Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ЗАО «Листопад»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Особенности коммерческой деятельности розничной торговой организации
Функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации
1.2 Организация коммерческой работы по продаже товаров
1.3 Эффективность коммерческой деятельности розничной торговой организации
2 Организация коммерческой работы в розничной организации ЗАО «Листопад»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Листопад». Оценка коммерческой работы по закупке сырья и материалов
2.2 Оценка коммерческой работы ЗАО «Листопад» по продаже товаров
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации торговли является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
Развитие рыночных отношений в российской экономике выдвинуло проблему совершенствования коммерческой деятельности для большинства розничных предприятий на важное первое место. Коммерческая деятельность в розничной торговле должна осуществляться, с одной стороны, в соответствии с требованиями потребительского рынка, с другой, потребностями и интересами розничного предприятия в соответствии с их целями деятельности.
Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие и совершенствование.
Коммерческая деятельность – неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.
Цель работы состоит в изучении коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и рассмотрении организации коммерческой работы на примере ЗАО «Листопад».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации;
- рассмотреть организацию коммерческой работы по продаже товаров;
- определить показатели, влияющие на Эффективность коммерческой деятельности розничной торговой организации
- изучить организацию коммерческой работы в розничной организации ЗАО «Листопад»;
- дать краткую характеристику розничной торговой организации ЗАО «Листопад»;
- дать оценку коммерческой работы по закупке сырья и материалов;
- проанализировать коммерческую работу по продаже товаров;
- провести анализ показателей эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации;
-предложить способы повышения эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации ЗАО «Листопад» и ее совершенствование.
Предметом исследования являются особенности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.
Объектом исследования является розничная организация ЗАО «Листопад».
Теоретическая база. Проблемам совершенствования, формирования и функционирования коммерческой деятельности розничных торговых предприятий уделяется значительное внимание отечественными и зарубежными учеными. При написании курсовой работы использовалась научная литература по коммерческой деятельности и маркетингу, а также сайты сети-Интернет на тему коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.
1 Особенности коммерческой деятельности розничной торговой организации
Функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации
Коммерческая деятельность возникла еще в глубокой древности с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников. В России становление торговли относят к VIII-IX вв. В XIX - начале XX вв., в это время коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почётным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твёрдость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, честное и добросовестное служение своему делу [27, с. 163].
Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко. После Октябрьской революции отношение государственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но, в основном, резко отрицательное.
Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчёта и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в рыночных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу [6, с. 72].
Коммерческую деятельность на практике очень часто рассматривают как определенный вид предпринимательской деятельности, который осуществляется в сфере обращения товаров и услуг [13, с. 113]. Но это не совсем верно.
Вместе с тем, коммерческой называют любую деятельность, которая связанна с получением прибыли. Коммерческая деятельность заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли [13, с. 46].
Переход от административно-командной системы к рыночной системе хозяйствования потребовал перестройки коммерческой деятельности. В современных условиях она должна строиться на основе принципа полного равноправия торговых партнёров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков, а также покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых на себя обязательств [13, с. 49].
Коренным образом изменилась правовая база коммерческой деятельности. Этому в первую очередь, способствовало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, введение в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принятие иных нормативных правовых актов, регламентирующих коммерческую деятельность торговых организаций и предприятий, физических лиц, имеющих на это право. При этом существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы.
В настоящее время коммерческая деятельность в розничной торговле – это важнейшая составляющая всей системы деятельности предприятий в условиях экономики рынка и конкуренции. Коммерческая деятельность, по существу, это покупка, которая в конечном итоге является последующей продажей. Предмет продажи – это товар, предмет покупки – потребные для производства товара ресурсы: финансовые, кадровые, материально-технические [25, с.190]. В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления, поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится тщательная работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности [13, с. 89].
Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определённую направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования [27, с. 175]. У каждого предприятия они свои.
Проведем более полное раскрытие сущности и содержания коммерческой деятельности. В монографии профессора Ф.Г. Панкратова и профессора Т.К. Серегиной прослеживается объективный подход к коммерческой деятельности [20, с. 205]. Суть рассматриваемой проблемы сформулирована следующим образом: «Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представления им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учёта и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств».
Вместе с тем, коммерческую деятельность в торговле авторы выделяют отдельно и характеризуют её следующим образом:
«Коммерческая работа представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли»[25, с .135]. Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика к потребителю и продажей их конечному покупателю на рынке товаров.
Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширенно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности». Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар - деньги» при продаже и «деньги-товар» при покупке - реальная картина коммерческого бизнеса более сложная.
При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту её часть, которая взаимосвязана с рынком, а именно с торгово-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли [8, c. 114]. От коммерческой деятельности требуется своевременная адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению торговой организации на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговая организация любой формы собственности создается и существует для потребителей. Следовательно, всё внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей [28, с. 163].
Итак, коммерческая деятельность - неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и наоборот. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.
Тем самым, можно сказать, что торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя [24, с. 80].
Цели коммерческой деятельности определяют её содержание:
- установление хозяйственных и партнёрских связей с субъектами рынка;
- изучение и анализ источников закупки товаров;
- обеспечение связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объём и обновление продукции);
- осуществление купли и продажи товаров с учётом рыночной среды;
- глубокое проникновение на существующие рынки и перспективное развитие целевых рынков товаров.
По мере развития рыночных отношений, составляющие элементы коммерческой деятельности подвергаются качественным изменениям. С переходом к рынку усиливается значимость овладения работниками торговли знаниями в области теории и практики коммерческой деятельности [21, с. 115].
Розничная торговля - это торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно или в небольшом количестве для личного использования потребителя [29, с. 111].
Таким образом, можно говорить об определённых особенностях розничных торговых предприятий.
Основные признаки классификации розничных торговых предприятий: по виду реализуемого ассортимента, по формам торгового обслуживания, по методам продажи, по уровню цен, по типам.
Также классифицируют розничные торговые предприятия по формам, типам и видам интеграции, по концентрации, по местоположению.
Дополнительные характеристики: горизонтальная (отраслевая) интеграция; изолированное месторасположение; групповое размещение торговых точек одной специализации; групповое размещение торговых точек разной специализации; городского значения; в жилых районах.
Коммерческая деятельность в розничной торговле включает следующие основные элементы:
- детальное изучение потребителя, его требований к товару, мотивов покупки и особенностей покупательского поведения;
- определение объема и структуры спроса на товары и услуги;
- формирование конкурентоспособного ассортимента и управление им;
- организация процесса продажи и стимулирование объемов реализации;
- рекламно-информационная деятельность;
- услуги, сервисное обслуживание.