Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 568
Скачиваний: 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общеизвестным фактом является то, что игра выступает ведущей деятельностью для дошкольного возраста. Вместе с тем повышение требований к дошкольному образованию зачастую вынуждает воспитателей уделять большее внимание чисто интеллектуальным занятиям, которые рассматриваются как более продуктивные в вопросе подготовке к школьному обучению. Родители современных дошкольников также не уделяют достаточного внимания развитию игровых умений своих детей.
В рамках проведенного исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы и теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития у старших дошкольников игровых умений посредством использования сюжетно-ролевой игры.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- Рассмотрены сущностные характеристики понятия «игра» и представлена характеристика сюжетно-ролевой игры.
- Определена специфика сюжетно-ролевой игры и ее значение в развитии дошкольника.
- Проанализировано развитие игровых умений старших дошкольников в рамках сюжетно-ролевой игры.
- Проведена практическая работа по развитию игровых умений у старших дошкольников на примере организации сюжетно-ролевой игры «Больница».
- Эмпирически исследовано влияние организации сюжетно-ролевой игры на детей старшего дошкольного возраста.
На основе изучения литературы о психолого-педагогических проблемах детской сюжетно-ролевой игры была разработана общая идея проекта. Сначала было проведено наблюдение за уровнем развития игровых действий детей старшей группы ДОУ. На основе полученных результатов была разработана программа по развитию игровых действий детей дошкольного возраста на материале сюжетно-ролевой игры «Больница». По итогам проведения игровых занятий было проведено вторичное наблюдение за уровнем развития игровых действий детей-дошкольников.
Наблюдение проводилось на базе ДОУ № 1226 г. Зеленоград. Для наблюдения были выбраны старшая подготовительная группа. Наблюдение проводилось в одинаковых естественных условиях жизни и воспитания дошкольников (во время их пребывания в детском саду) в течение февраля-марта 2013 г.
Проведенные первичные наблюдения показали недостаточное развитие игровых умений у всех испытуемых детей старшего дошкольного возраста. Оно выразилось в неразвитости и бедности сюжетов ролевых игр, тематическом однообразии, непродолжительности игровых взаимодействий, отсутствии ролевых диалогов, формальном отыгрыше игровых ролей, малой инициативности детей.
В результате проведенной работы по организации и руководству детской сюжетно-ролевой игрой («Больница») было выявлено заметное улучшение игровых умений детей. Дети стали свободнее вступать во взаимодействие, расширился диапазон актуализируемых детьми игровых ролей, в играх детей начинают отражаться взаимоотношения людей, возникают предметы-заместители, в играх появились нестандартные сюжеты на основе сказок, также дети научились решать ситуации, когда на одну и ту же роль претендует несколько человек.
В результате проведения исследования удалось доказать поставленную во введении гипотезу: грамотная организация сюжетно-ролевых игр, на самом деле, способствует развитию игровых умений старших дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверин, В.А. Психология раннего детства / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2015. – 89 с.
- Аверченкова, С.К. Дошкольная педагогика / С.К. Аверченкова. – Волгоград : Перемена, 2016. – 280 с.
- Апинян, Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др. / Т.А. Апинян. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2013. – 400 с.
- Бажанова, Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте : диссертация ... кандидата психологических наук / Т.В. Бажанова. – М., 2018. – 122 с.
- Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.
- Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе : уч.-метод. пособ. / И.С. Гринченко – М. : ЦГЛ, 2012. – 80 с.
- Диагностика развития дошкольников : психологические тесты / сост. Т.Г. Макеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 125 с.
- Дневник воспитателя : развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М. : ГНОМ и Д, 2015. – 144 с.
- Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М. В. Ермолаева. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2012. – 176 с.
- Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей / Е.В. Зворыгина. – М. : Просвещение, 1988. – 96 с.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, А. Михайловой. – СПб. : Детство-Пресс, 2017. – 48 с.
- Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е. Леванова, А. Волошина, В. Плешаков, А. Соболева и др. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2015. – 208 с.
- Камаровская, Е.В. Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет: все, что нужно знать родителям / Е.В. Камаровская. – СПб. : Питер, 2016. – 224 с.
- Комлева, В.В. Сюжетно-ролевые игры как основа занятия с дошкольниками / В.В. Комлева // Искусство в школе. – 2014. – № 1. – С. 46–49.
- Комплексная программа «Детский сад 2100». – М. : Баласс, 2016. – 145 с.
- Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с.
- Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевая игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – Ростов-н-Д. : Феникс, 2018. – 251с.
- Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев //Психологическая наука и образование. – 2017. – №3. – С. 19-31.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 383 с.
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб. : Питер, 2018. – 318 с.
- Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика : учеб-метод. пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов : Николаев, 2015. – 290 с.
- Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями : учеб. пособие / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко ; под ред. А.Ф. Кумариной. – М. : Академия, 2013. – 272 с.
- Минсадыкова Г.Ш. Снова о сюжетно-ролевой игре дошкольников : метод. пособие / Г.Ш. Минсадыкова ; Магнитогор. гос. ун-т. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2017. – 55 с.
- Михайленко Н.Я. Как играть с детьми / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М. : Академический проект, 2012. – 160 с.
- Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М. : Линка-Пресс, 2015. – 94 с.
- Новиков А.М. Методология игровой деятельности / А.М. Новиков. – М. : Эгвес, 2016. – 48 с.
- Новоселова, С.Л. Игра дошкольника : учебное пособие / С.Л. Новоселова. – Москва : Просвещение, 1989. – 286 с.
- Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии / под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. – СПб. : ЛОИУУ, 2016. – 95 с.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех». – М. : Просвещение, 2010. – 254 с.
- Психология дошкольника : хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб., доп. – М. : Академия, 2016. – 408 с.
- Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2013. – 208 с.
Экскурсия в медицинский кабинет
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию (прогулку) в поликлинику. Здесь работают врачи, а так же люди, которые им помогают.
Всех людей, которые работают в больницах и поликлиниках, называют медицинские работники (новое слово, обратить на него внимание, повторить вместе с ребёнком). А места, где они работают – медицинские учреждения (новое слово).
Врачи – очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели.
Пример возможного диалога:
Взрослый: А ты был(а) когда-нибудь у врача?
Ребёнок: был(а)
В: А как называются люди, которые посещают врача?
Р: Пациент
В: Ты помнишь, во что обычно одеваются врачи?
Р: Они носят белые халаты и белую шапочку на голове.
В: А кто работает в поликлинике?
Р: Врач, медсестра
В: А ты хотел(а) бы узнать, кто ещё работает в поликлинике?
Р: Конечно.
Тогда давай мы начнём нашу экскурсию и познакомимся поближе с теми, кто работает в поликлинике.
Итак, мы заходим в поликлинику и первого, кого мы видим, это регистратор (новое слово).
Кто же такой регистратор?
Это очень нужный человек в поликлинике. Его кабинет называется регистратура (новое слово). Он записывает всех больных на приём к врачу, выдаёт специальный лист – талон. В талоне написано, когда больному нужно придти к врачу и в какой кабинет пройти, В регистратуре можно вызвать врача на дом или получить справку. А ещё в регистратуре хранятся все медицинские карточки.
В: Ты знаешь, что такое медицинские карточки?
Р:...
В: Это такая специальная тетрадь, в которой записаны все прививки, которые делались пациенту, и все болезни, которыми он переболел.
Давай получим у регистратора талоны и пройдём к другим врачам. (Подготовить талоны и по одному вручать их ребёнку).
Итак, давай посмотрим наш первый талон. Он к врачу педиатру.
Кто же такой педиатр? (новое слово). Это тот врач, который лечит детей, проще говоря – детский врач. Он наблюдает ребёночка от самого рождения, следит за его ростом и весом. Вели ребёнок заболел, он его осматривает, прослушивает, измеряет температуру, затем назначает нужные лекарства, следит, чтобы лечение проходило успешно.
Ну вот, побывали мы у педиатра, а теперь давай посмотрим наш следующий талон. Он к врачу отоларингологу (новое слово). Но это название очень сложное, поэтому чаще этого врача называют ЛОР (новое слово).
Давай выясним, кто же такой ЛОР и что же он лечит? А лечит этот врач ушки, горло и носик. Обычно, когда детки болеют, они идут сначала к педиатру И, если заболевание не сложное, педиатр лечит сам. Но если заболевание серьезное, тогда педиатр выдает направление к ЛОРу.
У нас есть ещй талон, давай посмотрим, к какому же он врачу. Этот талон к врачу, который называется окулист (новое слово).
Давай зайдём в кабинет окулиста, здесь на стене весит плакат с изображением картинок и букв для проверки зрения (заранее распечатать плакат и показать ребёнку). Эту профессию еще называют таким сложным словом, как офтальмолог (новое слово). Это врач, который, как вы уже догадались, лечит наши глазки, занимается болезнями, связанными со зрением. Он помогает подобрать очки или контактные линзы, проверяет на разных аппаратах здоровье глаз и при серьезных болезнях назначает лечение, выписывает лекарства.
Итак, вот наш последний талон. Написано на нем стоматолог (новое слово). Зайдем к нему в кабинет. Стоматолог – это зубной врач. Он лечит зубы и дёсны; исправляет прикус, если зубы неправильно выросли; помогает, даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели. Врач стоматолог учит взрослых и детей правильно чистить зубы. Бояться этого врача совсем не стоит, а вот посещать его надо регулярно, и тогда наши зубки всегда будут красивые и белые.
Есть еще один медицинский работник, про которого мне бы очень хотелось тебе рассказать, это медсестра (новое слово).
У каждого врача есть медсестра. Медсестра – это главный помощник любого врача. Она помогает врачу, и порой проводит с пациентом больше времени, чем сам врач. Медсестра берёт анализы, ставит уколы, делает прививки, выдаёт справки и направления к другим врачам, заполняет больничные листы. Выполняет все распоряжения доктора.
Ну, вот и закончилась наша с тобой экскурсия в поликлинику. Давай вспомним с тобой всех врачей, с которыми мы сегодня познакомились.
- как называется врач, который лечит детей?
- у какого врача в кабинете висит табличка, с помощью которой можно проверить зрение?
- кто из врачей учит правильно чистить зубки?
- к какому врачу нужно обратиться, если сильно заболели ушко, горлышко или носик.
- как называется медицинский работник, которым выдаёт талоны к врачам?
- как называется медицинский работник, который берёт анализы, делает уколы и прививки?
- где работает регистратор?
Мы поговорили с тобой о врачах, которые лечат детей. Но есть еще врач, который лечит животных. Он называется ветеринар (новое слово) и работает он в ветеринарной клинике (новое слово).
Это тоже врач, только врач необычный. Его главная задача – это осмотр животных, назначение им лечения и необходимых прививок. Человек этой профессии должен быть очень добрым и любить животных, ведь чтобы животное позволило ему себя лечить, оно должно чувствовать, что человек не хочет причинить ему зла.
Вот и познакомились мы с профессией врача. На самом деле специальностей у врачей гораздо больше. Постепенно мы познакомимся и с другими.
СТИХОТВОРЕНИЯ
(предназначены для того, чтобы разнообразить сюжетно-ролевую игру «Больница»)
Наша кукла заболела.
Утром даже не поела.
Еле глазки открывает,
Не смеётся, не играет.
Целый день она молчит,
Даже «мама» не кричит.
Ожила вдруг кукла снова,
Вот теперь она здорова!
Может глазками моргать.
Наклоняясь, маму звать.
* * *
Я встревожен не на шутку,
Мой Мишутка – заболел!
Кто же вылечит Мишутку,
Его носик – засопел.
У него линяет шубка,
А он маленький медведь.
- Ротик свой открой Мишутка,
Дай мне горло посмотреть.
У тебя большие гланды,
И рычишь ты как больной.
Был вчера в гостях у Панды?
Съел там тортик небольшой?..
А ещё, холодным квасом
Запивал свой бутерброд.
Минералки выпил с газом…
А теперь – болит живот!
Буду я тебя – диетой,
И лекарствами лечить!
А про сладкие конфеты
Надо нам с тобой забыть.
Чай с малиновым вареньем,
Вкусный, липовый медок…
И домашнее печенье,
- Кушай Мишка!
- Мой дружок!
Есть ещё одно лекарство
Для медведей: – Крепкий сон!
- Это, сказочное Царство!
- Сон! – Болезни лечит он!
Спи мой маленький Мишутка,
А я песенку спою:
- Мой любимый, мой малютка
- Баю-Баюшки-Баю…
Трофимов Ю.
* * *
Лягушонок под тиною
Заболел скарлатиною.
Прилетел к нему грач,
Говорит: "Я врач!
Буду тебя лечить,
Вылечу всё что болит!"
* * *
Сороки на весь лес галдели:
- У Волка зубы заболели.
И, от охотников подальше,
Забрался он в глухую чащу.
Ест корешки, теперь, Волчище.
Добычу, больше, он не ищет.
Лежит в своей норе, в постели.
Не ел он целую неделю.
Ему бы доктора зубного.
Да, только, нет в лесу такого.