Файл: Особенности ролевой игры в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 510

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичная работа продолжилась, когда в игру захотели вступить еще нескольких детей: «Давайте как будто, мы тоже заболели и пришли к врачу».

Такая работа способствовала повышению игровой активности детей. Они с интересом отдавались игре, увлеченные ролью.

Марина-«медсестра», выходя из кабинета врача, объясняет: «Врач уже освободился, можно зайти. Заходите, пожалуйста! Сейчас мы Вас полечим, не беспокойтесь. И рецепт выпишем».

Таня-«врач», дает совет «маме»: «У вашей дочки грипп, ее нужно уложить в постель. Гулять нельзя. Будете ставить ей горчичники, и давать лекарство. А сейчас мы ей сделаем укол. Медсестра, сделайте ей, пожалуйста, укол. Не бойся это не больно».

Света-«мама» больной куклы, гладит «дочку»: «Не плач, я тебе куплю конфетку. Доктор, а рецепт Вы мне напишите?»…

Миша-«шофер» машины «скорой помощи», обращаясь к пациентке: «Садитесь, я Вас отвезу домой. А то у Вашей дочки, наверное, температура»…

Воспитатель, взяв на себя роль «пациентки» поясняет («врачу»), что звонит в больницу из дома. Взяв трубку игрушечного телефона или замещающий её длинный брусок от конструктора, прикладывает к уху и имитирует голосом «звонок телефона». Когда «врач» отвечает: «Алло?» - взрослый, задавая различные вопросы, направляет развитие диалога:

- Это больница?

- Да.

- Могу я поговорить с доктором?

- Это я. Слушаю.

- Я заболела, у меня высокая температура – 39! Мне нужен врач. Можете прислать машину, чтобы привезти меня в больницу?

- Да. Высылаю машину. Ждите.

Далее «врач» вызывает (по «телефону») «шофера», дает ему распоряжения. «Шофер» едет за «больным» и т.д.

Наблюдения во время совместной игры показали, что дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, соединяя, усвоенные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером – игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников – игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты – необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников.


В связи с этим для детей старшей группы был разработан и проведен ряд мероприятий, способствующих расширению игровых умений и развитию игрового сюжета.

Эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.

Общая стратегия (для сюжетно-ролевых игр на любые темы) заключается в том, чтобы начинать совместную игру с детьми не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения – «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Задачи организации сюжетно-ролевой игры «Больница» на втором этапе исследования: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям, налаживать взаимодействия в совместной игре, в частности, используя ролевые диалоги, в которых выявляются характеры и отношения персонажей (врач, медсестра – заботливые, внимательные; пациент – страдающий, нуждающийся в помощи и др.), а также действия с предметами-заместителями и другими игровыми атрибутами.

В старшей группе можно расширить число ролей в игре «Больница» за счет различных врачей-специалистов. Это также позволяет активно испорльзовать «телефонный разговор» как способ развития ролевого диалога и координации действий между разными «врачами» и другимми работниками больницы. Ролевые диалоги – как существенная составляющая игровых умений детей – развиваются также в подготовительных заданиях, где дети речевые взаимодействия друг с другом выстраивают, используя кукол (персонажей).

Опишем особенности ролевых действий и построения ролевого диалога в организации сюжетно-ролевой игры «Больница» в старшей дошкольной группе (таблица 3, 4).

Таблица 3

Ролевые действия дошкольников старшей группы в игре «Больница»

Роли

Ролевые действия

Главный врач

Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.

Врач-специалист

Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.

Медсестра

Выполняет назначения врача, делает уколы, берет кровь для анализа. Беседует с больными. Моет инструменты.

Санитарка

Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль)

Регистратор

Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту.

Пациент

Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача.

Шофер

Ездит помогать больным в домашних условиях. Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования.


Таблица 4

Построение ролевого диалога дошкольников старшей группы в игре «Больница»

Роли

Главный врач

Медсестра

Пациент

Врач-специалист

Организует работу.
Контролирует.
Снабжает медикаментами и оборудованием

Выполняет указания, назначения врача.
Помогает врачу.

Приходит на приём с жалобами.
Просит назначить лечение. Благодарит.

Санитарка

Контролирует работу.

Организует работу,

Просит о помощи в уходе за больными.

Регистратор

Организует работу.
Контролирует

Приносит мед. карты больных из регистратуры

Записывается на приём к врачу.

Шофёр

Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования.
Контролирует.

Ездит помогать больным в домашних условиях

Далее опишем проведение сюжетно-ролевой игры «Больница».

Первый этап – подготовка к игре «Больница» – дети взаимодействуют опосредованно, через кукол.

Цели: Знакомство с основными игровыми действиями сюжетно- ролевой игры, продолжение формирования коллективных (опосредованных, через игрушки) игровых действий;

Оборудование: Игрушка – кукла; кукольный костюмчик доктора; сумка врача; набор врачебных инструментов; одежда для всех персонажей игры.

Настройка:

Посмотрите, дети, какие красивые у меня игрушки, они пришли к вам в гости, чтобы вместе поиграть в игру «Больница».

Какой у доктора должен быть костюм? Доктор наш любит наряжаться в свою красивую форму (воспитатель предлагает детям одеть куклу в костюм врача). У него даже есть своя врачебная сумка, давайте положим в эту сумку врачебные инструменты.

(При этом воспитатель спрашивает, какие инструменты выбрали дети и для чего они врачу)

Но ведь доктор пришёл к нам в гости, не один, а с друзьями - давайте посмотрим, кого нам еще не хватает для игры? (пациент, главный врач, врач скорой помощи, врач- специалист, медсестра, санитарка, регистратор, шофер скорой)

Воспитатель предлагает подобрать каждой кукле соответствующую одежду и аксессуары, обсуждает ролевые действия персонажей.

В дальнейшем дети с помощью воспитателя, разыгрывают небольшие сценки со своими куклами, отдельные сценки из жизни больницы с учётом ролевых действий персонажей и учитывая построение ролевого диалога между ними.

Посмотрим теперь, как всё происходит в больнице:


Вот заболел пациент, он вызывает машину, что бы доехать до больницы. Кого нам не хватает в игре? (шофер и врач скорой помощи). Что должен сказать врач скорой помощи, когда приедет к пациенту? Идёт работа в паре врач – пациент. Вот пациент приезжает в больницу – что ему скажет регистратор? О чём должен он спросить пациента? Что ему должен ответить пациент? Работа в паре регистратор – пациент. Пациента направляют к врачу-специалисту, что спрашивает врач? Что ему отвечает пациент? Что должен сделать врач-специалист? (Померить температуру, потрогать голову, пощупать пульс). Что врач должен прописать пациенту? Работа в паре врач- пациент. Кто будет мерить температуру пациенту? (медсестра). Что она ему должна выписать после приёма? (рецепт). Работа в паре медсестра – пациент. Врач – специалист спешит к главному врачу, что б рассказать ему о новом пациенте. Что он скажет? Что ему ответит главный врач? Работа в паре врач – специалист и главный врач.

Все контакты между персонажами происходят опосредованно с помощью кукол, дети, благодаря этому активнее включаются в игровое действие, чувствуют себя более свободными и раскованными. Весь процесс активно направляет воспитатель.

Второй этап – собственно игра «Больница» – дети непосредственно исполняют роли и участвуют в разыгрывании сюжетов.

Задачи:

1. Дальнейшее развитие игровых действий;

2. Принятие детьми на себя ролей в сюжетно-ролевой игре «Больница»

3. Продолжение формирования непосредственных коллективных игровых действий;

4. Активизация ролевых диалогов, сопровождающих игровые действия.

Оборудование:

Набор медицинских инструментов; сумка врача; халаты и шапочки врачей, больничная кушетка, руль для шофёра.

Настройка:

Воспитатель заранее подготавливает предметную среду, внося в нее новые атрибуты, в том числе изготовленные совместно с детьми. С заинтересовавшимися детьми начинает играть.

- А хотите сегодня сами поиграть в игру больница? Давайте вы выберите сегодня для себя костюмы, которые соответствуют вашей роли! Кого нам не хватает для игры? Вспомните, какие инструменты нужны врачу. (При этом воспитатель спрашивает, какие инструменты выбрали дети и для чего они)

Для каждого врача-специалиста в ролевой игре можно выделить свой «кабинет»: столик и два стульчика (один – для пациента, один – для врача). Расставлять столики-кабинеты необходимо в игровой комнате на определенном (не очень большом, но и не очень маленьком расстоянии). С одной стороны, «врачи» не должны мешать друг другу в процессе приема пациентов, с другой – игра должна оставаться коллективной, а не парной. Если помещение игровой комнаты не позволяет расставить мебель подобным образом, то можно сообщить детям, что медицинский кабинет один и все врачи будут по очереди принимать в нем своих пациентов. Также может быть такая вариация игры: принимает пациента один врач, а потом, ориентируясь на симптомы «больного» вызывает того или иного «специалиста».


Одним из вариантов развития игровых событий может быть вызов неотложной медицинской помощи. В этом случае с помощью игрушечного телефона больной из дома (находясь в некотором отдалении от «кабинетов») сообщает свои симптомы. «Врачи», посовещавшись, решают, какой именно «специалист» должен выехать «на дом» к больному и оказать ему помощь.

На этом этапе дети пытаются самостоятельно разыграть сценки из жизни больницы с учётом ролевых действий персонажей и учитывая построение ролевого диалога между ними. Воспитатель вмешиваются в ход игры, только в случае затруднения – путем включения в сюжет игры в роли какого-либо персонажа (очередного больного или используя «звонок по телефону» от лица аптекаря, шофера и т.п.). В случае конфликта воспитатель использует подсказки в форме вопросов.

Приведем пример разыгрывания сюжета.

Мальчик Витя (пациент):

-Алло, это скорая? (Возникла заминка; воспитатель берет телефон и ведет диалог с Витей).

-Скорая слушает, что у вас случилось?

-У меня болит живот.

-Ждите, сейчас за вами приедет скорая помощь (Дальше дети разыгрывали сюжет сами).

Постепенно в процессе реализации примерного плана стало заметно, как повышался уровень проявления игровых умений: умение распределять роли и выполнять их, согласовывать свой действия, привлекать в свою игру новых партнеров. Например, сначала дети, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели больному горло. На постепенно дети, договариваясь об игре в больницу, начали уточнять, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом «врачи» ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Иногда даже возникали игровые «ссоры»: «врачи» ругали «пациентов» за то, что те не приняли вовремя лекарство или ходят по комнате, а им положен постельный режим и т.д. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек – предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек – человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик – кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня есть такой специальный прибор, который сразу все болезни у человека определяет»).