Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 557
Скачиваний: 20
2. Осуществление психолого-педагогического подхода к дошкольникам с учетом уровня игровых умений.
3. Организация сотрудничества психолога с детьми в процессе сюжетно-ролевой игры, создание в группе эмоционально-положительной обстановки, позволяющей перейти к партнерским отношениям и обеспечение доступа взрослого к детской игре, не мешая свободе, самостоятельности и активности ребенка.
4. Гибкая линия руководства сюжетно-ролевой игрой: от непосредственного обучения игровым навыкам через участие в сюжетно-ролевых играх на правах равноправного партнера в начале игровых занятий – к активизации играющих при самостоятельной организации сюжетно-ролевой игры – в конце игровых занятий.
5. Ненавязчивый подход к воспитателям и родителям дошкольников в проведении обучающих лекций, консультаций.
Таким образом, проведенный анализ литературы, позволил оформить следующие выводы:
Высшим уровнем развития игровой деятельности дошкольников является построение сюжетной игры.
Построение сюжетной игры можно рассматривать в качестве результата освоения ребенком культурно заданного сюжета как некоторой целостности, имеющей определенную структуру.
Несмотря на то, что логика освоения ребенком культурного сюжета идет от предметных действий к ролям (образам) и затем к сюжетам, именно сюжет определяет и задает весь процесс игры, в том числе его ролевую структуру, состав и взаимодействие ролей.
Глава 2. Развитие игровых умений у старших дошкольников на примере организации ролевой игры «Больница»
2.1 Выявление уровня развития игровых умений у старших дошкольников (констатирующий этап)
Данное практическое исследование посвящено выявлению уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Основным методом практического исследования стало наблюдение за игрой детей.
Наблюдение проводилось на базе ДОУ № 1226 г. Зеленоград. Для наблюдения были выбраны старшая группа детского сада (в составе 20 старших дошкольников в возрасте 6 лет, 12 мальчиков и 8 девочек, все из социально благополучных семей), чтобы проследить динамику в разыгрывании сходного по содержанию игрового сюжета под воздействием организации сюжетно-ролевой игры «Больница».
Наблюдение проводилось в одинаковых естественных условиях жизни и воспитания дошкольников (во время их пребывания в детском саду).
Использовались два вида наблюдения – не включенное и включенное.
Первоначально проводилось не включенное наблюдение. Позиция наблюдателя – внешнее наблюдение, со стороны, осуществляемое в скрытой форме, т.е. наблюдатель находился в помещении группы, но не обнаруживал интереса к наблюдаемым.
Наблюдение начиналось при возникновении в группе любой сюжетно-ролевой игры, признаком которой являлось, во-первых, воображаемая ситуация создаваемая ребенком; во-вторых, принятие ребенком на себя роли. Оно проводилось с тем, чтобы выделить компоненты игры, по которым определялись игровые умения детей: организация игры, содержание игры, ролевые действия, речь и общение, продолжительность игры.
Для того чтобы отслеживать развиваются ли игровые умения детей-дошкольников под воздействием организации и проведения сюжетно-ролевой игры нами заполнялась таблица наблюдений (таблица 1). Таблица заполнялась дважды: перед началом формирующей работы и после ее проведения.
Таблица 1
Таблица наблюдений развития игровых навыков
Параметры |
Результаты наблюдения |
Количество играющих |
|
Длительность игры |
|
Предварительное обсуждение игры |
|
Количество атрибутов |
|
Использование предметов-заместителей |
Исследование проводилось в три этапа
На первом этапе исследования первичный анализ не включенных наблюдений за сюжетно-ролевыми играми детей и их игровыми умениями показал следующее:
– как правило, дети в играх объединялись в группы из 2-3 человек, но чаще всего их игры носили индивидуальный характер;
– в играх дети в основном отражали сюжеты, близкие их личному опыту (наиболее популярны среди дошкольников игры бытового характера; например, укладывание куклы спать, чаепитие кукол в гостях, поход кукол в магазин, празднование дня рождения у кукол и т.д.)
– все игры детей были непродолжительными, дети быстро теряли интерес к ним.
Было также отмечено: в играх дети роль принимали, но их ролевые действия были однообразными, часто повторялись, сопровождались высказываниями, поясняющими их действия.
Пример. Таня Ж. берет фонендоскоп: «Я – врач, как Доктор Айболит». Берет мягкую игрушку (собаку): «Сейчас я послушаю, кашляйте…» (слушает в фонендоскоп); «Я Вам сделаю укол…» (берет шприц колет собаке в лапу). Дальше ролевые действия повторялись с другими игрушками. Затем к игре присоединилась Маша М.: «Давай я как будто заболела и пришла к тебе в больницу». Таня Ж.: «Давай… Садись сюда, я сначала тебя послушаю, а потом сделаю укол».
Ролевой диалог в играх этих детей не возникал.
Совместной игре ребята предпочитают одиночную, т.е. игру с самим собой. Некоторые дети играли в одиночку из-за трудностей в общении: это дети с выраженными дефектами речи, малоактивные, замкнутые, плохо адаптирующиеся к условиям дошкольного учреждения. Они склонны к уединению, неохотно отвечали на вопрос, во что они играют, прекращают игру и прячут игрушки, когда к ним подходят сверстники. У таких детей включенная в игру речь очень тихая, шепотная.
Для детей характерно осуществление условных действий с игрушками и предметами-заместителями, выстраивание их в простейшую смысловую цепочку.
Таблица 2
Таблица наблюдений развития игровых умений на констатирующем этапе исследования
Параметры |
Результаты наблюдения |
Количество играющих |
4-5 |
Длительность игры |
20 мин. |
Предварительное обсуждение игры |
- |
Количество атрибутов |
3 |
Использование предметов-заместителей |
- |
Проанализировав результаты наблюдения, мы пришли к выводу:
- Сюжетно-ролевые игры детей бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;
- Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами, реализуя их через примитивные игровые действия:
крутят руль автомашины, купают и одевают кукол, подносят ко рту куклы чашку во время чаепития, переставляют с места на место кастрюльки, изображая приготовление пищи и т.д.
- Ролевые диалоги отсутствуют, речь используется как пояснение (для себя и партнера) сути игровых действий или простейший способ взаимной координации (распределения ролей).
- Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам.
2.2 Педагогические условия развития у старших дошкольников игровых умений посредством использования сюжетно-ролевой игры (формирующий эксперимент)
После внешнего наблюдения в группе испытуемых старших дошкольников была проведена подготовительная (к игре «Больница») работа:
1. экскурсия в медицинский кабинет детского сада (Приложение№1);
2. беседа с использованием наглядного материала о профессии врача (Шорыгина Т.А.);
3. чтение художественной литературы «Больной» Ю. Яковлев, «С человеком беда» Ю. Сеницин, «Человек заболел» И. Туричин, «Доктор Айболит» К. Чуковский;
4. совместное изготовление атрибутов для игры (таблетки, талончики, медицинские карты). Эти методы использовались для обогащения представлений детей о содержании деятельности врачей и других работников больницы (поликлиники), о характере взаимодействий всех участников предстоящего игрового сюжета «Больница».
После этого было проведено включенное наблюдение при непосредственном участии воспитателя в игре детей, что позволило бы ему «изнутри» направлять развитие сюжета, демонстрировать детям способы игровых действий, в том числе ролевого диалога, активизируя игровую инициативу дошкольников для реализации их представлений о больнице в игровом сюжете.
Задачу развития игровых умений детей возможно решить в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении воспитателем нескольких условий:
1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
3. Развитие ролевого диалога, в том числе при использовании метода «телефонный разговор», который помогает детям активнее использовать обмен репликами (вопрос – ответ) в соответствии с исполняемыми ролями.
С детьми старшего дошкольного возраста была организована игра «Больница».
Цель: наглядно-действенное освоение детьми смысла деятельности медицинского персонала, их взаимодействия с пациентами («больными»). Развитие умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.
Игровой материал: игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, пачка горчичников, шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, самодельные игрушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы.
Игровые роли. Врачи, медсестра, пациенты, шофер скорой помощи.
Ход игры.
На первом этапе воспитатель не рассказывает детям предварительно сюжет, а сразу начинает игру. Для привлечения детей к игре оборудуется предметно-игровая среда, включающая атрибуты, изготовленные детьми. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры – необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, расширяет игровой сюжет вопросом: «А кого нам еще не хватает в игре?».
Работа строилась таким образом: воспитатель предлагала поиграть в «больницу», брала на себя роль, таким образом, начинала развивать сюжет, затем по ходу игры меняла свою роль. Так, в игре с Машей Л. воспитатель обратилась к девочке: «Маша, давай поиграем в «больницу». Я буду медсестрой, а кем будешь ты? (врач). Будем готовиться с тобой к приему больных». Воспитатель надевает халат, девочка тоже, воспитатель как будто моет руки.
Медсестра – врачу: «Надежда Ивановна, скоро придут больные, что еще нужно сделать?» Маша Л. (врач): «Нужны рецепты, чтобы больным выписывать». Воспитатель берет листы бумаги: «Вот рецепты готовы. Можно я пойду в прививочный кабинет?». Маша Л.: «Да». Воспитатель-«медсестра» выходит из «кабинета», а затем говорит: «Кого нам теперь не хватает для игры? Давай я буду еще как будто больная», – стучит в «дверь кабинета врача», спрашивает: «Доктор, можно войти?» - заходит в «кабинет» … и т.д.