Файл: Особенности ролевой игры в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 499

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опишем особенности ролевых действий и построения ролевого диалога в организации сюжетно-ролевой игры «Больница» в подготовительной дошкольной группе (таблица 5, 6).

Таблица 5

Ролевые действия дошкольников в игре «Больница»

Роли

Ролевые действия

Глав-врач

Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.

Доктор

Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт.

Медсестра

Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники.

Пациент

Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Регистратор

Заполняет карту больного, даёт талончик, ставит печати.

Медсестра процедурного кабинета

Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание.

Продавец в аптечном киоске

Отпускает лекарства по рецепту врача

Шофер

Ездит помогать больным в домашних условиях. Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования.

Таблица 6

Построение ролевого диалога дошкольников в игре «Больница»

Роли

Медсестра

Процедурная медсестра

Работник аптечного киоска

Доктор

Выполняет указания врача, помогает вести приём больных

По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры

Пациент

Выписывает направления на обследование

Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции

Выкупает лекарства по рецепту

Регистратор

Берёт карту больного, относит её к доктору

Шофёр (скорой помощи)

Выезжает к больным на дом

Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск

Первый – предварительный – этап по организации игры «Больница»

Цели: Смена игровых ролей, активизация речи в процессе игрового действия.

Задачи занятия:

1. Закрепление игровых действий;

2. Использование предметов-заместителей в процессе игры;

3. Продолжение формирования непосредственных коллективных игровых действий;

4. Активное обживание детьми игрового пространства группы;

5. Изменение способа выполнения игровых действий;


6. Речевое сопровождение своих действий в процессе игры.

Оборудование:

Игрушка – костюмчик доктора; сумка врача; одежда для всех персонажей игры. Игрушки – заместители инструментов врача, вместо машины для шофера – игрушечный руль, вместо кушетки больничной – диван в группе.

Настройка:

- А хотите поиграть в игру больница? Давайте вспомним, каких врачей вы знаете? А что они лечат? А какие инструменты нужны тому или иному врачу.

После обсуждения воспитатель делает обобщающий вывод.

Например, «Мы с вами вспомнили таких врачей как терапевт, лор-врач, окулист, стоматолог и травматолог. Для работы врачу-терапевту потребуется градусник и стетоскоп, лор-врачу – инструмент лор-врача, окулисту – таблица определения зрения, стоматологу – пинцет, а травматологу – бинт. Всем врачам потребуются нагрудные значки, пузырьки с лекарством и шприцы.»

Затем воспитатель делит детей на две группы: «врачей» и «пациентов» (затем дети меняются ролями; об этом воспитатель сообщает сразу во избежание конфликтов и ссор). Из детей-«врачей» выбираются различные специалисты (по желанию или по выбору воспитателя). Аналогичным образом выбирается шофер, регистратор, медицинская сестра и главный врач. Все «врачи» надевают белые халаты и берут свои инструменты.

Воспитатель предлагает каждому ребёнку описать свой наряд и объяснить, почему именно этот наряд и инструмент выбрал ребёнок. В случае затруднения – воспитатель повторяет вопрос для всех детей.

Итак, игра – начинается:

Вот заболел пациент. А кто пациент? Он вызывает машину, что бы доехать до больницы (по телефону). Что он говорит? А кто у нас шофёр? У шофёра вместо обычного руля – мягкий круг. Что должен сказать шофёр, когда приедет к пациенту? Проводится ролевой диалог, сопровождающийся игровыми действиями, в паре шофёр – пациент. Шофёр повёз (ребенок-«пациент» кладет руки на плечи ребенку-«шоферу» и они идут по игровой комнате, при желании ребенок-«шофер» может издавать звуковые сигналы скорой помощи) пациента в больницу. Вот пациент приезжает в больницу – что ему скажет регистратор? О чём должен он спросить пациента? Что ему должен ответить пациент? Проводится ролевой диалог, сопровождающийся игровыми действиями, в паре регистратор – пациент. Все данные регистратор должен «записать» в блокнот. Пациента направляют к врачу, что спрашивает врач? Что ему отвечает пациент? Что должен сделать врач? (Померить температуру, потрогать голову). Что врач должен прописать пациенту? Проводится ролевой диалог, сопровождающийся игровыми действиями, в паре врач – пациент. Кто будет мерить температуру пациенту? (медсестра). Что она ему должна выписать после приёма? (рецепт). Проводится ролевой диалог, сопровождающийся игровыми действиями, в паре медсестра – пациент. Врач – специалист спешит к главному врачу, что б рассказать ему о новом пациенте. Что он скажет? Что ему ответит главный врач? Проводится диалог в паре врач-специалист и главный врач.


На следующем этапе проводилось закрепление всех полученных умений в игре:

  • самостоятельное оформление игрового пространства.
  • самостоятельное распределение ролей (вмешательство воспитателя в случае конфликта).
  • подбор костюмов в соответствии с ролью
  • выполнение ролевых действий персонажей
  • проговаривание ролевых диалогов

Оборудование: костюмчик доктора; сумка врача; одежда для всех персонажей игры, оборудование для игровой зоны.

Настройка:

Начнём с оформления нашей больницы.

Воспитатель наблюдает за ходом оформительских работ – при необходимости поправляет и подсказывает детям.

Роль воспитателя в процессе организации игры – организующе-контролирующая. Он помогает детям распределять роли и разрешать возникающие конфликты. При распределении ролей воспитатель руководствуется желаниями детей. Если на одну и ту же роль претендует несколько детей целесообразно воспользоваться считалочкой.

На этом этапе дети самостоятельно разыгрывают отдельные сценки из жизни больницы с учётом ролевых действий персонажей и учитывая построение ролевого диалога между ними. В отличие от предыдущих занятий, на этом – воспитатель не вмешивается в их действия. Воспитатель только наблюдает и контролирует игру, сам в ней не участвуя.

Введение нового сказочного персонажа в игру

Когда дети могли обыгрывать различные роли, воспитатель ввел в игру новый неожиданный сказочный персонаж. Взяв на себя роль Бабы-Яги, воспитатель развертывает сюжет таким образом:

Входит Баба-Яга в больницу, испуганная, несчастная, как будто плохо видит.

Баба-Яга: Ох, помогите мне, пожалуйста, я стала плохо видеть. Леший в лесу сказал, что в больнице мне помогут. Что мне делать?

Женя Г.: Бабушка, вам к врачу надо.

Настя Б.: А что у вас на болоте врачей нет?

В дальнейшем между Бабой Ягой и детьми развивается диалог, в процессе которого дети (участники игры) отводят Бабу Ягу к врачу-специалисту (окулисту). Что характерно, роль окулиста взял на себя ребенок, который раньше был медсестрой. Врач-окулист с помощью таблицы для проверки зрения проверил зрение Бабы-Яги, а затем прописал Бабе Яге рецепт на очки.

Баба Яга говорит, что не знает, где взять очки и спрашивает у детей, не знают и они. Дети предлагают различные варианты: купить в магазине, купить в аптеке, сходить в специальный магазин и т.д.

Баба-Яга благодарит всех врачей за оказанную помощь и спрашивает, чем может отблагодарить детей.


В дальнейшем дети самостоятельно продолжили развивать сюжет. Воспитатель вмешивался в игру только в случае конфликтов.

Повторное наблюдение показало, что дети реагируют на введение нового игрового персонажа с интересом и оживлением, их игровые умения выросли, появилась инициатива и творчество. Дети самостоятельно подбирают предметы-заместители, изготавливают игрушки-самоделки. В играх появились нестандартные сюжеты на основе сказок. Также дети научились решать ситуации, когда на одну и ту же роль претендует несколько человек: они используют считалочку или договариваются об очередности. Уровень отыгрывания ролей у дошкольников также заметно повысился. Теперь они в состоянии не только с помощью внешних атрибутов, но и ориентируясь на собственное поведение и игровой опыт, изображать того или иного врача. Таким образом, можно сделать вывод, что дети подошли к овладению новым, более сложным способом построения игры – сюжетосложению.

2.3 Сравнительный анализ

На втором этапе исследования были выделены компоненты игры, по которым производилось наблюдение игровых умений детей: организация игры, содержание игры, ролевые действия, речь и общение, продолжительность игры.

Наблюдение за самостоятельно развернутой игрой «Больница показало, что непрерывное разыгрывание одного сюжета в старшей группе довольно непродолжительно. Максимальное время игры составило около 20 минут, в большинстве же случаев игра продолжалась в течение 15 минут и менее. Во многих случаях она прерывалась извне другими детьми или взрослым. Кратковременность можно объяснить недостатком времени для свободной деятельности детей в распорядке дня современного детского сада, где основную часть времени занимает организованная образовательная деятельность. Чаще всего толчком к игре служит предложение кого-нибудь из детей («Во что будем играть?»), или игрушка, вокруг которой завязывается сюжет.

Наблюдение показало, что разыгрываемые в сюжетно-ролевой игре детьми сюжеты и воплощаемые в них образы имеют источниками телевизионные передачи и реальные события обыденной жизни детей. Наиболее встречаемые сюжеты в данном наблюдении: мама с дочкой идет в поликлинику, врач измеряет температуру, смотрит горло, слушает, выписывает рецепт и т.д. Причем хочется отметить, что играли в «Больницу», в основном, девочки; действия были механические, эмоции выражены слабо. Зачастую игра детей сводились к мало упорядоченной двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом. Чем меньше было возможностей для развития сюжета, тем больше наблюдалось повторов в игре, тем чаще проигрывался один и тот же эпизод (без изменений). Дети настолько привыкли к стандартным играм со стандартными игрушками, что порой отвергали всякую попытку изменить сюжет («Ты неправильно играешь!», «Не так надо играть!»).


Наблюдалось доброжелательное общение между участниками игры на основе общих игрушек и игровых действий, выбор партнера происходил на основе личных симпатий. Во время игры появлялась специфическая ролевая речь, направленная на партнера-игрушку (Марьям, покачивая куклу: «Ну что ты плачешь, сейчас сделаем укол и пойдем домой»), но ролевых диалогов, обращенных к партнеру-сверстнику, практически не наблюдалось. Иногда возникали конфликтные ситуации, в ходе разрешения которых игра разваливалась.

Таблица 7

Развитие игровых навыков дошкольников на констатирующем и контрольном этапе исследования

Параметры

Результаты наблюдения

перед проведением формирующей работы

Результаты наблюдения

после проведения формирующей работы

Количество играющих

4-5

6-7

Длительность игры

20 мин.

40 мин.

Предварительное обсуждение игры

-

+

Количество атрибутов

3

6

Использование предметов-заместителей

-

+

На третьем этапе исследования во время наблюдения было отмечено, что на предварительном этапе игры дети договариваются о теме игры, но самостоятельно договориться о распределении ролей и сюжета не всегда получается. Отсутствуют нестандартные сюжеты, дети мало проявляют инициативы в игре. Характерно наличие специальных разнообразных действий с соблюдением соответствия игрового действия реальному. В основном игра детей не продолжительна, часто довольно быстро распадается из-за невозможности объединить в один сюжет разные предложения своих сверстников. Роли четко выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Игра развертывается в группе до 3-4 человек.

При подготовке разыгрывания с детьми сюжета «Больница» становится очевидым увеличение (по сравнению со старшей группой) числа ролей: дополняются «процедурная сестра» и «продавец аптечного киоска».

Итак, в результате проведения исследования удалось доказать поставленную во введении гипотезу: грамотная организация сюжетно-ролевых игр, на самом деле, способствует развитию игровых умений старших дошкольников.