Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (ЧУП «СтриВиСта»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Менеджмент (от англ. Menegement- управление, руководство, администрирование) - это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие. Из этого следует, что менеджмент - это основа любой деятельности предприятия, которое действует в условиях современного рынка.

Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранными критериями управлениями.

Главная задача руководства предприятия в его обеспечении рациональной организации управления предприятием. А также задача руководителя состоит в том, чтобы получить, обработать, проанализировать всю информацию, и на этой основе (под свою ответственность) правильно определить цель принимаемого решения. Подготовка лучших, оптимальных целевых решений основывается во многом на системе критериев оценки правильности принимаемых решений. Речь идет о такой системе управления (принципах, методах, организованной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями управления рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и управления потребности управления рынка.

Цель курсовой работы является анализ различных факторов, влияющих на эффективность менеджмента на предприятии. Всесторонний показ и анализ методов принятия целевых управленческих решений на примере конкретного предприятия, с точки зрения обеспечения стратегических целей бизнеса и до-

4

стижения его прибыльности, а также поддержания его рыночной конкурентоспособности.

Для достижения поставленной цели управления решаются следующие предприятием задачи:

- изучение предприятием понятия и управления функций управления организацией;

- рассмотрение предприятием процесса управления организацией;

- определение предприятием методов управления организацией;

- охарактеризовать управление предприятием организацией и управления организацией управления персоналом ЧУП «СтриВиСта»;

- выявить направления по исследования совершенствованию организации управления персоналом ЧУП «СтриВиСта».

Предметом исследования выбран ЧУП «СтриВиСта».

Объект исследования – система управления организацией на этом предприятии.


Источниками управления написания работы служили управления учебные предприятием пособия Веснина персоналом В.Р., Виханского исследования О.С., Наумова персоналом А.И., Гальковича персоналом Р.С. и управления. В последние годы эта тема нашла широкое освещение в трудах отечественных авторов. Среди последних автором использовались такие работы как: Константинов Г. Н. Стратегический менеджмент. МГУ, 2005; Виханский О.С. Стратегическое управление. М. Гардарики. 2003; Ибрагимова Р. С. Стратегический маркетинг. Учебное пособие. Ярославль. ЯГУ и др

5

Глава 1. Менеджмент как организационно-целевое управление

    1. Понятие, цель и функции менеджмента

Менеджмент - это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечению высокой эффективности их работы. Умение добиваться целей, направляю труд, мотивы поведения и интеллект людей, работающих в организации, точно зная, что предстоит делать и как сделать это самым дешёвым и лучшим способом.

Менеджмент представляет собой огромную область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Менеджмент как, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов. А создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор.

Как деятельность и профессия - менеджмент формировался в конце 19 начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, в это время происходит разделение управленческого и исполнительского труда; вводятся нормы. Реформаторов труда внимание привлекают - проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, условий труда и различные благотворительные проекты, такие как, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.

В 19 веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность становится корпоративной. Пред-


6

приятия гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наёмных менеджеров. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту».

Менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др. Именно с учетом этих особенностей современной экономики и формируется эффективная модель менеджмента.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией называются - категория менеджмента.

Состав основных категорий менеджмента:

  1. объекты и субъекты менеджмента;

2. функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, координация);

7

3. виды менеджмента (организационный, стратегический, тактический, оперативный);

4. методы менеджмента (экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические);

5. принципы менеджмента;

Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Обычно на предприятии можно выделить три иерархических уровня: высший, средний и низовой.

Субъекты менеджмента, менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные определенными полномочиями в области принятия решений в вверенных им сферах деятельности организации.

Категория «менеджер» распространяется на:

• руководителей организации;

• руководителей структурных звеньев и центров прибыли;


• организаторов определенных видов работ (администраторов).[2]

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента, и подразделяются:

По признаку объекта:

а) общий (Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звенье).

б) функциональный менеджмент (Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности

организации или ее звенье). Например: инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

8

По признаку содержания:

а) организационный (организационный менеджмент - это разработка и реализация философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

б) стратегический (стратегический менеджмент предусматривает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией).

в) оперативный менеджмент (оперативный менеджмент предполагает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации).

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

• целостности;

• иерархической упорядоченности;

• целевой направленности и оптимальности;

• сочетания централизации и децентрализации;

• демократизации.

Существует несколько подходов в управлении:

9

• процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);

• системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация – на подразделения (рис. 1.1):

Рис. 1.1. Дерево целей

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Функции имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).


Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Различные концепции менеджмента предусматривают огромное разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

Можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и при любых условий функционирования (рис. 1.2):

10

Рис. 1.2. Система функций менеджмента

  • общие функции менеджмента;
  • социально-психологические функции менеджмента;
  • технологические функции менеджмента. [4]

11

    1. Организационное управление

Организация (как процесс или функция) – это обеспечение эффективности результативности совместной деятельности людей.

"Управлять - значит вести управления предприятие предприятием к его исследования цели, извлекая максимальные предприятием возможности управления из всех имеющихся в его исследования распоряжении управления ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль [8,c.164].

Под организационным управлением понимается совокупность решений, определяющая, какие люди, в какое время и какие технологические процессы осуществляют для того, чтобы получить конкретный, совместный конечный результат. Следовательно, организационное управление – это управление персоналом организации.

Управление персоналом – является процесс воздействия на сотрудников с использованием совокупности специальных методов для оперативного и эффективного решения задач и достижения целей организации. Персонал как объект управления.

Функции управления персоналом организации как основные направления деятельности компании по управлению персоналом включают в себя:

• наем, отбор и прием персонала;

• деловую оценку персонала при приеме, аттестации, подборе;

• профориентацию и трудовую адаптацию;

• мотивацию трудовой деятельности персонала;

• организацию труда и соблюдение этики деловых отношений;

• управление конфликтами и стрессами;

• обеспечение безопасности персонала;

13

• управление нововведениями в кадровой работе;

• обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала;

• управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;