Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (ЧУП «СтриВиСта»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджмент как организационно-целевое управление
Глава 2. Анализ конкретной организации
2.1. Характеристика организации и ее организационной структуры
2.2. Формирование матрицы SWOT – анализа и определение основных проблем организации
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием
3.1. Предложения по введению изменений в организационную структуру
Введение
Менеджмент (от англ. Menegement- управление, руководство, администрирование) - это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие. Из этого следует, что менеджмент - это основа любой деятельности предприятия, которое действует в условиях современного рынка.
Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранными критериями управлениями.
Главная задача руководства предприятия в его обеспечении рациональной организации управления предприятием. А также задача руководителя состоит в том, чтобы получить, обработать, проанализировать всю информацию, и на этой основе (под свою ответственность) правильно определить цель принимаемого решения. Подготовка лучших, оптимальных целевых решений основывается во многом на системе критериев оценки правильности принимаемых решений. Речь идет о такой системе управления (принципах, методах, организованной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями управления рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и управления потребности управления рынка.
Цель курсовой работы является анализ различных факторов, влияющих на эффективность менеджмента на предприятии. Всесторонний показ и анализ методов принятия целевых управленческих решений на примере конкретного предприятия, с точки зрения обеспечения стратегических целей бизнеса и до-
4
стижения его прибыльности, а также поддержания его рыночной конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели управления решаются следующие предприятием задачи:
- изучение предприятием понятия и управления функций управления организацией;
- рассмотрение предприятием процесса управления организацией;
- определение предприятием методов управления организацией;
- охарактеризовать управление предприятием организацией и управления организацией управления персоналом ЧУП «СтриВиСта»;
- выявить направления по исследования совершенствованию организации управления персоналом ЧУП «СтриВиСта».
Предметом исследования выбран ЧУП «СтриВиСта».
Объект исследования – система управления организацией на этом предприятии.
Источниками управления написания работы служили управления учебные предприятием пособия Веснина персоналом В.Р., Виханского исследования О.С., Наумова персоналом А.И., Гальковича персоналом Р.С. и управления. В последние годы эта тема нашла широкое освещение в трудах отечественных авторов. Среди последних автором использовались такие работы как: Константинов Г. Н. Стратегический менеджмент. МГУ, 2005; Виханский О.С. Стратегическое управление. М. Гардарики. 2003; Ибрагимова Р. С. Стратегический маркетинг. Учебное пособие. Ярославль. ЯГУ и др
5
Глава 1. Менеджмент как организационно-целевое управление
Менеджмент - это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечению высокой эффективности их работы. Умение добиваться целей, направляю труд, мотивы поведения и интеллект людей, работающих в организации, точно зная, что предстоит делать и как сделать это самым дешёвым и лучшим способом.
Менеджмент представляет собой огромную область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Менеджмент как, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов. А создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор.
Как деятельность и профессия - менеджмент формировался в конце 19 начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, в это время происходит разделение управленческого и исполнительского труда; вводятся нормы. Реформаторов труда внимание привлекают - проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, условий труда и различные благотворительные проекты, такие как, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.
В 19 веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность становится корпоративной. Пред-
6
приятия гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наёмных менеджеров. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту».
Менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др. Именно с учетом этих особенностей современной экономики и формируется эффективная модель менеджмента.
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией называются - категория менеджмента.
Состав основных категорий менеджмента:
- объекты и субъекты менеджмента;
2. функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, координация);
7
3. виды менеджмента (организационный, стратегический, тактический, оперативный);
4. методы менеджмента (экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические);
5. принципы менеджмента;
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Обычно на предприятии можно выделить три иерархических уровня: высший, средний и низовой.
Субъекты менеджмента, менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные определенными полномочиями в области принятия решений в вверенных им сферах деятельности организации.
Категория «менеджер» распространяется на:
• руководителей организации;
• руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
• организаторов определенных видов работ (администраторов).[2]
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента, и подразделяются:
По признаку объекта:
а) общий (Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звенье).
б) функциональный менеджмент (Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности
организации или ее звенье). Например: инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.
8
По признаку содержания:
а) организационный (организационный менеджмент - это разработка и реализация философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
б) стратегический (стратегический менеджмент предусматривает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией).
в) оперативный менеджмент (оперативный менеджмент предполагает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации).
Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:
• целостности;
• иерархической упорядоченности;
• целевой направленности и оптимальности;
• сочетания централизации и децентрализации;
• демократизации.
Существует несколько подходов в управлении:
9
• процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);
• системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация – на подразделения (рис. 1.1):
Рис. 1.1. Дерево целей
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Функции имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).
Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.
Различные концепции менеджмента предусматривают огромное разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
Можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и при любых условий функционирования (рис. 1.2):
10
Рис. 1.2. Система функций менеджмента
- общие функции менеджмента;
- социально-психологические функции менеджмента;
- технологические функции менеджмента. [4]
11
Организация (как процесс или функция) – это обеспечение эффективности результативности совместной деятельности людей.
"Управлять - значит вести управления предприятие предприятием к его исследования цели, извлекая максимальные предприятием возможности управления из всех имеющихся в его исследования распоряжении управления ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль [8,c.164].
Под организационным управлением понимается совокупность решений, определяющая, какие люди, в какое время и какие технологические процессы осуществляют для того, чтобы получить конкретный, совместный конечный результат. Следовательно, организационное управление – это управление персоналом организации.
Управление персоналом – является процесс воздействия на сотрудников с использованием совокупности специальных методов для оперативного и эффективного решения задач и достижения целей организации. Персонал как объект управления.
Функции управления персоналом организации как основные направления деятельности компании по управлению персоналом включают в себя:
• наем, отбор и прием персонала;
• деловую оценку персонала при приеме, аттестации, подборе;
• профориентацию и трудовую адаптацию;
• мотивацию трудовой деятельности персонала;
• организацию труда и соблюдение этики деловых отношений;
• управление конфликтами и стрессами;
• обеспечение безопасности персонала;
13
• управление нововведениями в кадровой работе;
• обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала;
• управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;