Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ЗАО «Листопад»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Особенности коммерческой деятельности розничной торговой организации
Функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации
1.2 Организация коммерческой работы по продаже товаров
1.3 Эффективность коммерческой деятельности розничной торговой организации
2 Организация коммерческой работы в розничной организации ЗАО «Листопад»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Листопад». Оценка коммерческой работы по закупке сырья и материалов
2.2 Оценка коммерческой работы ЗАО «Листопад» по продаже товаров
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации
Покупателю дано право самостоятельного осмотра и отбора товаров. Товары выкладывают на прилавках, стендах, вывешивают на вешалках. Функции продавца - консультирование покупателей, помощь в отборе товаров, взвешивание, упаковка и отпуск выбранных товаров. Расчетные операции осуществляются в кассах, установленных в торговом зале . Этот метод более удобен по сравнению с традиционным методом продажи через прилавок обслуживания, так как покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на показ и подачу товаров. Удобен этот метод при продаже одежды, тканей, обуви, бельевых изделий, галантереи и др. [6, с. 113];
- По предварительным заказам. Данный вид удобен для покупателей, т.к. экономится время на приобретение товаров. Так в основном продают продовольственные и непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, по месту работы, на дому покупателей, вне магазинов. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода. Иногда расчет осуществляется путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей, проживающих н небольших населенных пунктах, которые через магазины могут заказать технически сложные товары. При этом они не теряют время и деньги на поездки в другие населенные пункты для их приобретения [6, с. 114].
В последние годы стали применять и новые методы розничной продажи товаров:
- торговля по почте;
- электронная торговля.
Электронный маркетинг - особая форма прямого маркетинга, осуществляется с помощью электронных информационных средств. Включает в себя: продажу товаров по телефону; продажу товаров по электронным каналам; продажу в электронном магазине и др.
Каждая коммерческая организация выбирает свой метод продажи товаров исходя из своей специфики деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор эффективных методов розничной продажи товаров - важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
1.3 Эффективность коммерческой деятельности розничной торговой организации
Коммерческая работа по розничной продаже товаров складывается из следующих основных этапов:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазинах товары;
- формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
- рекламно-информационная деятельность розничных торговых предприятий;
- выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
- организация оказания торговых услуг покупателям [17, с. 119].
Успех коммерческой деятельности в розничной торговле во многом зависит от того, насколько квалифицированно и своевременно персонал может разобраться в требованиях покупателей и удовлетворить их, от применяемых методов продажи, состояния и размещения розничной торговой сети, а также иных факторов [15, с. 249].
Любая коммерческая организация, независимо от ее размеров, сферы деятельности, прибыльности или убыточности, – сложная система, которая взаимодействует с рыночной средой.
Поэтому использовать единственный показатель, который мог бы исчерпывающе отразить все стороны коммерческой деятельности предприятия, нецелесообразно [11, с. 102].
Разделяем мнение Ф.Г. Панкратова о том, что проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:
- во-первых, наиболее полно оценить результативность коммерческой работы предприятия в целом и его подразделений;
- во-вторых, анализировать факторы, которые оказывают влияние на прибыль товаров и предоставляемых услуг;
- в-третьих, определять издержки обращения на торговую деятельность и причины их изменения;
- в-четвертых, определять наилучшие пути решения проблем в коммерческой деятельности, что будет способствовать получению достаточной прибыли, но, по нашему мнению, возникает предположение, что коммерческая деятельность предприятия торговли может быть оценена лишь при условии наличия полной исчерпывающей информации о ее состоянии, полученной в результате комплексного анализа всех составляющих ее элементов [20, с. 270].
Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия необходима система показателей. Так, важнейшим показателем эффективности работы коммерческого предприятия является конечно же прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия – объем реализованной продукции, его состав, ассортимент, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводственных расходов и потерь и т. д. От размера полученной прибыли напрямую зависит: пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата налогов и прочие показатели. Прибыль торгового предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами. В торговле различают прибыль от реализации товаров и чистую прибыль, т.е. балансовую.
Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа, необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций - это один из показателей эффективности их деятельности. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли – это отношение суммы прибыли к товарообороту. К другим показателям эффективности этой группы также можно отнести: отношение прибыли к фонду заработной платы; сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия; отношение прибыли к основным и оборотным средствам и некоторые другие[22, с. 106].
Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения - расходы по осуществлению коммерческой деятельности. Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, которые связанны с осуществлением торговой деятельности. Эти издержки могут быть связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения - с выполнением торговлей дополнительных функций (таких как расходы по перевозке, хранению, фасовке, упаковке товаров и др.). Такого рода расходы называются дополнительными издержками [11, с. 114].
Следующим важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Конечным результатом деятельности торгового предприятия является стоимость реализованных товаров и услуг. Поэтому эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия может быть выражена обобщающим показателем, рассматриваемым как отношение стоимости реализованных товаров и услуг к затратам на их реализацию по формуле.
В то же время для более полной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия возможно использование обобщающего показателя, когда сопоставляются результаты деятельности предприятия со всеми затраченными средствами, включая вложения средств в основные и оборотные фонды [15, с. 251].
Следует отметить, что совершенствование коммерческой деятельности в розничной торговле на российских потребительских рынках требует обобщения зарубежного опыта и достижений в различных сферах и, в частности, в сфере перехода товара от производителя к потребителю, в области создания концепции розничной продажи товара, оценки эффективности мероприятий, связанных с управлением процесса перемещения товара на различных этапах коммерческой деятельности. Это связано с тем, что зарубежные розничные предприятия имеют большой опыт использования имеющихся методов совершенствования коммерческой деятельности, а также развития новых методов данного направления. Изучение и использование зарубежного опыта совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле является необходимым и актуальным для российских предприятий [22, с. 108].
Главная цель зарубежных розничных предприятий в области коммерческой деятельности заключается в формировании единой системы движения товара от производственного сектора до потребительского рынка. При этом, формируя единую систему движения товара, зарубежные розничные предприятия формируют новые методы воздействия на потребительский рынок. Таким образом, можно говорить о целостной методологии рыночной деятельности зарубежной компании, в ходе которой формируется и совершенствуется коммерческая деятельность, в которой используется богатый набор приемов совершенствования функций товара, воздействия на потребителя, система стимулирования спроса и сбыта, эффективность каналов товародвижения, развития маркетинговых коммуникаций - в первую очередь действенной рекламы, создание и расширение марочной стратегии, гибкая ценовая политика предприятия [22, с. 109].
Таким образом, следует отметить, что от эффективности коммерческой деятельности на предприятии зависит его финансовая устойчивость, рентабельность, максимальное удовлетворение требований потребителей, что дает возможность рассматривать ее в качестве одного из ряда основных конкурентных преимуществ предприятий. Следовательно, стратегической задачей любых розничных предприятий, по нашему мнению, является постоянное совершенствование коммерческой деятельности.
2 Организация коммерческой работы в розничной организации ЗАО «Листопад»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Листопад». Оценка коммерческой работы по закупке сырья и материалов
Магазин «Листопад» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом предприятия. Предприятие имеет статус юридического лица, наименование, а также печати и штампы, фирменные бланки, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Целью создания магазина «Листопад» является осуществление хозяйственной коммерческой деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Основным предметом деятельности предприятия является:
- осуществление розничной торговли непродовольственными товарами;
- участие в проведении выставок, ярмарках и других мероприятий.
Органом управления предприятия является дирекция предприятия.
Имущество магазина составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.
Имущество не подлежит изъятию иначе как по решению суда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Источниками формирования имущества предприятия являются;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- иные источники, не запрещенные законодательством.
ЗАО «Листопад» уделяет значительное внимание закупочной коммерческой деятельности в силу того, что работает с одеждой и неправильная организация закупочной деятельности может привести к ухудшению качества продукта и снижению спроса на него[15, с. 251]. Такая ситуация недопустима для предприятия, ведь в данный момент оно работает с ограниченным количеством клиентов в условиях высокой конкуренции, и даже незначительное снижение качества продукции может привести к потере клиентов и снижению рентабельности предприятия [25, с. 187].
Закупочная деятельность проводится по двум направлениям: закупка материалов для пошива одежды и закупка фурнитуры. Закупка тканей уже несколько лет проводится у фирмы ООО «Краса», которая зарекомендовала себя как предприятие, четко выполняющее сроки поставок и производящее продукцию высокого качества. Особенность закупок упаковки состоит в том, что «Листопад» не имеет значительных складских помещений для ее хранения и поставки тканей организованы по методу «JustInTime».
Выявлением и изучением источников закупки и поставщиков сырья на предприятии занимается директор, а также работники, которые непосредственно выполняют данные обязанности. Они постоянно следят за рекламными объявлениями в средствах массовой информации, специальных изданиях, анализирует проспекты, каталоги, издаваемые поставщиками, но следует отметить, что есть фирмы-поставщики, с которыми компания работает постоянно [25, с. 188].
Переговоры и совещания по согласованию условий договора чаще всего проводится путем личных контактов с поставщиками. Такая форма обладает неоспоримым преимуществом перед перепиской или телефонными переговорами. Главная задача переговоров – найти взаимовыгодные условия, которые послужат основой для установления длительных деловых связей с поставщиками.