Файл: Особенности ролевой игры в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 564

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяя место сюжетно-ролевой игры в огромном многообразии детских игр, обозначим несколько ее функциональных особенностей и назначений.

1. Функции данной игры заключаются в том, что она позволяет детям занимать новые эмоционально привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.

2. Общение детей в сюжетно-ролевой игре органично и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.

3. Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.

4. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.

1.2 Специфика ролевой игры и ее значение в развитии дошкольника

Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т.е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

По мнению Д.Б. Эльконина, игра возникает из условий жизни ребенка обществе и отражает эти условия. В ней происходит «первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает особо знание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым» [48, с. 169].

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.

Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С.Л. Новоселова [30], дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». [30, с. 133]


В игре практически, т.е. в действии, становится доступен целый мир. Дошкольник не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, и тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре все это возможно.

Для развития дошкольника важны те игры, которые исходят от него, его собственной инициативы, сюжет которых он выдумывает сам – сюжетно-ролевые или режиссерские. Именно в них в наибольшей степени происходит общее развитие, а не упражняются какие-то отдельные функции. Возникают они не на пустом месте. Любые другие игры, инициатором в которых выступает взрослый, льют воду на мельницу развития самодеятельной игры. Важно, чтобы ребенок владел игровой культурой во всем ее многообразии: в раннем и младшем дошкольном возрасте – это сюжетно-отобразительные игры (ребенок повторяет то, что видит вокруг), затем появляются самодеятельные сюжетные игры (ребенок обращается к сюжетам, которые интересны ему, придумывает их сам), к старшему дошкольному возрасту сюда добавляются игры с правилами. Не следует недооценивать и такие виды игр как досуговые, подвижные, игры-экспериментирования, разнообразные народные игры.

Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, а которое ребенок погружен полностью. Чем шире круг отображаемых в игре событий и явлений, тем лучше. Так, если младший дошкольник охотно играет в магазин и поликлинику, в семью и детский садик, то игры старших дошкольников уже гораздо увлекательнее, они связаны с путешествиями, приключениями и подвигами. Постепенно игра приобретает «многоаспектный» характер: ребенок не просто выдумывает и развивает сюжет (это может происходить в течение достаточно продолжительного времени: от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев), но и активно включает в свою эту игру все, что, так или иначе, его затрагивает (новые знания, новые предметы, новые персонажи). Он активно конструирует предметную среду своей игры (если речь идет о режиссерской игре) или какие-то ее атрибуты (если игра сюжетно-ролевая). Здесь игра настолько тесно смыкается с продуктивными видами деятельности, что разграничить их уже почти невозможно. Изобразительная деятельность, творческий труд становятся по-настоящему мотивированными – значимыми для самого ребенка, обогащая его умения и обобщая его опыт, а процесс создания игрушек, хотя и замедляет игровое действие во времени, нередко открывает новые возможности для построения сюжета.


Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры.

Впервые игру как ведущую деятельность дошкольного возраста, определяющую формирование основных возрастных новообразований выделил Л.С. Выготский [6]. Он определил ее как «своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций».

Идеи Л.С. Выготского [6] нашли дальнейшую реализацию в работах Д.Б. Эльконина [48]. В его концепции построение ролевой игры определено как наивысший уровень развития сюжетно-ролевой игры, а роль – выделена в качестве единицы игровой деятельности. Эти положения Д.Б. Эльконина [48] приняты за аксиому в большинстве работ таких отечественных психологов, как Л.И. Божович, Е.А. Бугрименко, Л.А. Венгер, О.В. Гударева, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, З.В. Мануйленко, В.А. Недоспасова, Е.О. Смирнова, Н.Г. Салмина, Е.В. Филиппова и др.

В то же время, в ряде работ подчеркнуто значение других структурных составляющих в формировании психологических качеств. Так, в работах Р.Г. Надежиной, Н.С. Пантиной, Г.П. Щедровицкого [47] выделяется значение реальных отношений по поводу игры как условия для воспитания общественных и нравственных качеств, формирования рефлексии.

Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов [17] отмечают, что сюжетно-ролевая игра имеет два источника. Эти источники выступают в форме двух видов самоценной детской игры: образной и режиссерской, в каждом из видов возникают свои специфические способности, которые потом реализуются в сюжетно-ролевой игре.

Выделив роль в качестве единицы игровой деятельности, Д.Б. Эльконин [48] отодвинул на второй план значение игрового сюжета, понимая под ним сферу действительности, которая воспроизводится в игре. Продолжая эти традиции, в работах многих отечественных психологов сюжет редуцируется до темы, которая находит свое отражение в игре. (Е.А. Аркин, О.В. Гударёва, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, А.П. Усова и др.).

Внимание содержанию и структуре игрового сюжета начинает уделяться в работах Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Р.Г. Надежиной, Н.С. Пантиной, Г.П. Щедровицкого. Н.Я Михайленко, Н.А. Короткова [28] выделяют в структуре детских игр такие сюжетные образования: роли, события, предметно-игровые ситуации. Развитие целостного сюжета связано, по мнению авторов, с изменением одного из этих элементов. Критерием связанности событий в сюжете является сохранение в каждом из последующих событий одного из элементов предыдущего. Необходимо отметить, что согласно теоретическим построениям авторов сюжет выступает производной от ролевой структуры игры.


С принципиально иных позиций рассматривается сюжет и его роль в игре дошкольников в работах Р.Г. Надежиной, Н.С. Пантиной, Г.П. Щедровицкого [47].

Н.С. Пантина считает, что роли и ролевые взаимодействия придают сюжету некоторую целостность и делают его пригодным для разыгрывания несколькими детьми. Сложные сюжеты характеризуются появлением в структуре сюжета эпизода как образования, которое объединяет ряд игровых действий.

Р.Г. Надежина, Г.П. Щедровицкий [47] определяют сюжет как структуру, «скелет», который задает процесс игры, состав и взаимодействие ролей. Назначение сюжета они видят в утверждении норм игры. Нам представляется очень важным то место в структуре игры, которое в работах Р.Г. Надежиной, Г.П. Щедровицкого отведено сюжету. В отличие от традиционного подхода к игре в их работах постулируется, что именно сюжет определяет и задает весь процесс игры, в том числе и его ролевую структуру [47].

Игра возникает при появлении общественной необходимости готовить подрастающее поколение к будущей общественно полезной деятельности. Сначала она возникла в форме игры – упражнения, а позднее в форме сюжетно-ролевой игры (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, и др.).

Сюжетно-ролевая игра является социо-культурной в двух аспектах: в содержательном (мотивационном) и в операциональном (способы осуществления). Это проявляется в частности в том, что содержанием детской игры являются исторически заданные и зафиксированные в культуре сюжеты (А.В. Запорожец, В.Я. Пропп, Г.П. Щедровицкий и др.), а используемые ребенком в игре речевые знаки носят культурный характер и имеют важное значение в формировании специфических человеческих психических функций: воображения, речевого мышления, произвольной регуляции и др. (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец).

Сюжетно-ролевые игры характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.


5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своей наиболее развернутой формы.

Для развития сюжетно-ролевой игры детей необходимо уделять больше внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него, помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития. Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть. В этом и состоит культурное значение игры.

Для того чтобы сюжетные игры были привлекательными для детей и обладали развивающим потенциалом, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;
  • Чтобы педагогическое сопровождение сюжетных игр строилось с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;
  • Чтобы предметно-игровая среда детского сада была динамично-изменяющейся, а в её создании должны принимать участие дети.

Для того чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей необходимо, прежде всего, грамотно предлагать дошкольникам темы для сюжетно-ролевых игр.

Темы сюжетно-ролевых игр могут быть самыми разнообразными – это события и явления жизни: семья, детский сад, школа, путешествие и т.д. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития их фантазии; по одной и той же теме могут составляться разные сюжеты. Выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре повседневные впечатления, чувства, которые он питает к близким людям, необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Для грамотного руководства сюжетно-ролевыми играми воспитатель должен руководствоваться следующими принципами:

1. Реализация последовательности освоения детьми игровых занятий от менее сложных к более сложным.