специальных разнообразных действий с соблюдением соответствия игрового действия реальному. В основном игра детей не продолжительна, часто довольно быстро распадается из-за невозможности объединить в один сюжет разные предложения своих сверстников. Роли четко выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Игра развертывается в группе до 3-4 человек.
При подготовке разыгрывания с детьми сюжета «Больница» становится очевидым увеличение (по сравнению со старшей группой) числа ролей: дополняются «процедурная сестра» и «продавец аптечного киоска».
Итак, в результате проведения исследования удалось доказать поставленную во введении гипотезу: грамотная организация сюжетно-ролевых игр, на самом деле, способствует развитию игровых умений старших дошкольников.